Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 16 августа 2019 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Давыдовой Ю.С.,
с участием заместителя Шатурского городского прокурора Черемушкина Д.Н., помощника прокурора Климова И.А.,
при секретаре судебного заседания Шипиловой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Филимонова Алексея Владимировича к Территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура № от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
Решением Территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области (далее - ТИК г. Шатура) от ДД.ММ.ГГГГ №, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура по одномандатному избирательному округу № на выборах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с непредставлением для регистрации достаточного количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Не соглашаясь с законностью указанного решения ТИК г. Шатура Филимонов А.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным названного решения и его отмене, ссылаясь на то, что представил в ТИК г. Шатура оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства <данные изъяты> подписных листов, содержащих <данные изъяты> подписей избирателей. Вывод в решении ТИК г. Шатура о признании недостоверной <данные изъяты> подписи как внесенной не собственноручно избирателем не соответствует действительности, поскольку эксперт для проведения экспертизы не применял технические средства. <данные изъяты> подписей избирателей внесенные в подписные листы соответствуют паспортным данным избирателя их месту жительства. Выявленные нарушение не носят существенный характер и не соразмерны наступившим последствиям. Решение ТИК г. Шатура нарушает его пассивное право избираться и быть избранным, нарушает принцип равенства кандидатов и создает для других кандидатов преимущественные условия для участия в избирательной кампании. ПО указанным основаниям просит признать оспариваемое решение незаконным, отменить его и возложить на административного ответчика обязанность зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
В судебном заседании Филимонов А.В. и его представитель Смирнов Р.Г. административный иск поддержали. Указали, что Филимонов А.В. сам являлся сборщиком подписей. Все подписи избирателей оформлены в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Заключение эксперта о недействительности подписей противоречит закону об экспертной деятельности и не могло быть положено территориальной избирательной комиссией в основу оспариваемого решения. Подпись в листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> не могла быть признана недействительной по основанию недостоверности паспортных данных избирателя, поскольку в паспорте проставлена отметка избирателя о его месте жительства. Подпись в листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> не могла быть признана недействительной по основанию отсутствия полных данных о сборщике подписей, поскольку Филимонов А.В. сам являлся сборщиком подписей, предоставлял в ТИК <адрес> данные о своем месте жительства и недостаток подписного листа об отсутствии номера дома могла быть восполнена территориальной избирательной комиссией. Другие подписи на листе <данные изъяты> строка <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строка <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> оформлены в соответствии с требованиями избирательного законодательства.
Представитель ТИК г. Шатура по доверенности Драгункина Л.Б. в судебном заседании пояснила, что для регистрации кандидата необходимо представить <данные изъяты> подписей. Филимоновым А.В. представлено в ТИК максимально возможное количество подписей – <данные изъяты> из которых выявлено <данные изъяты> недействительных подписей избирателей, что отражено рабочей группой в итоговом протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, из которых <данные изъяты> как внесенная не собственноручно избирателем, <данные изъяты> - в виду недостоверности паспортных сведений и <данные изъяты> - в виду отсутствия полных адресных данных о сборщике подписей. Достоверными признано <данные изъяты> подписей, количество которых недостаточно для регистрации. Считает решение ТИК г. Шатура законным, просит в удовлетворении административного иска отказать.
Заместитель прокурора Черемушкин Д.Н. в заключении по делу указал, что оспариваемое решение ТИК г. Шатура принято в соответствии с требованиями избирательного законодательства, является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 239 ч. 2 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Статьей 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1); по результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).
Согласно пункту 6.4 статьи 38 названного Федерального закона недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 этой статьи (подпункт "в").
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 3, 6 части 14 ст. 30 Закона Московской области от 4 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Подпунктом «з» п.6.4. ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей указаны в подписном листе не в полном объеме
Основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 8 части 24 ст. 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области").
Судом установлено и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, что ДД.ММ.ГГГГ Филимонов А.В. со всеми необходимыми документами обратился в ТИК г. Шатура с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу №.
Филимоновым А.В. были представлены в ТИК г. Шатура документы для регистрации кандидатом в Совет депутатов городского округа Шатура Московской области, в том числе на одной сшивке <данные изъяты> подписных листов, содержащие <данные изъяты> подписей избирателей, собранных в его поддержку для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура по указанному одномандатному избирательному округу.
Решением ТИК г. Шатура от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено, что для регистрации кандидатов на выборах депутатов Совета депутатов городского округа Шатура, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ по одномандатному избирательному округу № необходимо представить <данные изъяты> подписей избирателей. Максимальное количество представляемых подписей -<данные изъяты>.
По результатам проведенной проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом территориальной избирательной комиссией составлена соответствующая ведомость.
Проверкой было выявлено <данные изъяты> недействительных подписей:
- в листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> – дата внесения подписи проставлена не собственноручно избирателем, что подтверждается заключением Экспертно-криминалистического отдела МО МВД России «Шатурский» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №;
-в листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, в листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> сведения об избирателях не соответствуют действительности, а именно: в листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> неверно указаны сведения о серии и номере паспортных данных, в листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> не значатся сведений о месте жительства избирателя на территории городского округа Шатура, что подтверждается сведениями отдела по вопросам миграции МО МВД России «Шатурский» от ДД.ММ.ГГГГ №.
- в листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> – отсутствуют полные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (не указан номер дома).
При проверке подписей избирателей Филимонов А.В. присутствовал, его права предусмотренные ч.6 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не нарушены.
Согласно итоговому протоколу проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом Филимоновым А.В., выявлено <данные изъяты> недействительные подписи (<данные изъяты>) от общего количества подвергшихся проверке <данные изъяты> подписей. Количество признанных достоверными подписей составило <данные изъяты> подписи, которое не отвечает требованиям части 1 ст. 29, ч.1 статьи 30 Закона Московской области" О муниципальных выборах в Московской области" и является недостаточным для регистрации.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия ТИК г. Шатура решения об отказе Филимонову А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура по одномандатному избирательному округу №.
Согласно п. 5 ст. 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. Соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 указанного Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Привлеченными к проверке подписей старший эксперт отдела по ЭКО МО МВД России «Шатурский» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области Ткачук А.В. и начальник этого же отдела Савин С.А. провели исследование подписей избирателей, представленных в поддержку выдвижения Филимонова А.В. По итогам данного исследования составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ № в котором установлено, что в подписном листе № и <данные изъяты> рукописные цифровые записи в виде «ДД.ММ.ГГГГ» выполнены одним лицом.
Основываясь на итогах указанного заключения, территориальная избирательная комиссия обоснованно признала подпись в подписном листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> недействительной, поскольку дата «ДД.ММ.ГГГГ проставлена не собственноручно избирателем. Рукописная запись даты и подписи в подписном листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> выполнены разными лицами, что противоречит пункту 11 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Оснований не доверять заключению экспертов отдела по ЭКО МО МВД России «Шатурский» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № у территориальной избирательной комиссии не имелось. Отсутствуют такие основания и у суда.
Доводы административного истца о том, что указанное заключение не соответствует положениям закона, суд считает необоснованными.
В разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 30 Постановления от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указано, что при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с недостаточным для регистрации количеством достоверных подписей либо превышением установленного предела недостоверных и (или) недействительных подписей суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Пунктом 6.2 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что, если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Составленное экспертами заключение согласуется с положениями части 5 статьи 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Такая форма экспертного заключения приемлема в рамках избирательного законодательства, не предусматривающего возможности опроса лиц на предмет принадлежности им записей и проведения почерковедческой экспертизы.
Оценив в соответствии с ч.1 ст. 84 КАС РФ указанное заключение в совокупности с данными, полученными при исследовании в судебном заседании подлинных подписных листов, суд приходит к выводу о том, что избирательной комиссией обоснованно признала подпись в подписном листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> недействительной. Оснований для признания действительной и достоверной подписи в подписном листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> у суда не имеется.
Подпись в подписном листе 8 строка 8 ТИК г. Шатура признала недействительной в виду того, что по сведениям органа по вопросам миграции на территории городского округа Шатура избиратель Абдуллина Л.Г. зарегистрированной по месту жительства не значится.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.
Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 N 128/986-6 утверждены Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации" (далее - Методические указания).
В пп.1 п.3.2. указанных Методических рекомендаций указано, что с учетом положений статей 37, 38 Федерального закона при проведении региональных и муниципальных выборов можно выделить следующие случаи, когда подпись может быть признана недействительной. В частности подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (подпункт "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона).
Поскольку сведениями органа по вопросам миграции не подтверждено место жительства избирателя на территории городского округа Шатура, ТИК г. Шатура обоснованно сочла указанную подпись избирателя не действительной.
Представленная административным истцом нотариально удостоверенная копия паспорта избирателя Абдуллина Л.Г. содержащая отметку о её регистрации по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> не опровергает правильности выводов ТИК г. Шатура, поскольку представление иного документа, в том числе и выданного нотариусом, к полномочиям которого государством не отнесена выдача документов, удостоверяющих личность граждан в Российской Федерации, не может служить надлежащим основанием для признания и подтверждения судом регистрации избирателя Абдуллиной Л.Г. по месту жительства.
Подписи в листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строке <данные изъяты>, листе <данные изъяты> строке <данные изъяты> в виду недостоверности паспортных данных избирателей, были обоснованно признаны недействительными по основанию п.3 ч.14 ст. 30 Закона «О муниципальных выборах в <адрес>».
Подпись в листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> признана недействительной в виду отсутствия полных сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (не указан номер дома).
Исходя из положений пунктов 7, 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно подпункту 5 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 30 Пленума Верховного Суда РФ в своем постановлении от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства избирателя, участника референдума. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименований улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименования населенного пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории.
Материалами дела подтверждается, что адресом места жительства Филимонова А.В. является <адрес>. Сведения о номере его дома содержатся в его паспорте и отметке о регистрации по месту жительства.
Соответственно, указанный в подписном листе адрес сборщика подписей должен содержать полный набор сведений, содержащихся в паспорте.
Пунктом 3.1. Методических рекомендаций предусмотрено, что подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В виду отсутствия в подписном листе № полных сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (не указан номер дома), подпись <данные изъяты> в строке <данные изъяты> (единственная) этого листа обоснованно признана недействительной по основаниюп.8 ч.14 ст. 30 Закона «О муниципальных выборах в Московской области».
Доводы представителя административного истца о том, что выявленное нарушение является незначительным и могло быть восполнено территориальной избирательной комиссией, которая располагала полными данными о Филимонове А.В. как о кандидате и сборщике подписей, суд считает противоречащими нормам избирательного законодательства. Внесение и восполнение сведений в представленные в избирательную комиссию подписные листы положениями п. 1.1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не допускается.
Анализ исследованных судом доказательств позволяет суду считать, что территориальная избирательная комиссия обоснованно признала недействительными 6 подписей избирателей (<данные изъяты> – в листе <данные изъяты> строка 17 по основанию п.6 ч. 14 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах»; <данные изъяты> – в листах <данные изъяты> строка <данные изъяты>, лист <данные изъяты> строка <данные изъяты>, лист <данные изъяты> строка <данные изъяты>, лист <данные изъяты> строка <данные изъяты> по основанию п.3 ч. 14 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах»; 1 – в листе <данные изъяты> строка <данные изъяты> по основанию п.8 ч.14 ст. 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах»).
Учитывая, что общее число достоверных подписей составило <данные изъяты>, которое является недостаточным для регистрации кандидата, территориальная избирательная комиссия обоснованно приняла решение об отказе Филимонова А.В. в его регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области.
Оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Филимонову А.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура Московской области не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, 244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Филимонова Алексея Владимировича к Территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии г. Шатура Московской области об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Шатура № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение пяти дней.