Решение по делу № 33а-532/2022 от 25.01.2022

Председательствующий:                                                       Дело № 33а-532/2022

судья Балабанова Н.В.

(1-я инст. М-1039/2021)

УИД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Чита                                                04 февраля 2022 года

Забайкальский краевой суд, в составе председательствующего судьи Каверина С.А., рассмотрев частную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Веслополовой Т.Л. на определение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года, которым административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю к Семенову М. А. о взыскании обязательных платежей и санкций оставлено без движения,

                                                   установил:

16 ноября 2021 года Межрайонная ИФНС России №8 по Забайкальскому краю обратилась в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, подробно мотивируя свою позицию, просила взыскать с Семенова М. А., как налогоплательщика:

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты> рублей, пеня в размере <данные изъяты>

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года: налог в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> рублей;

- транспортный налог с физических лиц: налог в размере <данные изъяты>. (л.д. 2-3)

Определением Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года настоящее административное исковое заявление оставлено без движения в связи с несоответствием положениям ч.ч.1, 2 ст.287, ч.7 ст.125, п.1 ч.1 ст.126 КАС РФ, поскольку расчет обязательных платежей, а также пени, которые просит взыскать административный истец с административного ответчика, в административном исковом заявлении не приведен, приложенные к иску расшифровка задолженности и расчеты сумм пени, включенных в требования по уплате, не подписаны. К административному исковому заявлению приложен список внутренних почтовых отправлений, согласно которому в адрес административного ответчика направлено исковое заявление, при этом отсутствуют сведения о направлении приложенных к нему документов. Доказательства наличия у административного ответчика приложенных к иску документов, также не представлены. Заявителю предложено в срок до 20 декабря 2021 года устранить указанные недостатки заявления. (л.д.24)

С указанным определением не согласился представитель Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - по доверенности Веслополова Т.Л., в частной жалобе просит определение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года отменить, административное исковое заявление направить в тот же суд для разрешения вопроса о принятии к производству. В обоснование своей позиции указывает, что налоговым органом в адрес административного ответчика ранее были направлены налоговые уведомления и требования об уплате налогов, к ним прилагаются списки на отправку заказных писем, в связи с чем, полагает, что у налогоплательщика Семенова М.А., фактически, имеются все документы, приложенные к административному иску. Указанные обстоятельства, по мнению представителя заявителя, свидетельствуют о надлежащем исполнении Межрайонной ИФНС России №8 по Забайкальскому краю требований ст.ст.125-126 КАС РФ. Обращая внимание на позднее направление судом первой инстанции оспариваемого определения, просит восстановить пропущенный срок для подачи частной жалобы. (л.д.40-41, 47-49)

В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, осуществляется по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, оценив доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 48 НК РФ установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, наличных денежных средств этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 7 статьи 125 КАС РФ административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ предусмотрено, что к административному исковому заявлению прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора.

Требования к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций установлены в ст.287 КАС РФ.

В соответствии с ч.2 ст.287 КАС РФ к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке; копия определения судьи об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание административного искового заявления; документы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.

Исходя из положений приведенных норм административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обращаясь в суд с административным иском должен руководствоваться частью 7 статьи 125 КАС РФ, ему необходимо представить документы, подтверждающие направление копий административного искового заявления и приложенных к нему документов участвующим в деле лицам, а также уведомление о вручении этой корреспонденции. Бремя доказывания факта направления сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.

Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Вышеуказанные нормы действующего законодательства, обеспечивающие реализацию задач административного судопроизводства по правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административных дел (пункт 3 статьи 3 КАС РФ), не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы заявителей в указанных ими аспектах.

При таких данных, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что действительно, административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявлений и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.

Как верно было установлено судом первой инстанции, к административному исковому заявлению был приложен список внутренних почтовых отправлений, согласно которому в адрес административного ответчика направлено исковое заявление, при этом сведения о направлении приложенных к нему документов отсутствуют. Доказательства наличия у ответчика приложенных к административному иску документов, также не представлены.

Представитель административного истца в частной жалобе указала на то, что административному ответчику было направлено административное исковое заявление, уведомления и требования были направлены ранее, у налогоплательщика Семенова М.А., фактически, имеются все документы. Между тем, вышеуказанное свидетельствует о том, что у административного ответчика приложенные к исковому заявлению документы имеются не в полном объеме.

Кроме того, в силу пунктов 2 и 5 ч.1, ч.2 ст.287 КАС РФ по административному делу о взыскании обязательных платежей и санкций на административного истца возлагается обязанность представить доказательства, подтверждающие размер денежной суммы, составляющей платеж либо санкцию, и ее расчет.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.

Приведенные положения процессуального закона устанавливают обязанность налогового органа при подаче административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций приводить в нем соответствующий расчет задолженности.

Более того, в расчетах взыскиваемой суммы налоговый орган должен указывать период, за который образовалась задолженность, поскольку в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты налогоплательщиками самостоятельно страховых взносов налоговый орган определяет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.

В силу положений части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч.1 ст.130 КАС РФ судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Поскольку приложение к административному иску уведомления о вручении или иных документов, подтверждающих вручение административному ответчику копии административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций и приложенных к нему документов, является обязательным в силу прямого указания, содержащегося в части 2 статьи 287 и в пункте 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, а также учитывая предусмотренную законодателем обязанность налогового органа указывать в административном иске в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 КАС РФ наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет, суд первой инстанции пришел к верному выводу об оставлении административного искового заявления без движения с предоставлением разумного срока для устранения допущенных недостатков.

Поскольку имеются предусмотренные действующим законодательством основания для оставления административного искового заявления без движения, определение судьи Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года отмене не подлежит.

Доводы частной жалобы представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю Веслополовой Т.Л., выражающие несогласие с судебным актом, не опровергают выводов суда и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого определения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.311, 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

                                                     определил:

определение Петровск-Забайкальского городского суда Забайкальского края от 19 ноября 2021 года оставить без изменения, частную жалобу представителя Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю - Веслополовой Т.Л., без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение по первой инстанции, в течение шести месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения.

Судья:

33а-532/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Забайкальскому краю
Ответчики
Семенов Максим Алексеевич
Другие
Веслополова Татьяна Леонидовна
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Каверин Сергей Александрович
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
25.01.2022Передача дела судье
04.02.2022Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
07.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022Передано в экспедицию
04.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее