УИД 77RS0007-01-2021-021618-84 Дело № 2а-2082/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием представителя административных соответчиков Жабинец М.В., действующего на основании доверенностей от 07.02.2019, 08.12.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филатова ФИО1 к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания
УСТАНОВИЛ
Филатов А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания в ФКУ СИЗО-1, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 480 000 руб.
В обосновании заявленных требований истец указывает, что в период с 04.08.2021 по настоящее время санитарно-бытовые условия содержания являются унижающими человеческое достоинство. В обосновании своих требований ссылается на условия содержания в камерном помещении № 6 ФКУ СИЗО-1, где истец содержался с 01.10.2021 по 22.10.2021, в камере содержалось два человека, площадь была недостаточной, отсутствовала горячая вода, сушилка, лавка для сиденья, в камере единый воздух с уборной, поскольку плохо работала вентиляция, окно закрыто железной решеткой, отсутствует холодильник, телевизор, видеофиксации камеры.
Определениями от 20.12.2021 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России.
Поскольку административным истцом, в силу ст. 125 КАС РФ изложены основания и требования к периоду содержания в камере № 6, именно условия содержания в данной камере являются предметом рассматриваемого иска.
В судебном заседании административный истец участия не принимал, дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административных соответчиков требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со статьей 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1).
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Пунктом 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы.
По обстоятельствам дела следует, что в период с ** ** ** по ** ** ** Филатов А.М. размещался в камере № 6 режимного корпуса учреждения, что было связано с его участием в следственных действиях и судебных заседаниях (ст. 77.1 УИК РФ), следовательно на Филатова А.М. распространяются положения ст. 99 УИК РФ в части нормы жилой площади в размере 2 кв.м.
Размещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по камерам режимного корпуса осуществляется по правилам ст. 33 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" – с учетом их личности, психологической совместимости, курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Согласно положению ст. 23 Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" (далее Правила № 189, ПВР).
В силу ст. 32 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые, обвиняемые содержаться в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными ст. 33 Закона.
Главой V Правил регламентировано материально-бытовое обеспечение подозреваемых и обвиняемых, в частности данная категория лиц обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом; постельными принадлежностями.
Камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере, шкафом для продуктов (п. 42).
По информации, представленной ответчиком камера № 6 имеет площадь 6,9 кв.м, что соответствует положению ст. 99 УИК РФ.
Пунктом 43 Правил определено, что при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей воды, горячая вода для стирки, гигиенических целей, а также кипяченная вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности. Водонагревательные приборы (чайники, электрокипятильники) не являются запрещенными предметами, их подозреваемые, обвиняемые могут иметь при себе.
Пунктами 19.1, 19.2, 19.4, 19.5 СП 247.1325800.2016. Свод правил Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 № 245/пр установлено, что здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330. Расход холодной и горячей воды для подозреваемых, обвиняемых и осужденных в камерах следует принимать руководствуясь СП 30.13330 (приложение А таблица А.3). Трубопроводы холодного и горячего водоснабжения, канализационные стояки следует размещать за пределами камер, карцеров, палат медицинской части и прокладывать в вертикальных штробах или в технических нишах в стенах со стороны коридора.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: - к умывальникам - в камерах, в помещениях медицинской части, в помещениях для хранения уборочного инвентаря, в бытовых комнатах, в уборных для персонала СИЗО и уборных при блоке комнат свиданий, в помещениях фотодактилоскопии, в комнатах чистки оружия, в помещениях аккумуляторной, комнатах для хранения и мытья инвентаря, применяемого для проверки передач, в комнатах обыска сборного отделения, в постирочных; - к мойкам (ваннам) - в комнатах мытья и хранения посуды; - к душевым сеткам - в душевых и санпропускнике; - к поливочным кранам; - к зданиям - прачечной, пищеблока, столовой, кухни, городка для содержания служебных собак.
Согласно п. 8.1.1. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 65, в жилых зданиях предусмотрены хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.
Из письменного отзыва представителя административных соответчиков следует, что в соответствии с пунктом 42 ПВР СИЗО камеры режимного корпуса СИЗО-1 оборудованы столом, скамейками, двухъярусными кроватями, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, зеркалом, бачком с питьевой водой, а также приточно-вытяжной вентиляционной системой «Remak», поддерживающую среднюю температуру в камерах +20 + 22град., окна с форточками, ночными светильниками, радиаторами системы водяного отопления.
В соответствии с пунктом 45 Правил, подозреваемые, обвиняемые не реже раза в неделю проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 мин. В силу ст. 134 Правил подозреваемые, обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой не менее часа.
Ежегодно сотрудниками филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России проводятся проверки санитарного состояния камер, что подтверждается соответствующими актами. Администрацией СИЗО-1 ежегодно заключаются договора с ФГУП «...» по ежемесячному проведению дератизационных работ на объектах заказчика, представленными стороной ответчика на обозрение суда в электронном виде.
Все помещения камер обеспечены естественным и искусственным освещением. Искусственное освещение представлено за счет светодиодных ламп.
Инженерное оборудование системы отопления во всех камерах находится в исправном состоянии. Во всех камерах СИЗО предусмотрена приточная система вентиляции с механическим побуждением. Удаление воздуха осуществляется за счет естественной вытяжной вентиляции, предусмотренной через внутристенные вытяжные каналы и форточки, самостоятельные для каждой камеры.
В ходе проведения проверки проведены замеры параметров микроклимата и искусственного освещения с использованием приборов «...» и «...». Результаты замеров температуры, относительной влажности воздуха и искусственной освещенности в помещениях удовлетворительные в 100% замеров. В камерах СИЗО имеется необходимое оборудование согласно перечню предметов, установленных постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205.
Пунктом 42 ПВР определено, что камеры СИЗО оборудуются телевизором, холодильником, но при наличии такой возможности, в связи с чем отсутствие в камере данных предметов не ущемляет прав административного истца. Сведения об отсутствии шкафа опровергаются просмотренными фотографиями камеры. Наличие в камере вместо скамейки табуретов по количеству содержащихся в ней лиц в полном объеме соотносится с требованиями действующего законодательства и не влияют на права и законные интересы административного истца.
В соответствии с частью 1 статьи 83 УИК РФ, администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. Данное право администрации исправительных учреждений является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, и не противоречит федеральному законодательству Российской Федерации.
Применение к лицу, совершившему преступление, такого наказания, как лишение свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы, как гражданина и изменяется его статус как личности.
В любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2006 года № 63-0, от 20 марта 2008 года № 162-0-0 и от 23 марта 2010 года № 369-0-0). Таким образом, ограничение конституционных прав, в том числе на неприкосновенность частной жизни, является допустимым и оправданным в целях обеспечения личной безопасности осужденных, а также сотрудников учреждения.
Осуществление видеонаблюдения операторами в такой ситуации не нарушает прав осужденного, не унижает его человеческое достоинство и не запрещено на законодательном уровне, является допустимым и оправданным в целях осуществления контроля и безопасности как самих осужденных, так и сотрудников учреждения, поскольку это позволяет предотвратить экстренные ситуации (суицид, членовредительство, нападение, побег и т.п) поэтому не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.
Таким образом, видеонаблюдение ведется не в целях сбора и использования информации о частной жизни лица, а напротив, такие меры направлены на предотвращение возникновения либо своевременное выявление каких-либо ситуаций, составляющих угрозу как собственно для истца, так и для иных лиц, на своевременное предупреждение возможных преступлений, в том числе направленных против административного истца.
По обстоятельствам дела следует, что за рассматриваемый период с ** ** ** по ** ** ** нахождения Филатова А.М. в СИЗО-1, помещения ФКУ СИЗО-1 не были обеспечены горячим водоснабжением, при этом относимых и допустимых доказательств ежедневного обеспечения административного истца горячей водой стороной административного ответчика суду не представлено.
Таким образом, учитывая наличие совокупности, а также установление фактов ненадлежащих материально-бытовых и санитарно-гигиенических условий содержания административного истца, имеются правовые основания для удовлетворения в части административных требований.
Принимая во внимание фактические обстоятельства настоящего дела, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность (период) нарушения прав истца и значимость последствий, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий у административного истца в связи с нахождением в ФКУ СИЗО-1, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в размере 1000 руб., подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ СИЗО-1, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в месте содержания под стражей в большем размере, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 227, 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Филатова ФИО2 к ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействий) по нарушению условий содержания, взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействия) ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми по условиям содержания Филатова ФИО3 в части несоответствия материально-бытовых требований.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания России за счет казны Российской Федерации в пользу Филатова Андрея Мухамешаевичу компенсацию за ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в размере 1 000 рублей с перечислением данной суммы по следующим реквизитам: ...
В удовлетворении административного искового заявления Филатова Андрея Мухамешаевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия в мотивированной форме.
В мотивированной форме решение принято 01 июня 2022
Судья А.П. Леконцев