№ 2-145/2023
67RS0001-01-2022-005003-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Шитиковой Т.М.
судей Филенковой С.В., Коженовой Т.В.
при помощнике судьи Игнатовой Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по апелляционным жалобам Смоленской таможни и Федеральной таможенной службы на решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Шитиковой Т.М., объяснения представителей Смоленской таможни и Федеральной таможенной службы Масловой Н.В., Демидова А.Л., поддержавших доводы жалоб, возражения Семенова Д.В. на жалобы, судебная коллегия
установила:
Семенов Д.В. обратился в суд с иском к Смоленской таможне о зачете в выслугу лет в календарном порядке периодов службы с 27.12.2004 по 20.08.2010, с 23.08.2010 по 15.01.2011, с 15.01.2011 по 24.06.2013, возложении обязанности произвести перерасчет за период с 01.10.2020 по 30.09.2022 всех выплат, назначаемых по выслуге лет, назначении пенсию по выслуге лет.
В обоснование иска указал, что проходил службу: с 27.12.2004 по 20.08.2010 в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области Министерства юстиции РФ; с 23.08.2010 по 15.01.2011 - в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Смоленской области, с 15.01.2011 по 24.06.2013 – в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Смоленской области, которое является правопреемником следственного комитета при прокуратуре РФ; с 21.11.2016 по 30.09.2020 - в должности начальника отдела Смоленской таможни; с 01.10.2020 по 30.09.2022 - в Смоленской таможне в отделе контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров.
В соответствии со ст.27 Закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» ему присвоено специальное звание. Таким служащим в выслугу лет в таможенных органах засчитывается срок службы в службе судебных приставов и в следственном комитете.
При увольнении из таможни названные периоды не включены в выслугу лет для цели установления надбавки к окладу месячного содержания, поэтому сумма выплаченных ему денежных средств оказалась меньше.
В судебном заседании Семенов Д.В. поддержал заявленные требования.
Представители Смоленской таможни, а также привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика Федеральной таможенной службы (далее - ФТС), Маслова Н.В., Демидов А.Л., иск не признали, сославшись на то, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Порядок исчисления выслуги определяется постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103, которым утверждено соответствующее положение, предусматривающее, что председатель ГТК может зачесть в выслугу лет периоды службы некоторым руководителям и специалистам финансовых, экономически, юридических служб, которые приняты в таможенную службу на должности, соответствующие их образованию. Рассмотрение этого вопроса возлагается на центральную комиссию. Комиссия зачла в выслугу лет Семенова Д.В. период с 23.08.2010 по 24.06.2013. В соответствии с расчетом Смоленской таможни от 12.01.2023 выслуга лет истца составляет 14 лет. Иные периоды не зачтены. Период обучения истца в техникуме подлежит включению в выслугу лет.
Решением Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19.01.2023 иск Семенова Д.В. удовлетворен частично, постановлено:
Обязать Смоленскую таможню зачесть Семенову Д.В. в выслугу лет в таможенных органах период с 27.12.2004 по 20.08.2010 (05 лет 07 месяцев 24 дня) и осуществить перерасчет выплат, назначавшихся ему с учетом выслуги лет.
Обязать ФТС назначить Семенову Д.В. пенсию с момента возникновения права на неё.
В апелляционных жалобах Смоленская таможня и ФТС просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 50 Федерального Закона РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997 № 114-ФЗ пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Правительством Российской Федерации. Организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.
В соответствии с п. «а» ст.13, ст.18 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»право на пенсию имеют сотрудники таможенных органов, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
Как следует из Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 103, в выслугу лет для назначения пенсий им засчитывается время службы указанное в статье 18 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей (п./п. а)); время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев (п./п. ж))(п.2).
Руководителям и специалистам финансовых, экономических, юридических служб, вычислительных или информационно-вычислительных центров государственных организаций, принятым на службу в таможенные органы на должности, соответствующие их образованию и специальности, стаж работы в указанных организациях может быть засчитан в выслугу лет в таможенных органах председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации (п.3).
Служба в органах принудительного исполнения - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (п.2 ст.1 Закона РФ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Должности в органах принудительного исполнения - должности сотрудников органов принудительного исполнения, которые учреждаются в органах принудительного исполнения (там же п. 3).
Сотрудник - гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (там же п.7).
Должности в органах принудительного исполнения устанавливаются в соответствии с ст.6 Закона РФ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечнями, утверждаемыми Президентом РФ и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
Как следует из ст.6.1 Закона РФ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» Федеральная служба судебных приставов и её подразделения является органом принудительного исполнения.
В силу ст. 6.4 данного закона к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания (сотрудники), федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.
В соответствии с Инструкцией о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и их семей, утвержденной Приказом ФТС России от 21.04.2011 N 833 пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов Российской Федерации пенсионной службой ГФЭУ и отделами (отделениями) пенсионного обеспечения региональных таможенных управлений (далее - подразделения пенсионной службы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов, а также учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения), структурными подразделениями ФТС России (п.4).
Подразделение пенсионной службы обеспечивает своевременное назначение и перерасчет пенсий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организацию их выплат, приостановления (прекращения) выплат, контроль за правильностью выплат (п.5).
Документы, необходимые для назначения пенсий сотрудникам и членам их семей, оформляет кадровое подразделение совместно с финансовым подразделением таможенного органа (учреждения) по последнему месту службы (работы) сотрудника по его заявлению на пенсию либо по заявлению на пенсию члена семьи (п.6).
На основании документов, представленных кадровым подразделением таможенного органа (учреждения), подразделение пенсионной службы составляет соответствующее заключение о назначении пенсии за выслугу лет и оформляет пенсионное дело, которое формируется документами, необходимыми для назначения пенсии (п.7).
Как следует из материалов дела, Семенов Д.В. с 01.09.1993 по 30.06.1995 обучался в Смоленском торгово – коммерческом техникуме; с 01.08.2001 по 26.12.2004 занимал должность специалиста 1-й категории в Управлении Министерства юстиции РФ по Смоленской области; с 27.12.2004 по 20.08.2010 замещал государственную должность, федеральные государственные должности в отделе материально – технического обеспечения Управления Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области Министерства юстиции РФ; с 23.08.2010 по 14.01.2011 служил в Следственном управлении Следственного комитета при прокуратуре РФ по Смоленской области, с 15.01.2011 по 24.06.2013 - в Следственном управлении Следственного комитета РФ по Смоленской области; с 21.11.2016 по 31.01.2019 проходил службу в должности начальника отдела Смоленской таможни; с 01.02.2019 по 30.09.2020, 01.10.2020 по 30.09.2022 - в Смоленской таможне в отделе контроля за ввозом и оборотом товаров службы таможенного контроля после выпуска товаров.
Приказом № 187-КС от 20.09.2022 истец уволен со службы в таможенных органах по окончании срока службы, предусмотренного контрактом. При увольнении выслуга лет в таможенных органах для выплаты единовременного пособия составила 11 лет 01 месяц 28 дней, предписано выплатить денежное довольствие, ежемесячную премию, денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, единовременное пособие в связи с увольнением. В выслугу зачтены периоды: с 01.08.2001 по 26.12.2004 с 06.11.2013 по 27.09.2015, с 21.11.2016 по 30.09.2020, 01.10.2020 по 30.09.2022.
18.04.2021 Семенов Д.В. обращался в центральную комиссию ФТС России с заявлением о включении в выслугу лет в таможенных органах периодов с 01.08.2001 по 20.08.2010, с 23.08.2010 по 14.10.2011, 15.01.2011 по 24.06.2013.
05.08.2021 комиссия ФТС отказала Семенову Д.В. в зачете в выслугу лет периодов 27.12.2004 по 20.08.2010 (05 лет 07 мес. 24 дня), с 15.01.2011 по 24.06.2013 (02 года 05 мес. 10 дней) в связи с несоответствием деятельности п.3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103, п.3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 43.
Протоколом от 13.12.2022 центральная комиссия ФТС, повторно рассмотрев обращение истца, зачла в выслугу лет период с 23.08.2010 по 24.06.2013.
Согласно расчета Смоленской таможни от 12.01.2023, приказа от 13.01.2023, выслуга лет Семенова В.Д. на момент увольнения составила 14 лет. Помимо вышеназванных, в неё зачтен период с 23.08.2010 по 24.06.2013.
Государственная должность ведущего специалиста отдела, федеральная государственная должность старшего специалиста отдела не предусмотрены Перечнем типовых должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденным Указом Президента РФ от 01.01.2020 N 1 и Перечнем нетиповых должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава и соответствующих им специальных званий, утвержденного Приказом Минюста России от 22.06.2022 N 99.
Вместе с тем, Законом «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» предусмотрено прохождение в таких органах государственной гражданской службы.
Разрешая спор, суд первой инстанции проверил доводы сторон, исследовал представленные доказательства и установив, что два из трех спорных периодов (23.08.2010 по 15.01.2011, с 15.01.2011 по 24.06.2013) ответчиком зачтены, а с 27.12.2004 по 20.08.2010 Семенов В.Д. не занимал должности в органах принудительного исполнения, но являлся федеральным государственным гражданским служащим и занимал соответствующие должности, пришел к правильному выводу о том, что в названный период с 27.12.2004 по 20.08.2010 (05 лет 07 месяцев 24 дня) истец проходил службу в органах принудительного исполнения, который подлежит зачету ввыслугу лет в таможенных органах.
С учетом зачета в выслугу лет и 1/2 периода учебы в Смоленском торгово – коммерческом техникуме – 11 месяцев (1 г. 10 месяцев = 22 месяца, 22:2=11), на день увольнения истца из Смоленской таможни его выслуга превышала 20 лет (14 лет + 05 лет 07 мес. 24 дня + 11 мес. = 20 лет 6 мес. 24 дня).Поэтому суд обоснованно возложил на Смоленскую таможню обязанность осуществить перерасчет выплат, назначавшихся ему с учетом выслуги лет, а на ФТС - назначить Семенову Д.В. пенсию с момента возникновения права на неё.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном толковании норм действующего законодательства.
Вопреки доводам апелляционных жалоб ответчиков, оснований для отказа во включении в выслугу лет в таможенных органах периода с 27.12.2004 по 20.08.2010, осуществлении перерасчета выплат, назначавшихся истцу с учетом выслуги лет, назначения пенсии с момента возникновения права на неё, не имеется.
Апелляционные жалобы по существу содержат правовую позицию ответчиков, проверенную и исследованную судом первой инстанции, получившую надлежащую оценку в решении. Поэтому нет оснований для отмены оспариваемого решения, постановленного судом с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заднепровского районного суда г. Смоленска от 19 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Смоленской таможни и Федеральной таможенной службы – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.04.2023.