Решение по делу № 33-3868/2017 от 30.10.2017

Судья Иванова Н.Е.

№ 33-3868/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 ноября 2017 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Мишеневой М.А., Стракатовой З.Е.

при секретаре Губиной О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 11.09.2017 по иску Сурменкова А.Д. к администрации Сортавальского муниципального района о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Сурменков А.Д. обратился с иском к администрации Сортавальского муниципального района по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением главы администрации Сортавальского муниципального района от (...)(...) был установлен факт невозможности проживания его в ранее закрепленном за ним жилом помещении по адресу: (...), он включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением. Однако до настоящего времени ему не предоставлено жилое помещение. В настоящее время истец вынужден проживать у тети по адресу: (...). На основании изложенного истец просил признать его лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и обязать ответчика предоставить ему вне очереди жилое помещение не ниже установленных социальных норм.

Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал администрацию Сортавальского муниципального района предоставить Сурменкову А.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения в границах Кааламского сельского поселения, в остальной части в иске отказал.

С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что в нарушение ст.12 ГПК РФ судом не были созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении настоящего дела. Указывает, что на момент обращения в суд с настоящим иском истец не представил доказательств отсутствия в его собственности жилого помещения, или жилого помещения по договору социального найма. Между тем указанные доводы судом не исследовались. Ссылаясь на ст. 3, ч.1 ст. 4, п.4 ч.2, ч.3 ст. 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК от 28 ноября 2005 года «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указывает, что обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена действующим законодательством на администрацию Сортавальского муниципального района за счет субвенций, предоставляемых бюджету района из бюджета Республики Карелия. В настоящее время денежные средства, выделенные на софинансирование мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений за счет средств бюджета Республики Карелия, освоены в порядке очередности на основании вступивших в законную силу судебных решений по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по договорам социального найма специализированных жилых помещений.

В возражениях на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз.1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз.2).

На основании подп. 2 п. 4 ст. 8 Закона № 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 этой же статьи закона, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8 ст. 8 Закона).

В силу п. 9 ст. 8 вышеназванного закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с подп. «з» п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28 ноября 2005 № 921-ЗРК орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ч. 6 ст. 3 данного Закона. Таким органом является Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия.

Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением Правительства Республики Карелия № 129-П от 16 июня 2013г.

На основании п. 3 указанного Порядка благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в п 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.

Как было установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела Сурменков А.Д., (...) года рождения относится к лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Решениями Сортавальского городского суда Республики Карелия от (...) и от (...) отец (...) и мать (...) лишены родительских прав в отношении истца.

В период времени с (...) по (...) являлся воспитанником МКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сортавальского муниципального района Республики Карелия Детский дом и находился на полном государственном обеспечении.

Сурменков А.Д. зарегистрирован по адресу: (...).

Распоряжением администрации Сортавальского муниципального района от (...)(...) установлен факт невозможности проживания Сурменкова А.Д. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: (...); он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия №(...) от (...) Сурменков А.Д. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции верно применил положения Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», регулирующие спорные правоотношения.

Возлагая на администрацию Сортавальского муниципального района обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающего санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения в границах Кааламского сельского поселения (по месту жительства истца), суд обоснованно исходил из того, что в настоящее время истец, не имеющий возможности проживать в ранее занимаемом им жилом помещении, подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требовании истца о признании его в судебном порядке гражданином из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая, что приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от (...)(...) Сурменков А.Д. включен в Список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих отсутствие в собственности истца жилого помещения, судебной коллегией отклоняются, поскольку материалами дела, в том числе уведомлением Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия подтверждено отсутствие в ЕГРН сведений о правах на имеющиеся у Сурменкова А.Д. объекты недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сортавальского городского суда Республики Карелия от 11.09.2017 по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-3868/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Сурменков А.Д.
Ответчики
Администрация Сортавальского муниципального района
Другие
Министерство социальной защиты, труда и занятости РК
Министерство финансов Республики Карелия
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Мишенева Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
17.11.2017Судебное заседание
24.11.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее