Копия
Дело №а-3923/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 21 декабря 2017 года)
20 декабря 2017 года г. Тамбов
Октябрьский районный суд г. Тамбова в составе: председательствующего судьи Толмачевой М.С., при секретаре Косухиной Е.В., с участием представителя административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Воропаевой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горовенко Любови Валентиновны о признании незаконными действий заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, выраженных в передаче 29 сентября 2017 года начальнику Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области заявления Горовенко Л.В. (вх. 8253 от 27 сентября 2017 года) о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тамбовский жилищный стандарт» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
5 октября 2017 года Горовенко Л.В. обратилась в Октябрьский районный суд г. Тамбова с административным исковым заявлением о признании незаконными действий заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, выраженных в передаче 29 сентября 2017 года начальнику Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области заявления Горовенко Л.В. (вх. 8253 от 27 сентября 2017 года) о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тамбовский жилищный стандарт» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем вынесения процессуального решения в порядке ст.28.1 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В обоснование заявленных административных исковых требований Горовенко Л.В. указала, что ей на праве собственности принадлежит квартира № 53 в доме № 10 по улице Куйбышева г. Тамбова. Управляющей компанией в данном доме является ООО «Тамбовский жилищный стандарт», которая допускает нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил и норм технической эксплуатации фонда. Горовенко Л.В. было подано заявление в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области о привлечении управляющей компании к административной ответственности. 27 сентября 2017 года заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области обычным письмом направила ее заявление в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области, при этом административным ответчиком в нарушении требований ст. 28.1 КоАП РФ не было вынесено никакого процессуального документа, а именно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении либо об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, чем существенно нарушены ее права и законные интересы, поскольку она лишена возможности в судебном порядке защитить свои права путем обжалования данных процессуальных решений.
В судебное заседание административный истец Горовенко Л.В., надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, в административном исковом заявлении просила рассматривать дело без ее участия во всех судебных заседаниях. Административному истцу и его представителю был предоставлен доступ к рассматриваемому делу в подсистеме «Интернет – портал» ГАС «Правосудие», также извещение о дате и месте рассмотрения дела было направлено административному истцу и его представителю по электронной почте по адресам, которые указаны ими в административном исковом заявлении.
В судебное заседание представитель административного истца Горовенко Л.В. – Бондарь А.В., надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела не прибыла, уважительных причин неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела и о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без ее участия.
Административный ответчик – заместитель начальника Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Толстова Г.А., надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыла, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, отказать в удовлетворении административных исковых требований.
Представитель административного ответчика – Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области Воропаева А.М. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Выслушав мнение лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела в своей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Статья 4 КАС РФ предусматривает право на обращение в суд с административным исковым заявлением каждому заинтересованному лицу за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой.
Согласно ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
Оспаривание решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено главой 22 КАС РФ.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из анализа указанных норм следует, что при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорные правоотношения, и нарушение или оспаривание прав, свобод и законных интересов заинтересованных лиц, создание препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или незаконного возложения каких-либо обязанностей.
Из материалов дела усматривается, что Горовенко Л.В. является собственником квартиры № <адрес>. Указанный жилой дом находится в управлении Управляющей компанией ООО «Тамбовский жилищный стандарт», которая, по мнению административного истца, допускает нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил и норм технической эксплуатации фонда.
27 сентября 2017 года Горовенко Л.В. обратилась с заявлением в Управление Роспотребнадзора по Тамбовской области о привлечении Управляющей компании к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ в связи с нарушением требований действующего законодательства. (вх. № 8253 от 27 сентября 2017 года).
29 сентября 2017 года заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области на основании ч.3 ст. 8 ФЗ от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» направила заявление Горовенко Л.В. в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области (исх. № 6969 от 29 сентября 2017 года).
Согласно положениям ст.8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 723, Управление осуществляет надзор за соблюдением требований санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Согласно положениям КоАП РФ должностные лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области уполномочены в соответствии со ст. 23.13, ст. 23.49 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушения в области федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в области федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Статья 7.22 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 20 ЖК РФ).
Согласно ч.2.1 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с Положением об Управлении государственного жилищного надзора Тамбовской области, утвержденным постановлением главы администрации Тамбовской области № 171 от 29 мая 2013 года, основными задачами Управления являются: обеспечение защиты прав и законных интересов граждан в жилищной сфере, в том числе при предоставлении им жилищно-коммунальных услуг; предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований в жилищной сфере, допущенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушений и составлению протоколов об административных правонарушениях по факту нарушения управляющей компанией обязательных требований к управлению многоквартирным жилим домом наделены государственные жилищные инспекторы Управления государственного жилищного надзора, в том числе Тамбовской области, при этом органы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области соответствующими полномочиями не наделены, а, следовательно, вынесение любого процессуального решения по факту нарушения управляющей компанией правил содержания и ремонта жилых домов в порядке ст. 28.1 КоАП РФ должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области будет являться незаконным.
Таким образом, рассмотрев заявление Горовенко Л.В. от 27 сентября 2017 года и установив, что ее обращение по возбуждению дела об административном правонарушении по ст. 7.22 КоАП РФ не относится к компетенции Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, Управление в строгом соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», с соблюдением установленных настоящим ФЗ сроков, направило заявление Горовенко Л.В. лицу, уполномоченному принимать соответствующее процессуальное решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении управляющей компании по ст.7.22 КоАП РФ.
Более того, по мнению суда, указанные выше действия Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, соответствующие требованиям действующего законодательства, не нарушают права и законные интересы административного лица, поскольку после проведения соответствующей проверки по заявлению Горовенко Л.В. Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области, будет принято соответствующее процессуальное решение в порядке ст.28.1 КоАП РФ, при несогласии с которым административный истец не лишен возможности его обжалования.
При этом, суд отмечает, что Федеральным Законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обязанность органа (должного лица) направлять лицу ответ по существу жалобы или перенаправлять заявление уполномоченному должностному лицу заказным письмом с уведомлением о вручении не предусмотрена.
Так как административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, судебные расходы в виде государственной пошлины по делу в соответствии с ч. 1 ст. 103 и ч. 1 ст. 111 КАС РФ следует отнести на счет административного истца Горовенко Л.В., однако поскольку последняя является инвалидом 2 группы и освобождена от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым государственную пошлину не взыскивать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Горовенко Любови Валентиновны о признании незаконными действий заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тамбовской области, выраженных в передаче 29 сентября 2017 года начальнику Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области заявления Горовенко Л.В. (вх. 8253 от 27 сентября 2017 года) о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Тамбовский жилищный стандарт» и возложении обязанности устранить допущенные нарушения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тамбовского областного суда через Октябрьский районный суд г. Тамбова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.С. Толмачева
Копия верна.
Судья М.С. Толмачева