№ 3а-170/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации29 августа 2019 г. г.Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Рочевой Е.А., с участием представителя административного истца Власова К.С., представителя административного ответчика Правительства Республики Карелия Евдокимовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рычика В.И. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Рычик В.И. обратился в суд по тем основаниям, что он является собственникомобъектов недвижимости -нежилого здания, с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, и (...) кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв..м.
По состоянию на 22 ноября 2011 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости установлена в размере 10811903 руб. 81 коп.и16697754 руб. 16 коп. соответственно.
По инициативе административного истцаиндивидуальный предприниматель Блинникова Е.А. подготовила отчеты №(...) и №(...) от 31 июля2019 г. об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства, согласно которымих рыночная стоимость определена в размере 4506000 руб. и 10605000 руб. соответственно.
Административный истец полагает, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение налоговой базы по налогу на имущество, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеназванных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчикаПравительства Республики Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, чтоРычик В.И. является собственникомобъектов недвижимости - (...), с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м, и (...) с кадастровым номером (...), расположенного по адресу: (...), общей площадью (...) кв.м,что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об объектах недвижимости от 16 августа 2019 г.
В силу главы 32 Налогового кодекса Российской Федерацииадминистративный истец является плательщиком налога на имущество и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из ихкадастровой стоимости.
В соответствии пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начинаяс даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Таким образом, административный истец, являясь в силу действующего законодательства плательщиком налога на имущество, самостоятельно определяет налоговую базу объектов капитального строительства исходя из их кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость объектов недвижимостис кадастровыми номерами (...),(...) была определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Карелия в 2011-2012 годах на основании государственного контракта. Кадастровой оценке подлежали те объекты капитального строительства, сведения о которых содержались в государственном кадастре недвижимости на дату проведения оценки - 22 ноября 2011 г.
Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Республики Карелия».
Сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами (...),(...) были внесены в государственный кадастр недвижимости (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) на основании технических паспортов на здания, переданного ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в установленном порядке.
В соответствии с приложением № 1 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 сентября 2012 г. № 298-П кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 22 ноября 2011 г. с кадастровым номером (...) составляет 10811903 руб. 81 коп., с кадастровым номером (...) - 16697754 руб. 16 коп.соответственно.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Таким образом, кадастровая стоимость, которую оспаривает административный истец в настоящее время, является актуальной.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется в результате государственной кадастровой оценки в целях реализации Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) и Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно положениям которых актуализация результатов государственной кадастровой оценки должна проводиться не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет.
Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Сведения о кадастровой оценке объектов недвижимости с кадастровыми номерами (...) внесены в Единый государственный реестр недвижимости 18 октября 2012 г., то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного КАС РФ срока.
Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости, находящихся в собственности, не соответствует их рыночной стоимости, административный истец обратился08 августа 2019 г. с административным исковым заявлением в суд.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.
Рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 22 ноября 2011 г. определена на основании отчетов об оценке рыночной стоимости объектов капитального строительства №(...) и №(...) от 31 июля 2019 г., выполненных индивидуальным предпринимателем Блинниковой Е.А. и составляет 4506000 руб. и 10605000 руб. соответственно.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона №135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчетах, составленных по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости объектов недвижимости, подробно исследовав возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, суд приходит к выводу о том, что отчеты в целом соответствуют требованиям законодательства, нарушений, которые ставили бы под сомнение сделанные в нем выводы, оценщиком не допущено, в связи с чем суд признает их достоверными и соглашается с рыночной стоимостью объектов недвижимости.
На основании части 4 статьи 7, пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и абзаца 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2011 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░–(...), ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (...), ░░░░░ ░░░░░░░░ (...) ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 4506000 ░░░. ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 22 ░░░░░░ 2011 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – (...) ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (...), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (...), ░░░░░ ░░░░░░░░ (...) ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ 10605000 ░░░. ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░08 ░░░░░░░ 2019 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░30 ░░░░░░░ 2019 ░.