Дело № 2-12/20 (2-481/19)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дагестанские Огни 30 января 2020 г.
Городской суд г. Дагестанские Огни РД в составе:
председательствующего судьи Магамедова Ш.М.,
при помощнике судьи Мурадове А.Н., секретаре Ахмедовой Э.А.,
с участием истца Курбанова Илмана Усмановича,
третьего лица – Османова Магомедкерима Гаджиибрагимовича и его представителя Гаджиалиева Зияутдина Абдулхаликовича, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Курбанова Илмана Усмановича к администрации городского округа «город Дагестанские Огни» о понуждении к предоставлению земельного участка,
у с т а н о в и л :
Курбанов И.У. обратился в суд с иском к администрации ГО «город Дагестанские Огни» об обязании предоставить ему в установленном порядке земельный участок площадью 420,80 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, ул. А.К. Велиева, 1 «д», либо иной равноценный земельный участок на основании следующего.
ДД.ММ.ГГГГ в целях улучшения жилищных условий своей семьи он обратился с заявлением к главе администрации ГО «город Дагестанские Огни» о предоставлении ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
По результатам рассмотрения поданного им заявления ответчиком было вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта выбора места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка по ул. А.К. Велиева, № "д", <адрес>
для ИЖС».
На основании данного распоряжения ответчика им были произведены землеустроительные работы, а также проведен государственный кадастровый учет земельного участка.
При постановке земельного участка на государственный кадастровый учет земельному участку присвоен кадастровый № и ему ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РД, отдел по <адрес> был выдан кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако в последующем возникли обстоятельства, которые препятствуют предоставлению ему ответчиком данного земельного участка в собственность на основании соответствующего постановления.
Так, на основании постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, о котором он узнал только в 2015 году, ответчик отменил указанное выше распоряжение. Причиной отмены распоряжения послужило предоставление земельного участка преимущественно расположенного в тех же границах, но с другим адресом: ул.А.К. Велиева, № "г", другому лицу.
В связи с возникшим спором он обратился в городской
суд <адрес> с иском о признании данного постановления незаконным. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ его исковые требования были удовлетворены.
В октябре 2015 года выяснилось, что кадастровые сведения (кадастровый учет) в отношении того же земельного участка (05:47:10034:1071) являются недействительными и исключены из реестра.
В целях разрешения данного обстоятельства он также обратился в городской суд г. Дагестанские Огни. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ его требования о признании решения о снятии указанного выше земельного участка с государственного кадастра недвижимости и понуждении ответчика внести в ГКН сведения о данном земельном участке были удовлетворены. Данное решение было оставлено без изменения и в Верховном суде РД (Апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ дело №ЗЗа-1141/2016).
В ноябре 2018 года новый собственник земельного участка по ул. А.К. Велиева, № "г" Османов М.Г. обратился в тот же суд с заявлением о пересмотре решения городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением данного суда от ДД.ММ.ГГГГ Османову М.Г. было отказано в удовлетворении его исковых требований.
При этом, несмотря на многочисленные и многолетние судебные тяжбы истец не может получить данный земельный участок в собственность.
В конце 2018 г. он обратился к ответчику с напоминанием о предоставлении ему земельного участка в собственность. При этом из письма Управления имущественных и земельных отношений администрации <адрес> (№ от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что предоставление участка не представляется возможным, так как его предоставление возможно только на основании аукциона. Но для проведения аукциона также необходимо провести уточнение границ земельного участка с кадастровым номером 05:47:10034:1071, который налагается на земельные участки с кадастровыми номерами 05:47:10034:1576 и 05:47:10034:1272.
При этом собственником земельного участка 05:47:10034:1272, на который налагается земельный участок, сформированный по его обращению, с кадастровым номером 05:47:10034:1071, является Османов М.Г., который приобрел земельный участок по договору купли-продажи, и права собственности которого зарегистрировано в ЕГРП.
До вынесения ответчиком распоряжения № от 28 сентября
2010 года "О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта выбора места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка... по ул. А.К. Велиева, № "д" <адрес> для ИЖС", ответчик на основании постановления и.о. главы местной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ предоставил земельный участок ул. А.К. Велиева, № "г", преимущественно расположенный в тех же границах, что и участок по <адрес> «д», гр. ФИО8
Постановлением главы администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление и.о. главы местной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено.
Однако в последующем ответчиком на основании постановления администрации городского округа "<адрес>" № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление главы администрации ГО "<адрес>" № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления и.о. главы местной администрации <адрес>" № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент вынесения ответчиком распоряжения № от 28
сентября 2010 г. земельный участок по <адрес> «г», на который
накладывается земельный участок по ул. А.К. Велиева, 1 «д», не был кому-либо предоставлен, а, следовательно, являлся свободным участком.
Вместе с тем, отменив постановление главы администрации № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления и.о. главы местной администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик вернул во владение
и пользование ФИО8 земельный участок по ул. А.К. Велиева, № "г", которому был присвоен кадастровый №.
На данный земельный участок, как утверждает истец, налагается земельный участок по ул. А.К. Велиева, 1 «д» с кадастровым номером 05:47:10034:1071.
В последующем ФИО8 продал земельный участок по <адрес> "г" с кадастровым номером 05:47:10034:1272 Османову М.Г., который в настоящее время является собственником этого участка.
Поскольку Османов М.Г. в настоящее время является собственником спорного земельного участка по <адрес> "г", судом он был привлечен по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебном заседании истец Курбанов И. поддержал свои требования, по основаниям, изложенным в иске, и просил их удовлетворить.
Третье лицо – Османова М.Г. и его представителя Гаджиалиев З.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. В своих объяснениях Гаджиалиев З.А. пояснил, что участок Османовым был приобретен у гражданина Султанова и у них имеются все правоустанавливающие документы на этот участок. Участок, который Курбанов просит предоставить ему, имеет почтовый адрес «<адрес> «г»», а участок Османова – «<адрес> «д»». Кроме того, кадастровые номера участков разные. Более того, истцом пропущен срок исковой давности, так как после отказа администрацией в 2015 году в предоставлении ему земельного участка истец знал о нарушении своих прав. В этой связи просил суд применить срок исковой давности в отношении требований Курбанова И. и отказать ему в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Османов М. в своих объяснениях пояснил, что он купил спорный земельный участок по <адрес> «г» у гражданина ФИО8, зарегистрировал на него право собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. В последующем построил на этом земельном участке жилой дом и в настоящее время проживает в нем со своей семьей. Право собственности на дом не может зарегистрировать в связи с неясностями в кадастровых номерах, так как решением суда от ДД.ММ.ГГГГ требования истца о признании решения о снятии указанного выше земельного участка с государственного кадастра недвижимости и понуждении ответчика внести в ГКН сведения о данном земельном участке были удовлетворены. Истец, спустя столько лет, заявляет, что этот участок должен был быть предоставлен ему. В этой связи просил суд отказать в удовлетворении требований Курбанова И.
Ответчик – администрация ГО «город Дагестанские Огни», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направил.
Согласно ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны представить суду доказательства уважительности причины своей неявки в суд. При признании судом причины неявки стороны в суд неуважительной суд вправе рассмотреть дело без участия какой-либо стороны.
Выслушав объяснения истца Курбанова И.У., третьего лица Османова М.Г. Османова М.Г. и его представителя Гаджиалиев З.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 48 ФЗ закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Отводы земельных участков, передача их в собственность или на ином вещном праве, раздел земельных участков между сособственниками и т.д. производят органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ такие акты ненормативного характера являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.
Ст. 29 ЗК РФ (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривает решение вопроса о предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Порядок выбора земельного участка для строительства определен в ст. 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Согласно п. 2 ст. 32 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся и в действующем Земельном кодексе РФ.
Незаконное решение органа местного самоуправления, органа государственной власти о предварительном согласовании места размещения объекта может быть отменено этим органом в целях обеспечения законности своей деятельности. Данное право следует из положений ст. 48 ФЗ о местном самоуправлении, в соответствии с которой муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по заявлению Курбанова И. о предоставлении ему земельного участка, администрацией ГО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № «О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта выбора места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка по ул. А.К. Велиева, № "д", <адрес> для ИЖС», на основании которого истцом были произведены землеустроительные работы, проведен государственный кадастровый учет земельного участка и земельному участку присвоен кадастровый №.
Постановлением главы администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Решением городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данное постановление главы администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным.
Как следует из пояснений истца и подтверждается материалами дела, до вынесения ответчиком распоряжения № от 28 сентября
2010 года, ответчик на основании постановления и.о. главы местной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ предоставил земельный участок ул. А.К. Велиева, № "г", преимущественно расположенный в тех же границах, что и участок по <адрес>, «д», гр. ФИО8, который в свою очередь продал этот участок гр. Османову М.Г. Постановлением главы администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное постановление и.о. главы местной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено. В последующем ответчиком на основании постановления администрации городского округа "<адрес>" № от ДД.ММ.ГГГГ было отменено постановление главы администрации ГО "город Дагестанские Огни" № от ДД.ММ.ГГГГ об отмене постановления и.о. главы местной администрации <адрес>" № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Курбанов И. считает, что на основании вышеуказанного распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ он вправе получить у администрации земельный участок.
С данными доводами Курбанова нельзя согласиться, поскольку по смыслу вышеприведенных норм земельного законодательства, само по себе решение о формировании земельного участка и о предварительном согласовании места размещения объекта не порождает каких-либо прав заявителя на выбранный земельный участок, оно лишь является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Заявление Курбанова И. о предоставлении спорного земельного участка является основанием для совершения органом местного самоуправления действий по принятию решения о предоставлении земельного участка. При этом в силу п. 7 ст. 30 ЗК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является основанием для государственной регистрации права.
Такого решения о предоставлении земельного участка истцу ответчиком принято не было и материалы дела не содержат.
Более того, Курбанов с момента вынесения распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ о формировании земельного участка никаких мер для получения от администрации этого земельного участка в течение пяти лет не предпринимал. Обратился в суд с требованиями о признании постановления главы администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ «об отмене распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ» только в 2015 году, т.е. спустя 3 года. С настоящими требованиями о нарушения его прав обратился в ноябре 2019, т.е. через 9 лет после вынесения распоряжения. Между тем, к этому времени администрация предоставила спорный земельный участок другому лицу, который продал его гр. Османову, и тот, в свою очередь, на законных основаниях зарегистрировал право собственности на данный земельный участок и построил на нем жилой дом.
При таких обстоятельствах требования Курбанова обязать администрацию предоставить ему земельный участок суд находит необоснованными.
С учетом установленных обстоятельств и требований закона, поскольку истцом не представлено суду доказательств тому, что после распоряжения администрации о формировании земельного участка этот земельный был постановлением администрации предоставлен в собственность Курбанову, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Курбанова Илмана Усмановича к администрации городского округа «город Дагестанские Огни» об обязании предоставить ему в установленном порядке, на основании принятого администрацией распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ "О предварительном согласовании места размещения объекта, об утверждении акта выбора места расположения земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, проведении землеустроительных и кадастровых работ земельного участка по ул. <адрес> для индивидуального жилищного строительства", земельный участок площадью 420,80 м, расположенный по адресу: РД, <адрес>, либо иной равноценный земельный участок, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через городской суд г. Дагестанские Огни в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 31 января 2020 г.
Судья Магамедов Ш.М.