Решение по делу № 8Г-2755/2020 [88-4237/2020] от 04.02.2020

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело №88-4237/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                           25 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего:                                Бакулина А.А.,

судей:                                        Рогачевой В.В. и Кротовой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Зайцевой Натальи Юрьевны на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 02 октября 2019 года по делу №2-188/2019 по иску Зайцевой Натальи Юрьевны к федеральному государственному казённому учреждению «Северрегионжилье», отделению (территориальному, г. Мирный) федерального государственного казённого учреждения «Северрегионжилье» и федеральному казённому учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства и возложении обязанности включить в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства.

Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рогачевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Решением Мирнинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 02 октября 2019 года, в удовлетворении иска Зайцевой Н.Ю. к ФГКУ «Северрегионжилье», отделению (территориальному, г. Мирный) ФГКУ «Северрегионжилье» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота»-«2 финансово-экономическая служба» о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства, возложении обязанности включить в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства отказано.

В кассационной жалобе, направленной по почте 30 декабря 2019 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 04 февраля 2020 года, истица Зайцева Н.Ю. просит об отмене решения Мирнинского городского суда Архангельской области от 28 июня 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 02 октября 2019 года, считая их не соответствующими нормам материального права и принятыми без учета всех юридически значимых обстоятельств дела.

Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие истицы Зайцевой Н.Ю., представителей ответчиков ФГКУ «Северрегионжилье» и ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота»-«2 финансово-экономическая служба» и третьего лица Зайцева В.Н., надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.

В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что нарушения, указанные в ч.1 ст.379.7 ГПК РФ, допущены судами первой и второй инстанции, выводы которых не соответствуют установленным ими фактическим обстоятельствам дела и противоречат нормам материального права.

Судами установлено, что Зайцева Н.Ю. с 09.06.2005 проходила военную службу, с которой приказом командира войсковой части 13991 по личному составу от 19.10.2018 № 118 уволена по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. 20 ноября 2018 года она исключена из списков личного состава части. Общая продолжительность военной службы истицы на дату исключения из списков в календарном исчислении составила 13 лет 5 месяцев 11 дней.

Постановлением Главы администрации Мирного от 07.09.2011 № 1867 Гусаровой (Зайцевой) Н.Ю. на состав семьи из трех человек, включая дочь Гусарову А.В. и сына Гусарова И.А., было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

08 сентября 2011 года между МУ «Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Мирного», действующим от имени МО «Мирный», и Гусаровой (Зайцевой) Н.Ю. заключен договор найма служебного жилого помещения № 318.

11 декабря 2018 года истица обратилась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

Решением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ (территориальное отделение, г. Мирный) от 28.02.2019 № 29-М-21/5 в удовлетворении данного заявления истице отказано со ссылкой на то обстоятельство, что на дату подачи заявления военнослужащим она не являлась.

Разрешая спор и отказывая Зайцевой Н.Ю. в удовлетворении иска, суды руководствовались положениями пункта 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 №512, согласно которому для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы, и исходили из того, что реализация военнослужащим права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства через федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, носит заявительный характер и связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилья в период прохождения военной службы.

Увольнение военнослужащего с последующим исключением из списков личного состава воинской части до постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях обязанности по обеспечению его жилым помещением в дальнейшем у федерального органа исполнительной власти не порождает.

В период прохождения военной службы (до исключения из списков личного состава войсковой части) Зайцева Н.Ю. не признавалась нуждающейся в получении жилого помещения в установленном законом порядке, в уполномоченную организацию по вопросу постановки на учет до увольнения не обращалась, в связи с чем права на постановку на такой учет и последующее обеспечение жилым помещением не имеет.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Решение является обоснованным, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Приведенным нормам и разъяснениям принятые по делу судебные постановления не соответствуют, выводы судов об утрате истицей права быть поставленной на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по избранному месту жительства не основано на законе.

Так, в силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 25.09.2014 № 2271-О, от 27.10.2015 № 2527-О, от 26.05.2016 № 1046-О), жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации.

Специальным законом, который в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей является Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее Федеральный закон № 76-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 2 названного Закона правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.

Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее - командиры) (пункт 4 этой же статьи).

Согласно положениям абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абз. 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.

Право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Граждане, уволенные с военной службы и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, выбранных ими в качестве избранного места жительства до увольнения с военной службы (п. 18 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ).

Необеспеченность гражданина жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности, в силу пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512, согласно пункту 3 которых для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по форме согласно приложению с указанием места прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами третьим и двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - избранного постоянного места жительства, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы.

При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что на момент увольнения со службы Зайцева Н.Ю. была обеспечена только служебным жильем, при увольнении не выражала отказа от предоставления ей жилого помещения для постоянного проживания по избранному месту жительства. Напротив, в листе беседы от 10.08.2018 указала, что согласна на увольнение после получения жилья по избранному месту жительства (л.д. 82). Несмотря на это, 13.11.2018 истица была исключена из списков личного состава воинской части без обеспечения её жильем.

Еще до увольнения истица обращалась к ответчику с заявлением о постановке её на учет нуждающихся в жилом помещении в составе семьи своего супруга Зайцева В.Н., однако 11.05.2018 Зайцев В.Н. был поставлен на такой учет один, со ссылкой на то обстоятельство, что он и его супруга зарегистрированы по разным адресам (л.д. 33).

После этого истица стала собирать документы для самостоятельной постановки на учет её и её детей. После сбора всех необходимых документов она обратилась к ответчику с соответствующим заявлением 11.12.2018, то есть уже после её увольнения с военной службы, на что получила отказ со ссылкой на то обстоятельство, что на момент обращения она уже не является военнослужащей.

Исходя из изложенного, в рассматриваемом случае оснований для отказа в принятии истицы на учет у ответчика не имелось, поскольку само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьей 15 Федерального закона № 76-ФЗ. Заявительный характер обращения за постановкой на учет нуждающихся в получении жилья не свидетельствует о том, что срок такого обращения (в период прохождения военной службы) является пресекательным. Факт неправомерного увольнения истицы со службы без предоставления жилого помещения и без принятия решения о признании её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма военнослужащему, подлежащему увольнению, при рассмотрении настоящего дела установлен. Права истицы были нарушены в период прохождения ею военной службы и её увольнения, а не в период после утраты ею статуса военнослужащего.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отказа 28.02.2019 в принятии истицы на учет нуждающихся в жилых помещениях (на основании её заявления от 11.12.2018) по причине её исключения 20.11.2018 из личного состава воинской части у ответчика ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ (территориальное отделение, г. Мирный) не имелось.

Вместе с тем, установив допущенное судами при рассмотрении настоящего дела нарушение норм материального права, реализовать предоставленное ему п.5 ч.1 ст.390 ГПК РФ право на принятие по делу нового судебного постановления суд кассационной инстанции возможности не имеет, так как обстоятельства, подтверждающие нуждаемость истицы и её детей в жилых помещениях, судами не устанавливались, соответствующие доказательства не исследовались.

Согласно ч.1 ст.327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.

Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (п.21 постановления Пленума ВС РФ от 19.07.2012 №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).

Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 №13, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 1 ч. 1 статьи 330 ГПК РФ), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и самостоятельно решить вопрос об их исследовании и приобщении к материалам дела.

Принимая во внимание, что поименованные выше требования закона и указания Пленума ВС РФ судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, учитывая также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (ст. 6.1 ГПК РФ), суд кассационной инстанции находит апелляционное определение по настоящему делу подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором суду апелляционной инстанции следует принять меры к устранению допущенной им неполноты судебного разбирательства, обеспечить сторонам возможность доказывания оснований их требований и возражений и разрешить спор на основе надлежащего исследования и оценки представленных доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 02 октября 2019 года отменить.

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в ином составе судей.

Председательствующий

Судьи

8Г-2755/2020 [88-4237/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Зайцева Наталья Юрьевна
Ответчики
ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отделение
ФГКУ "Северное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ отделение (территориальное, г. Мирный)
филиал ФКУ "Объединенное стратегическое командование Северного флота" - "2 финансово-экономическая служба"
Другие
Зайцев Виктор Николаевич
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Рогачева Вера Владимировна
Дело на сайте суда
3kas.sudrf.ru
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее