Решение по делу № 33-7492/2024 от 24.07.2024

Судья Рыбаков Р.В. Дело № 33-7492/2024

№ 2-1304/2024

64RS0047-01-2024-001513-36

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 сентября 2024 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Агарковой И.П.

судей Брандт И.С., Сугробовой К.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Архиповой Я.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульянова В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о перерасчете размера страховой пенсии по апелляционной жалобе Ульянова Владимира Алексеевича на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 мая 2024 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Брандт И.С., объяснения истца Ульянова В.А. и его представителя Бакаенко В.И., поддержавших доводы жалобы, представителя ответчика Халяпиной Т.П., возражавшей по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия

установила:

Ульянов В.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области (далее - ОСФР по Саратовской области) о перерасчете размера страховой пенсии.

Требования истца мотивированы тем, что 20 декабря 2023 года в связи с достижением возраста 63 лет он обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Из информационной брошюры в отделении фонда он узнал, что имел право выйти на досрочную пенсию по достижении возраста 55 лет как инвалид вследствие военной травмы. В 2020 году он обращался в орган пенсионного фонда, однако ему было разъяснено, что право на пенсию у него возникнет на общих основаниях по достижении возраста 63 лет. Страховая пенсия ему была назначена только с 10 января 2024 года. Размер его пенсии составляет 9 472 рубля 23 копейки, однако по его расчету размер ежемесячной пенсии должен составлять 17 607 рублей 11 копеек. Так как право на пенсию у него имелось по достижении 55 лет, то есть с 23 мая 2016 года, то пенсионный орган должен выплатить ему недополученную пенсию с 23 мая 2018 года в размере 634 639 рублей 41 копейки.

Считая свои права нарушенными, с учетом уточнения исковых требований, Ульянов В.А. просил обязать ОСФР по Саратовской области назначить ему пенсию в порядке п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 мая 2018 года, произвести перерасчет и выплату ему страховой пенсии по старости в размере 634 639 рублей 41 копейки.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 мая 2024 года в удовлетворении исковых требований Ульянову В.А. отказано полностью.

Истец, не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Автор жалобы указывает, что судом не учтено, что ответчик не отрицал тот факт, что он обращался в ОСФР по Саратовской области 04 декабря 2023 года, но поскольку не имел с собой необходимых документов, заявление от него не было принято. Полагает, что несвоевременно обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по причине отсутствия должного информирования ОСФР по Саратовской области о праве на получение пенсии по инвалидности, возникшей вследствие военной травмы, которое предоставлено законом мужчинам с 55 лет, и необходимости подачи заявления в пенсионный орган для назначения пенсии в целях своевременной реализации права. Ссылается на то, что в материалы дела стороной ответчика не представлено доказательств, подтверждающих направление ему уведомления в рамках заблаговременной работы по назначению пенсии 03 мая 2023 года.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Саратовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ульянов В.А., <дата> года рождения, с 29 декабря 1989 года является получателем пенсии по инвалидности вследствие получения военной травмы (3 группа).

10 января 2024 года Ульянов В.А. обратился в ОСФР по Саратовской области с заявлением о назначении страховой пенсии.

Решением пенсионного органа от 10 января 2024 года Ульянову В.А. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Ульянова В.А., суд первой инстанции с учетом положений ст. ст. 4, 5, 8, 22, п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что страховая пенсия по старости назначается пенсионным органом с даты обращения лица, претендующего на ее назначение, с заявлением о назначении такой пенсии. Суд первой инстанции указал на то, что Ульяновым В.А. в материалы дела не представлено доказательств обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости ранее 10 января 2024 года, в связи с чем не усмотрел также оснований для ее перерасчета за более ранний период.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, полагая их основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.

Условия назначения страховой пенсии по старости определены ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно части 1 которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона «О страховых пенсиях» в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В свою очередь, п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы ст. ст. 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства в случае, если между органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанных заявлений предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением (ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В ч. 3 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В силу ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н в соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» были утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которые действовали на дату достижения Ульяновым В.А. возраста 55 лет и до 1 января 2022 года.

Эти правила определяли порядок обращения за страховой пенсией, рассмотрения этих обращений, порядок назначения пенсии, перерасчета и корректировки размера пенсии, перехода (перевода) с одной пенсии на другую, а также правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии.

Аналогичные нормы содержатся в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 года № 546н, действующих с 1 января 2022 года.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 года № 14н был утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (документ утратил силу 24 февраля 2019 года).

Названный административный регламент определял порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации через свои территориальные органы государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации этой государственной услуги (п. 1 Административного регламента), а также устанавливал формы заявлений о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую (приложение № 1 к Административному регламенту), о перерасчете пенсии (приложение № 2 к Административному регламенту), формы уведомления со стороны пенсионного органа по вопросам, связанным с установлением пенсии (приложение № 3 к Административному регламенту).

В п. 7 Административного регламента указано, что при ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам установления пенсий должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять в том числе информацию о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта), о перечне документов, необходимых для получения государственной услуги, об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги, о месте размещения на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации информации по вопросам предоставления государственной услуги.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование административных процедур при обращении гражданина за назначением пенсии.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости до 1 января 2023 года осуществлялась территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при выполнении обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения и исполнении положений пенсионного законодательства должны соблюдать государственные гарантии по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения в целях защиты их прав на страховую пенсию с учетом особого ее значения для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров.

В рамках исполнения этих обязанностей территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении гражданина по вопросу установления пенсии независимо от формы такого обращения (телефонный звонок, устное обращение, письменное обращение) должен зарегистрировать такое обращение в журнале регистрации заявлений и разъяснить гражданину его права, связанные с пенсионным обеспечением, а именно: имеет ли он право на получение пенсии, о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы назначения пенсии (основания и условия назначения пенсии), о документах, необходимых для оценки его права на назначение пенсии, о подаче заявления о назначении пенсии в письменном виде по соответствующей форме (приложение № 1 к Административному регламенту), а при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, дать оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запросить документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Таким образом, при обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.

В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.

С 1 января 2023 года обязанности по пенсионному обеспечению возложены на созданный в результате реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), в числе принципов деятельности которого соблюдение государственных гарантий по обеспечению прав граждан в области пенсионного обеспечения (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ), обеспечение доступности предоставляемых услуг и повышение их качества (п. 5 ст. 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ).

Согласно п. п. 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 1 января 2023 года в связи с изданием Федерального закона от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации»), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.

Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на досрочное назначение пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

Обращаясь в суд, Ульянов В.А. указал, что до фактического назначения ему страховой пенсии по старости с 10 января 2024 года обращался в пенсионный орган с целью реализации своего права на получение пенсии, однако был неправильно проинформирован работником пенсионного фонда о праве на назначение страховой пенсии по старости не ранее достижения возраста 63 лет.

При рассмотрении дела ответчик не оспаривал, что первоначально истец обращался в клиентскую службу (на правах отдела) в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова по вопросу заблаговременной работы по подготовке документов для назначения страховой пенсии по старости 4 декабря 2023 года без предоставления каких-либо документов.

При обращении 20 декабря 2023 года с документами о стаже Ульянов В.А. ошибочно был проконсультирован специалистом ответчика об отсутствии у него права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

По заявлению от 10 января 2024 года истцу была назначена страховая пенсия по старости по нормам п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

В соответствии с положениями п. 1 ч. 15 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости применяется в случае назначения страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно") позднее возникновения права на указанную пенсию, в том числе позднее возраста, предусмотренного приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону, и сроков ее назначения, предусмотренных приложением 7 к настоящему Федеральному закону.

Размер пенсии Ульянову В.А. был установлен с учетом коэффициента повышения индивидуального пенсионного коэффициента в размере 1,29, определенного исходя из 60-ти полных месяцев, истекших со дня возникновения права до дня установления досрочной страховой пенсии. Размер пенсии составил 9 537 рублей 69 копеек.

По расчету, представленному ответчиком суду первой инстанции, с учетом представленных истцом документов о стаже и сведений об уплаченных страховых взносах после 01 января 2022 года, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по нормам п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» возникло у Ульянова В.А. при приобретении требуемой продолжительности страхового стажа 25 лет - с 09 июля 2017 года.

Указанный расчет, согласно доводам апелляционной жалобы, истцом не оспаривается.

Учитывая, что материалами дела подтверждается факт обращения истца по вопросу пенсионного обеспечения в территориальный орган пенсионного фонда 04 декабря 2023 года, и ненадлежащего выполнения при этом пенсионным органом обязанности по разъяснению ему пенсионных прав, в результате чего пенсия истцу была назначена только с 10 января 2024 года, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований истца и возложении на ответчика обязанности назначить Ульянову В.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента его первоначального обращения - 04 декабря 2023 года, а также произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости с указанной даты.

Согласно письменной позиции ответчика, изложенной в дополнении к возражениям на апелляционную жалобу, за период с 04 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года общий размер начисленной пенсии составит 81 806 рублей 47 копеек. С учетом ранее выплаченной истцу страховой пенсии по старости в сумме 73 523 рублей 51 копейки, размер невыплаченной страховой пенсии за период с 04 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года составит 8 273 рублей 96 копеек (81 806,47 - 73 532,51), которая подлежит взысканию в пользу истца.

При этом ответчиком дополнительно представлен справочный расчет пенсии истца с даты возникновения права 06 августа 2018 года (без учета представленной в январе 2024 года справки о получении пособия по безработице), из которого следует, что в случае назначения Ульянову В.А. страховой пенсии по старости с даты возникновения права на ее получение, размер получаемой им пенсии изменится в меньшую сторону, поскольку расчет будет произведен без применения повышающего коэффициента ИПК 1,29 и составит на 01 августа 2024 года 6 336 рублей 11 копеек вместо 9 523 рублей 05 копеек.

Оснований для удовлетворения требований истца в остальной части, в том числе назначения пенсии с иной даты, судебная коллегия не усматривает исходя из следующего.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы истца о его обращениях по вопросу пенсионного обеспечения ранее установленной судебной коллегией даты - 04 декабря 2023 года и о неисполнении пенсионным органом обязанности по его информированию о пенсионных правах, судебной коллегией, исходя из положений ст. ст. 327, 327.1 ГПК РФ в толковании, данном в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», приобщены к материалам дела и исследованы новые доказательства: копии пвыплатного дела , список внутренних почтовых отправлений от 03 мая 2023 года и типовой образец уведомления по вопросу будущей пенсии.

Как следует из приобщенного судебной коллегией копии пенсионного дела, с 01 января 2005 года Ульянов В.А. по месту своего жительства: <адрес> состоял на учете в УПФР в Ленинском районе г. Саратова в качестве получателя ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Часть 6 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», предусматривающая право военнослужащих на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», была введен в указанный закон Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 156-ФЗ.

То есть на момент постановки Ульянова В.А. на учет в связи с выплатой ему ЕДВ, право на одновременное получение двух пенсий законодательством предусмотрено не было.

С момента постановки на учет истец ежегодно обращался в указанный территориальный пенсионный орган с заявлениями об отказе от получения набора социальных услуг. Последнее такое заявление датировано 01 сентября 2008 года.

Иных сведений об обращении Ульянова В.А. с заявлениями по вопросу пенсионных прав или по иным вопросам материалы исследованного выплатного дела не содержат. 20 декабря 2023 года Ульянов В.А. уведомил ОСФР по Саратовской области об изменении адреса своей регистрации по месту жительства. Согласно данным паспорта 01 марта 2013 года Ульянов В.А. снят регистрационного учета по прежнему адресу: <адрес> и 05 марта 2013 года зарегистрирован по адресу: <адрес>

Согласно представленного ответчиком списка внутренних почтовых отправлений от 03 мая 2023 года, Ульянову В.А. по адресу: <адрес> направлено уведомление по вопросу будущей пенсии (предварительной оценки пенсионных прав).

Истцом не оспаривалось, что данное уведомление им получено не было, поскольку он проживал по иному адресу.

Таким образом, доказательств обращения в пенсионный орган за разъяснениями по вопросам пенсионного обеспечения ранее 04 декабря 2023 года истец суду не представил, судебной коллегией таких обстоятельств также не установлено. При таких обстоятельствах при отсутствии обращения истца к ответчику сотрудники пенсионного органа не знали и не могли знать о возникновении у истца права на досрочное назначение страховой пенсии, принимая во внимание также, что материалы выплатного дела по ЕДВ не содержали сведений о наличии у истца необходимого страхового стажа 25 лет для назначения досрочной страховой пенсии.

Кроме того, пенсионным органом в рамках проводимой работы по предварительной оценке пенсионных прав истцу было направлено уведомление о необходимости представить документы для оценки этого права. Указанное уведомление не было получено истцом по независящим от пенсионного органа обстоятельствам, поскольку об изменении места жительства орган по месту получения ЕДВ истец не уведомил.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины пенсионного органа в неназначении Ульянову В.А. досрочной страховой пенсии с момента возникновения права на нее до его первого обращения.

По смыслу действующего законодательства, регламентирующего основания и порядок назначения страховой пенсии, в том числе досрочно, не начисленная не по вине территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) пенсия не подлежит выплате за период, предшествующий обращению за ней.

Вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств того, что Ульянов В.А. не получал страховую пенсию по старости с даты возникновения права на нее 23 мая 2018 года (наличия 25 лет страхового стажа после достижения 55 лет) до момента его обращения в пенсионный орган 04 декабря 2023 года по вине пенсионного органа, в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к правоотношениям сторон норм ст. 20.1 Федерального закона «О страховых пенсиях», предусматривающей порядок информирования застрахованных лиц о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, введенной в указанный закон с 01 января 2022 года Федеральным законом от 26 мая 2021 года «153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и назначении ему пенсии с мая 2021 года несостоятельны, поскольку на момент возникновения права на пенсию указанные нормы не действовали.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 24 мая 2024 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ульянова В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии и ее выплату удовлетворить частично.

Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области обязанность назначить Ульянову В.А, (СНИЛС <данные изъяты>) досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04 декабря 2023 года, произвести перерасчет и выплату страховой пенсии по старости за период с 04 декабря 2023 года по 31 августа 2024 года в размере 8 273 рублей 96 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ульянова В.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области отказать.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено
12 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-7492/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Ульянов Владимир Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Саратовской области
Другие
Бакаенко Варвара Ивановна
Суд
Саратовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sar.sudrf.ru
25.07.2024Передача дела судье
15.08.2024Судебное заседание
29.08.2024Судебное заседание
05.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Передано в экспедицию
05.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее