Решение по делу № 2а-601/2021 от 06.09.2021

Дело № 2а-601/2021

УИД 32RS0020-01-2021-000813-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Навля Брянской области                                    10 ноября 2021 года

Навлинский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи                                         – Мазовец В.А.

при секретаре                                                                      – Матвиенко С.А.,

с участием административного ответчика Бугаева В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к административному ответчику Бугаеву В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области (далее – МИФНС России № 5 по Брянской области) обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в МИФНС России № 5 по Брянской области на налоговом учете состоит административный ответчик Бугаев В.В. являющийся плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

На основании учетных данных налоговой инспекции, полученных из уполномоченных органов, за административным ответчиком в собственности числится транспортное средство.

Срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков – физических лиц установлен пунктом 1 ст.363 НК РФ не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (в редакции от 02.12.2013г. действующей на дату выставления требования).

В силу ст.360 НК РФ налоговым периодом признается год.

Указывают, что в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по уплате транспортного налога за 2014-2016 года в сумме 1703 рублей, пени в порядке ст.75 НК по транспортному налогу в сумме70,67 рублей.

В силу ст.388 НК РФ Бугаев В.В. является плательщиком земельного налога, так как является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>;

- с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, рп. Навля <адрес>.

В силу ст.393 НК РФ налоговым периодом признается год.

Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст.397 НК РФ).

В соответствии со ст.400 НК РФ Бугаев В.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, так как является собственником жилого дома, с кадастровым номером 32:17:0960106:35, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, д.4 и жилого дома с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>..

В силу ст.405 НК РФ налоговым периодом признается год.

Срок уплаты налога на имущество физических лиц установлен ст.409 НК РФ не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу ст.75 НК РФ в случае не уплаты либо уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние сроки, налогоплательщики обязаны уплатить пеню.

Указывают, что в настоящее время за административным ответчиком числится задолженность по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 1922,66 рублей, в том числе:

- транспортный налог за 2014 год 37руб. и пени по транспортному налогу 3,36 руб.,

- транспортный налог за 2015 год 220руб. и пени 23,07 руб.,

- транспортный налог за 2016год 330 руб. и пени 25,62 руб.,

- налог на имущество ФЛ за 2016 год 3,00 руб. и пени 0,23 руб.,

- земельный налог за 2016 год 56 руб. и пени 4,36 руб.,

- транспортный налог за 2017 год 1116 руб. и пени 18,62 руб.,

- налог на имущество ФЛ за 2017 год 9,00 руб. и пени 0,15 руб.,

- земельный налог за 2017 год 75 руб. и пени 1,25 руб.

            Указывает, что административному ответчику в порядке досудебного урегулирования спора почтовым отправлением и через личный кабинет налогоплательщика направлялись соответствующее требования: №7340 по состоянию на 15.08.2016 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком погашения до 23 сентября 2016 года; №14333 по состоянию на 02.11.2017 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком погашения до 12 декабря 2017 года; №24426 по состоянию на 11.10.2018 года об уплате налога, сбора, пени, штрафа со сроком погашения до 09 ноября 2018 года; №14204 по состоянию на 07.02.2019г. со сроком погашения до 19 марта 2019 года.

Инспекция ранее обращалась в адрес мирового судьи с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Бугаева В.В., который был отменен определением мирового судьи судебного участка №43 Навлинского судебного района Брянской области от 15.06.2020 года в связи с пропуском срока.

     До настоящего времени административным ответчиком сумма задолженности не оплачена в полном объеме.

В порядке подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ административный истец утрачивает возможность взыскать недоимку.

В соответствии со статьями 31,48,59 НК РФ, статьями 45, 286,287,291 КАС РФ просит восстановить срок для взыскания недоимки в судебном порядке и взыскать с административного ответчика недоимку в сумме по транспортному налогу за 2014-2017года, земельному налогам за 2016-2017 года, по налогу на имущество физических лиц за 2016-2017года и пени в общей сумме 1922 рубля 66 копеек.

Извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился представитель административного ответчика, представили письменное ходатайство, в котором поддерживают иск, просят рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании административный ответчик Бугаев В.В. возражал против заявленных административных исковых требований, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен срок для обращения за взысканием указанной задолженности.

Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

          В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ правом на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций" наделены органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.     При этом административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.2 ст.286 КАС РФ).      В соответствии с п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.          Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

           По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

           Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 8 апреля 2010 года N 468-О-О).

         Статья 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

           Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

         В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

            В силу статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

        Статьей 70 указанного Кодекса( действовавшей на момент предъявления требования и срока уплаты налога) предусмотрено, в случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.".

        Согласно требованию №7340 по состоянию на 15.08.2016г. административному ответчику предлагалось в срок до 23.09.2016 года погасить задолженность по транспортному налогу за 2015 года в размере 37 рублей и пени в размере 3,36 рублей.

        Согласно требованию №14333 по состоянию на 02.11.2017г. административному ответчику предлагалось в срок до 12.12.2017 года погасить задолженность уплате транспортного налога за 2016 год в сумме 220 рублей и пени в размере 23,07 рублей.

        Согласно требованию №24426 по состоянию на 11.10.2018г. административному ответчику предлагалось в срок до 09.11.2018 года погасить задолженность по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество ФЛ за 2017 год в размере 389 рублей и пени в размере 30,21 рубль.

        Согласно требованию №14204 по состоянию на 07.02.2019г. административному ответчику предлагалось в срок до 19.03.2019 года погасить задолженность по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество ФЛ за 2018 год в размере 1200 рублей и пени в размере 20,02 рубля.

Днем истечения срока исполнения требования № 14204 года об уплате налога, сбора, пени, штрафов, процентов считается 18.03.2019 года.

Следовательно, с заявлением о взыскании с Бугаева В.В.. обязательных платежей и санкций МИФНС России № 5 по Брянской области вправе была обратиться в суд до 19.09.2019 года.

         Административный истец в связи с неисполнением в установленный срок требования налоговой инспекции обратился к мировому судье судебного участка № 44 Навлинского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Бугаева В.В. – 15.06.2020 года.          Определением мирового судьи судебного участка № 43 Навлинского судебного района Брянской области от 15.06.2020 года МИФНС России №5 по Брянской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Бугаева В.В. обязательных платежей и санкций в связи с пропуском срока обращения.

       В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Истечение предусмотренного законом срока для взыскания налога само по себе не может являться для налогового органа препятствием для обращения в суд. При этом вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

         Судом установлено, что административный истец обратился с административным исковым заявлением с пропуском установленного срока, предусмотренного для обращения в суд в порядке принудительного взыскания задолженности.

             Административный истец заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, однако, доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска административным истцом срока, наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом суду не представлено.

При этом суд учитывает, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.          Согласно указаниям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в Определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии с ч. 5 ст. 138 КАС РФ в случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины, суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении срока на подачу административного иска и взыскании обязательных платежей и санкций в связи с пропуском срока обращения в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180,290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

          В удовлетворении административных исковых требований административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к административному ответчику Бугаеву В.В. о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Брянский областной суд через Навлинский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                                              В.А. Мазовец

Резолютивная часть решения оглашена 10.11.2021 года

Мотивированное решение изготовлено 11.11.2021 года

2а-601/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России № 5 по Брянской области
Ответчики
БУГАЕВ ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ
Суд
Навлинский районный суд Брянской области
Судья
Мазовец В.А.
Дело на странице суда
navlinsky.brj.sudrf.ru
06.09.2021Регистрация административного искового заявления
06.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2021Подготовка дела (собеседование)
14.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее