Решение по делу № 2а-542/2021 от 29.03.2021

Дело № 2а-542/2021 УИД: 47RS0007-01-2021-001254-12

РЕШЕНИЕ

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2021 года г. Кингисепп     

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при секретаре Нечаевой А.С.,

при участии помощника Кингисеппского городского прокурора Потапкина В.А., представителя административного ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Прокопчик Н.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года; представителя заинтересованного лица КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» Егоровой О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года; представителя заинтересованного лица – ОАО «Кингисеппский водоканал» Егоровой Т.Г., действующей на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кингисеппского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» <адрес>» о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Кингисеппский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по обеспечению неопределенного круга лиц водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2, об обязании ответчика обеспечить неопределенный круг лиц водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», указав в обоснование иска, что ввиду неоднократных обращений граждан, поступивших в городскую прокуратуру в январе 2021 года, Кингисеппской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МО «Кингисеппский муниципальный район» требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части предоставления жителям многоквартирных жилых домов гор. Кингисеппа Ленинградской области холодного водоснабжения. В ходе проверки установлено, что централизованное водоснабжение населения гор. Кингисепп питьевой водой осуществляется посредством забора и очистки поверхностных вод из р. Луга водозаборными очистными сооружениями «Сережино», водозаборные очистные сооружения «Сережино» построены в две очереди. Первая очередь сооружения – 1972 год и рассчитана на производительность 20 000 м3/сут., вторая очередь – построена в ДД.ММ.ГГГГ году и рассчитана на производительность 20 000 м3/сут. Суммарная производительность ВОС «Сережино» - 40 000 м3/сут. Очистка воды производится в два этапа, фактическая мощность составляет 16300-18000 м3/сут.

Установлено, что поставляемый коммунальный ресурс – холодное водоснабжение – не соответствует качеству, предъявляемому к нему СанПин 1.2.3685-21, а именно: содержание взятых проб воды показало нарушение концентрации хлора и концентрация окисляемости перманганатной, содержащихся в питьевой воде непосредственно перед ее поступлением с ВОС «Сережино» в распределительную сеть централизованной системы водоснабжения.

Полномочия собственника ВОС «Сережино» осуществляет МО «Кингисеппский муниципальный район», вместе с тем, к полномочиям органов местного самоуправления в силу ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» относится принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу требований Федерального закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, требования к качеству воды установлены СанПин 1.2.3685-21.

Обеспечение питьевой водой жителей многоквартирных домов гор. Кингисеппа осуществляет ОАО «Кингисеппский водоканал», в соответствии с условиями концессионного соглашения, заключенного с КУИ МО «Кингисеппское городское поселение».

ОАО «Кингисеппский водоканал» за предоставление некачественного водоснабжения привлекалась к административной ответственности, в адрес ОАО «Кингисеппский водоканал выносилось представление, которое было рассмотрено и удовлетворено, вместе с тем, несмотря на многочисленные нарушения ОАО «Кингисеппский водоканал» условий концессионного соглашения, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» проявляет незаконное бездействие, выраженное в непринятии мер по расторжению концессионного Соглашения с ОАО «Кингисеппский водоканал» как с лицом, осуществляющим водоснабжение граждан некачественной водой, то есть ответчик не исполняет надлежащим образом полномочия собственника, а учитывая, что качество питьевой воды в системе холодного водоснабжения не соответствует нормативам, бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» влечет за собой угрозу для здоровья граждан (том 1 л.д. 2-7).

В ходе судебного разбирательства 12 июля 2021 года Кингисеппский городской прокурор уточнил исковые требования, указав в уточненном иске, что бездействие ответчика выражено в ненадлежащем исполнении полномочий по решению такого вопроса местного значения, как организация в границах городского поселения водоснабжения населения, конкретизировал круг лиц, в защиту прав и законных интересов которых обратился в суд, просил:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», выраженное в непринятии мер по организации обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих на территории гор. Кингисепп Ленинградской области, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2, и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 278.041.2021 N 3;

- об обязании ответчика организовать обеспечение неопределенного круга лиц, проживающих на территории гор. Кингисепп Ленинградской области, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2, и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 278.041.2021 N 3 (том 6 л.д. 44-46).

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснил, что просит обязать ответчика устранить допущенные нарушения в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, пояснил также, что непосредственную очистку воды и ее поставку населению осуществляет ОАО «Кингисеппский водоканал», но администрация является лицом, уполномоченным выбирать организацию, которая передает это имущество для обеспечения населения водой надлежащего качества, в ходе дальнейшего судебного разбирательства пояснил, что способ обеспечения населения качественным водоснабжением орган местного самоуправления должен определять самостоятельно при исполнении судебного решения об обязании обеспечить организацию поставки питьевой воды надлежащего качества, в дальнейшем указал, что в ходе проведенной проверки было представлено заключение Северо-Западного центра гигиены о том, что на момент строительства водоочистных сооружений Сережино река Луга относилась к водоему первого класса по качеству воды, в настоящее время это третий класс, и данное заключение делает вывод о том, что нынешнее оборудование Сережино не способно очищать воду, система очистки воды ВОС «Сережино» находится в аварийном состоянии, и оно устарело, требует полной реконструкции (модернизации) и капитального ремонта, в этой связи уточнил исковые требования, указав, что организация обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих в гор. Кингисепп, невозможна без проведения полной замены, реконструкции, модернизации и ремонта оборудования ВОС «Сережино», также нарушения должны быть устранены путем разработки и утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы в соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона «О водоснабжении» и иных действий по усмотрению административного ответчика.

Представитель ответчика администрация МО «Кингисеппское городское поселение» в судебном заседании иск не признала, представив письменные возражения на иск (том 1 л.д. 94-104), ссылаясь на то, что не является надлежащим ответчиком по заявленному иску, и указав, что именно на ОАО «Кингисеппский водоканал» лежит обязанность по обеспечению населения водоснабжением, соответствующим требованиям СанПиН, в силу требований Федерального закона N 131-ФЗ и 416-ФЗ не предусмотрено оказание органом местного самоуправления услуг в сфере водоснабжения и не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления подачи населению водоснабжения, на органе местного самоуправления лежит лишь обязанность по организации водоснабжения. ОАО «Кингисеппский водоканал» неоднократно привлекалась к ответственности на поставку воды ненадлежащего качества, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» как исполнительно-распорядительный орган МО «Кингисеппское городское поселение» исполнила свою обязанность по обеспечению условий, необходимых для организации холодного водоснабжения населения, МО «Кингисеппское городское поселение» является собственником объектов централизованного водоснабжения г. Кингисепп, и они переданы ОАО «Кингисеппский водоканал» в рамках концессионного соглашения, предметом которого является модернизация объектов водоснабжения и осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта соглашения, а именно, системы централизованного водоснабжения г. Кингисеппа. В силу п. 31 Соглашения ОАО «Кингисеппский водоканал» взял на себя обязательства поддерживать Объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в Тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения. В 2019 году КУИ предприняло меры для расторжения концессионного соглашения, однако, судебным решением отказано в расторжении концессионного Соглашения. Таким образом, администрацией приняты все зависящие от нее меры для организации водоснабжения населения питьевой водой в рамках имеющихся полномочий и обязательств, а также созданы все необходимые условия для организации подачи ОАО «Кингисеппский водоканал» питьевого водоснабжения надлежащего качества, тогда как ОАО «Кингисеппский водоканал» с какими либо обращениями по поводу выделения денежных средств на ремонт, либо реконструкцию оборудования не обращалась.

Представитель заинтересованного лица ОАО «Кингисеппский водоканал» в судебном заседании с иском согласилась, представив письменный отзыв на иск (том 1 л.д. 131-137), и указав, что причиной отклонений качества питьевой воды в гор. Кингисепп по показателям превышения хлора и окисляемости, выявленных в результате проведенной проверки качества воды, является устаревшее оборудования системы очистки воды ВОС «Сережино», которое требует полной замены, текущий ремонт указанного оборудования результатов по улучшения качества воды не принесет. При этом ОАО «Кингисеппский водоканал» по условиям концессионного соглашения не обязан осуществлять модернизацию оборудования ВОС Сережино, все мероприятия, связанные с модернизацией этого оборудования, обязана проводить администрация МО «Кингисеппский муниципальный район». ОАО «Кингисеппский водоканал» осуществляет все возможные действия для подачи питьевой воды населению надлежащего качества, обеспечивает надлежащее состояние объектов концессионного соглашения, которые обязано модернизировать за свой счет, и своими силами, проведенное в 2020 году техническое обследование централизованной системы водоснабжения г. Кингисепп показало, что с учетом высокого процента износа сетей и сооружений существующие очистные сооружения в пиковые периоды не справляются с очисткой воды. Показатели качества питьевой воды будут подлежать улучшению только в случае реконструкции и модернизации в полном объеме ВОС Сережино, оборудование которого сильно изношено и устарело. Предпринимаемые ОАО «Кингисеппский водоканал» меры для улучшения качества воды являются временными, они не обеспечат постоянного качества питьевой воды. Полагает, что качество питьевой воды не является предметом концессионного соглашения, поскольку согласно п. 12 Соглашения и Приложения к нему N 2.1 концессионер обязан за свой счет выполнить модернизацию насосного оборудования повысительных насосных станций (11 шт.) и водопроводов жилых домов мкр. N 4 в результате данных мероприятий достигнуть плановых значений показателей деятельности концессионера, установленных в рамках долгосрочного тарифного регулирования.

Представитель заинтересованного лица - Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области - Демичев А.А. – в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (том 6 л.д. 47), о причинах неявки не сообщил, ранее в судебных заседаниях с иском соглашался, поясняя, что выявленные недостатки качества питьевого водоснабжения в г. Кингисепп напрямую зависят от качества оборудования ВОС «Сережино», которое требует полной реконструкции и модернизации, что установлено проведенной Управлениям Роспотребнадзора проверкой, на эту реконструкцию необходимо выделить бюджетные денежные средства, поскольку ОАО «Кингисеппский водоканал» этого обеспечить не сможет (том 1 л.д. 87-89).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании с иском не согласилась, дав пояснении, аналогичные пояснениям представителя администрации МО «Кингисеппский муниципальный район».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ) питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающим общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяющим государственные гарантии его осуществления, установлено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Требованиями СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2, и требованиями СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 278.041.2021 N 3 установлены параметры качества питьевого водоснабжения, осуществляемого для граждан многоквартирных жилых домов.

Согласно требованиям указанных Правил, качество питьевой воды по обобщенному показателю «окисляемость перманганатная» должно быть не более 5,0 мг/л, показатель активного остаточного связанного хлора не должен превышать 0.8-1.2 мг/л.

Судом установлено, что в гор. Кингисепп Ленинградской области централизованное холодное водоснабжение осуществляется посредством использования системы коммунальной инфраструктуры, состоящей из водопроводных сетей и сооружений, посредством забора и очистки поверхностных вод из р. Луга водозаборными очистными сооружениями (ВОС) «Сережино», собственником указанного имущества является МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район», администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» исполняет полномочия исполнительно-распорядительного органа МО «Кингисеппское городское поселение».

Таким образом, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по водоснабжению.

Деятельность по централизованному снабжению населения <адрес> питьевой водой осуществляет ОАО «Кингисеппский водоканал».

Обслуживание системы водоснабжения <адрес> осуществляется двумя участками: водозаборные очистные сооружения (ВОС «Сережино») и водопроводные сети и сооружения (ВС и С).

В городе Кингисепп две технологические зоны водоснабжения:

- водозаборные очистные сооружения (Далее ВОС) «Сережино», обеспечивающие водой <адрес> в <адрес>;

- артезианские скважины из защищенного горизонта обеспечивают водой микрорайон Касколовка.

Водозаборные очистные сооружения предназначены для обеспечения населения <адрес> питьевой водой согласно требованиям СанПиН 2.1.4-1074-01 «Питьевая вода» (том 1 л.д. 167-168).

Согласно условиям Концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения МО «Кингисеппское городское поселение» МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, заключенного между КУИ МО «Кингисеппский муниципальный район» (концедент) и ОАО «Кингисеппский водоканал» (концессионер) ДД.ММ.ГГГГ, концессионер обязуется за свой счет модернизировать недвижимое имущество и движимое имущество, состав и описание которого приведено в п. 2.1 раздела 2 настоящего Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять холодное водоснабжение с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения и иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно: система централизованного водоснабжения <адрес>, предназначенная для осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящего Соглашения. Сведения о составе и описании объекта Соглашения указаны в Приложении N 2 к настоящему Соглашению.

Перечень модернизируемых объектов, входящих в состав объекта Соглашения, устанавливается Приложением N 2.1

Концессионер обязан за свой счет модернизировать объект Соглашения состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 2.1 в сроки, указанные в размере IX настоящего Соглашения.

Концедент может оказывать концессионеру содействие при выполнении работ по модернизации, созданию и реконструкции объектов водоснабжения, не входящих в состав имущества, перечисленного в приложении 2.1 к настоящему Соглашению, замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, осуществлению мероприятий по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств в отношении иного имущества путем осуществления финансирования данных мероприятий (п. 18 Соглашения).

Концессионер обязан использовать (эксплуатировать) систему централизованного водоснабжения <адрес> в установленном настоящем Соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в п. 1 настоящего Соглашения.

Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения.

Концедент оставляет за собой право производить строительство, капитальный ремонт реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, состав и описание которого приведены в Приложении 2 Соглашения путем участия в региональных (областных) и федеральных программах, в соответствии с условиями программы (Раздел VI Соглашения).

В Приложении 2 Соглашения указан Объект Соглашения - передаваемая во владение и пользования концессионеру для осуществления деятельности по обеспечению граждан холодным водоснабжением система коммунальной инфраструктуры, включает в себя в том числе водопроводные сети, комплекс водозаборных очистный сооружений «Сережино», трубопроводы и иные сооружения.

Перечень модернизируемых объектов, требующих реконструкции, осуществляемой силами концессионера – ОАО «Кингисеппский водоканал», указан в Приложении 2.1 Соглашения (том 1 л.д. 145-181).

Согласно указанному Приложению, ВОС «Сережино» не входит в перечень объектов, обязанность по модернизации и реконструкции которого лежит на ОАО «Кингисеппский водоканал», при этом, в обязанности ОАО «Кингисеппский водоканал» входит осуществление холодного водоснабжения с использованием объекта Соглашения, в состав которого входит система забора и очистки воды ВОС «Сережино», с его обязанностью поддерживать указанное имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, нести расходы на содержание объекта Соглашения, а концедент оставляет за собой право производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию объектов водоснабжения, состав и описание которых приведены в Приложении 2 Соглашения (том 1 л.д. 146- оборот, п. 31-32 Соглашения).

Согласно п. 49 Соглашения Концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта Соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

При этом, условиями концессионного соглашения не регулируются правоотношения с потребителями и ответственность его сторон перед потребителями, связанные с ненадлежащим качеством питьевого водоснабжения.

Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Согласно ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9.1) установление нормативов состава сточных вод;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 10 указанного Закона собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно статье 23 указанного Закона организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Судом установлено, что в рамках проведенной Кингисеппской городской прокуратурой проверки качества питьевого водоснабжения граждан, проживающих в <адрес>, проводимой по жалобам граждан, установлены отклонения показателей качества питьевой воды, в частности: показатели концентрации активного остаточного связанного хлора, содержащегося в питьевой воде непосредственно перед ее поступлением с ВОС «Сережино» в распределительную сеть централизованной системы водоснабжения и показатели концентрации окисляемости перманганатной, содержащейся в питьевой воде непосредственно пере ее поступлением с ВОС «Сережино» в распределительную сеть централизованной системы водоснабжения (том 1 л.д. 21, 34-36, 37-40), указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Следовательно, с учетом действующей структуры системы водоснабжения <адрес> (том 1 л.д. 167-168), выявленные нарушения СанПиН 1.2.3685-21 и СанПиН 1.2.3684-21 (ранее действующий СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения») непосредственно связаны с системой очистки воды, осуществляемой ВОС «Сережино», состоящей из нескольких объектов коммунальной инфраструктуры, переданных в эксплуатацию ОАО «Кингисеппский водоканал» (том 1 л.д. 151-152, л.д. 153-166), с обязанностью ОАО «Кингисеппский водоканал» поддерживать указанный объект в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, несением расходов на содержание указанного объекта, то есть с обязательством осуществлять текущее обслуживание системы ВОС «Сережино», но без обязательства производить модернизацию, реконструкцию либо замену оборудования ВОС «Сережино» (том 1 л.д. 145, 146 – оборот).

То обстоятельство, что качество воды связано с состоянием действующего оборудования ВОС «Сережино», подтверждается многочисленными исследованиями, заключениями специалистов и результатов лабораторных исследований (том 1 л.д. 37-40, 230-235, том 2 л.д. 4-5, 9-10, 11-12, 16-17, 28-30, 31-33, 37-39,т 41-42,т 51-58, 59-60, 63, 68-71, 133-135, 158-164, 166-170, 171-173, 199-227, том 3 л.д.109-112, 113-114, 121-122, 125-127, 197-206, 207-208, 209-2017, том 6 л.д. 1-35).

Обстоятельства, связанные с ухудшением качества воды в связи с состоянием оборудования ВОС «Сережино» являлись и предметом оценки Кингисеппского городского суда по делу N 2-446/2011, которым при рассмотрении гражданского дела по иску Кингисеппского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Водоканал», администрации МО «Кингисеппское городское поселение» о признании незаконным бездействия по снабжению населения питьевой водой, соответствующей санитарному законодательству и стандартам, было установлено, что для приведения качества питьевой воды в соответствие с требованиями СанПиН необходима реконструкция водоочистной станции «Сережино» (том 2 л.д. 228-232).

Как следует из пояснений участвующих в деле лиц, действий, осуществляемых ОАО «Кингисеппский водоканал», направленных на поддержание качества питьевой воды, в том числе, связанные с поддержанием текущего состояния оборудования системы очистки воды ВОС «Сережино», недостаточно для устранения выявленных в результате проведенной проверки недостатков водоснабжения, для устранения которых необходима полная реконструкция, капитальный ремонт и модернизация установленного оборудования ВОС «Сережино», которое устарело и не обеспечивает состояние очищенной воды, поступающей из <адрес>, требуемым параметрам, о чем ОАО «Кингисеппский водоканал» неоднократно заострял внимание (том 2 л.д. 51-75).

Поскольку на основании исследованных судом доказательств установлено, что подача питьевой воды населению <адрес>, осуществляется с качеством, не соответствующем СанПиН по показателю окисляемость перманганатная, и по показателю «остаточного связанного хлора», выявленные показатели качества воды зависят от качества оборудования, являющегося аварийным, модернизацию, реконструкцию, замену и капитальный ремонт которого должен осуществлять его собственник, в силу требований статьи 14, 17 Федерального закона N 131-ФЗ и статьи 6, 10, 23 Федерального закона N 416-ФЗ именно к полномочиям органа местного самоуправления относится организация водоснабжения и водоотведения, соответствующая качеству СанПиН, которую ответчик должен осуществить в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», с учетом длительного неисполнения обязанности по организации обеспечения водоснабжения населения питьевой водой надлежащего качества, является незаконным, так как централизованное снабжение населения питьевой водой, не соответствующей требованиям СанПиН, нарушает положения ст.19 Закона № 52-ФЗ о защите прав потребителей и нарушает права и законные интересы потребителей, их конституционное право на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, ненадлежащее качество воды, обусловленное, в вою очередь, ненадлежащим состоянием оборудования, обеспечивающего ее очистку, создает высокую степень риска неблагоприятного воздействия на здоровье граждан, и надлежащую среду их проживания.

В связи с тем, что согласно ст.14 Закона № 131-ФЗ администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» обязана организовать в пределах муниципального образования водоснабжение населения, данное лицо обязано принять меры по организации снабжения населения <адрес> питьевой водой, соответствующей по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 278.041.2021 N 3.

Доводы представителя ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, ответственность за качество воды несет ОАО «Кингисеппский водоканал», отклоняются судом, поскольку сама по себе деятельность ОАО «Кингисеппский водоканал» не влияет на качество воды по показателям, выявленным прокуратурой, причина ухудшения качества воды иная, а в соответствии с условиями концессионного соглашения, при этом, в силу прямого указания п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, осуществляется органом местного самоуправления.

При этом суд отмечает, что по смыслу содержания условий п. 31 Концессионного соглашения, концессионер (ОАО «Кингисеппский водоканал») обязан осуществлять капитальный ремонт Объекта Соглашения (в том числе системы ВОС «Сережино») только в рамках расходов, предусмотренных в тарифах, что не освобождает административного ответчика от обязанности, установленной ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 416-ФЗ, обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, тогда как соответствующего финансирования, обеспечивающего возможность для ОАО «Кингисеппский водоканал» обеспечить капитальный ремонт ВОС «Сережино», ответчик не осуществлял, что сторонами не оспаривается.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Таким образом, обязывая административного ответчика устранить нарушения, суд должен указать, какие именно действия необходимо совершить для необходимости устранения, в данном случае незаконного бездействия, выраженного в непринятии мер по обеспечению граждан питьевой водой, соответствующей по качеству требованиям СанПиН.

Тогда как Кингисеппским городским прокурором заявлено исковое требование об обязании ответчика организовать обеспечение неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 N 2, и СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 278.041.2021 N 3.

Как следует из пояснений представителя истца, административный ответчик сам должен определить, какие именно действия ему совершить для устранения последствий своего незаконного бездействия.

Указанные доводы противоречат смыслу требований статьи 227 КАС РФ о необходимости указывать, каике именно определенные действия должен совершить ответчик, для того, чтобы у него имелась возможность устранить нарушения, иное может повлечь за собой последующую неопределенность порядка и способа исполнения решения суда.

В контексте заявленных прокурором требований о признании незаконным бездействия административного ответчика, повлекшего за собой именно ухудшение качества питьевой воды, и установленного судом обстоятельства, свидетельствующего о том, что ухудшение качества воды связано с неудовлетворительным состоянием водоочистного оборудования ВОС «Сережино», для устранения незаконного бездействия ответчика в указанной части необходимо обязание ответчика принять меры по осуществлению полного комплекса мероприятий, направленных на приведение оборудования ВОС «Сережино» в состояние, позволяющее улучшить качество воды.

Как указал прокурор, необходимо также обязать ответчика совершить иные действия, в том числе разработку и утверждение технического задания на разработку инвестиционной программы в соответствии со статьей 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».

Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для обязания административного ответчика устранить последствия незаконного бездействия, связанного с качеством воды, путем совершения иных действий, в том числе путем разработки и утверждения технического задания на разработку инвестиционной программы в соответствии со статьей 40 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», ввиду следующего.

Согласно статье 40 Федерального закона N 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:

1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

3) схемы водоснабжения и водоотведения;

4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;

5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

Инвестиционная программа включает планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды.

Таким образом, целью разработки инвестиционной программы является приведение качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями.

Вместе с тем, обязание ответчика совершить указанные мероприятия при обязании ответчика осуществить полный комплекс действий, необходимых для приведения водоочистного оборудования ВОС «Сережино» в состояние, обеспечивающее качество питьевого водоснабжения, соответствующего требованиям СанПиН, будет являться излишним, поскольку возложенная на ответчика обязанность может быть осуществлена и без разработки инвестиционной программы.

Кроме того, объем и характер совершенных действий, направленных на устранение выявленного бездействия, должен быть исполнимым с точки зрения возможности и своевременности исполнения этих действий, и соответствовать объему допущенных нарушений, тогда как в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что устранение последствий нарушений именно этим способом обеспечит улучшение качества водоснабжения.

Также суд не находит правовых основания и для обязания ответчика устранить нарушения путем совершения иных действий по усмотрению ответчика, поскольку совершение иных действий по усмотрению ответчика может не обеспечить своевременное исполнение решения суда.

Устанавливая срок для устранения нарушений, суд учитывает обстоятельства спора, характер спора, объем необходимых работ, характер этих работ, необходимость временных затрат и полагает необходимым установить срок – 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, при исследованных судом обстоятельствах суд считает возможным исковые требования удовлетворить частично:

Признать незаконным бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», выраженное в непринятии мер по организации обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года N 2 и требованиям САнПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

Обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район устранить нарушения путем принятия мер по организации выполнения полного комплекса работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и модернизации действующей системы подготовки воды системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> (станции водоподготовки ВОС Сережино) в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия – отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 62, 84, 223-227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Кингисеппский муниципальный район», выраженное в непринятии мер по организации обеспечения неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, питьевым водоснабжением, соответствующим по качеству требованиям СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года N 2 и требованиям САнПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.

Обязать администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район устранить нарушения путем принятия мер по организации выполнения полного комплекса работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и модернизации действующей системы подготовки воды системы централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения <адрес> (станции водоподготовки ВОС Сережино) в срок 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части иска Кингисеппского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» о признании бездействия незаконным, об обязании произвести определенные действия – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 10 августа 2021 года.

2а-542/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кингисеппский городской прокурор
Ответчики
администрация МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области
Другие
Комитет по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском , Волосовском и Сланцевском районах
ОАО "Кингисеппский водоканал"
Суд
Кингисеппский городской суд Ленинградской области
Судья
Башкова Оксана Вячеславовна
Дело на сайте суда
kingisepp.lo.sudrf.ru
29.03.2021Регистрация административного искового заявления
30.03.2021Передача материалов судье
31.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
31.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
10.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее