Дело № 2-7654/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Рейш В.А.,
с участием представителя истца Зотовой Н.А.,
представителя ответчика Потапова И.А.,
третьего лица Чешкова О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 сентября 2017 года гражданское дело по искам ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Чешкову Олегу Борисовичу средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения,
у с т а н о в и л:
ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» обратилось в суд с исками к
ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Чешкову О.Б. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, указав в обоснование, что в силу п. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника, а поскольку исключительность случая в решении центра занятости населения не указана, Общество полагает, что решение вынесено незаконно. Принятые, ответчиком оспариваемые решения, являются основанием для обращения уволенного работника к истцу с требованием произвести выплату пособия по сокращению, что возлагает необоснованные расходы на Общество, тем самым нарушает его права.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Чешков О.Б.
Определением суда от 05 сентября 2017 года по ходатайству представителя ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что не согласен с решениями Центра занятости населения о сохранении Чешкову О.Б. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, так как доказательств исключительных обстоятельств для сохранения указанных выплат Чешкову О.Б. в материалах личного дела не имеется; при вынесении решений о сохранении Чешкову О.Б. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения Центром учтены только два критерия, а именно обращение Чешкова О.Б. в ЦЗН в месячный срок со дня увольнения и его не трудоустройство в течение указанных месяцев, что следует из ответов ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» на обращение Общества. Также представитель пояснила, что Чешкову О.Б. не была предоставлена надлежащая услуга по содействию в поиске подходящей работы: третьему лицу предлагались подходящие вакансии, однако направления по ним не выписывались, результаты рассмотрения данных вакансий отсутствуют, необоснованно некоторые вакансии предлагались повторно. Также представитель истца полагает, что устные пояснения Чешкова О.Б. об отсутствии средств к существованию нельзя расценивать в качестве доказательства, очевидно подтверждающего данный факт.
Представитель ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснил, что согласно пояснительной записке курирующего инспектора, все обстоятельства, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, при принятии решения были учтены, в том числе, и наличие исключительного случая; право на получение пособия по сокращению принадлежит гражданину, данное право наступает вне зависимости от мнения работодателя, не может быть оспорено работодателем и само по себе не влияет на права работодателя; истцом ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не указано в чём заключается его нарушенное право и чем подтверждается нарушение этого права Центром, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Чешков О.Б. не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что регулярно ходил на регистрацию в центр занятости населения, работу искал по направлениям, выдаваемым Центром, а также самостоятельно. В период четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения не был трудоустроена ввиду отсутствия подходящей работы, вакансий; на его иждивении находятся двое несовершеннолетних детей, в период поиска работы средства к существованию отсутствовали, ему приходилось занимать деньги на проживание у родителей, в связи с отсутствием дохода семья получила статус «малоимущей».
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Судом установлено, что Чешков О.Б. работал в ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат».. ., ** ** ** уволен по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации.
Также установлено, что решением Арбитражного Суда Республики Коми от
29 сентября 2016 года по делу № А29-1348/2016 ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» признано банкротом, в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Елькин В.М.
** ** ** Чешков О.Б. обратился в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» и была поставлен на регистрационный учет в качестве гражданина, ищущего работу.
Решениями ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» от ** ** ** №.. ., от ** ** ** №.. ., от ** ** ** №.. . за Чешковым О.Б. сохранен средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения соответственно; указано, что решение принято на основании ст. 318 Трудового кодекса РФ, так как гражданин в месячный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение 4 – 6 месяцев со дня увольнения.
Согласно пояснительной записке курирующего инспектора от ** ** ** в качестве исключительных обстоятельств сохранения за Чешковым О.Б. средней заработной платы за 4 месяц со дня увольнения Центром учтены следующие обстоятельства: увольнение из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обращение в ЦЗН в месячный срок после увольнения, нетрудоустройство (в т.ч. самостоятельно) на дату обращения, отсутствие средств к существованию, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на содержании. Аналогичные обстоятельства учитывались при принятии решений ** ** **, что отражено в пояснительных записках от ** ** **
В соответствии с ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2, утвержденного 26 апреля 2017 года, по смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1. ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 утверждены Требования к подбору подходящей работы.
В соответствии с Требованиями к подбору подходящей работы подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей (п. 2).
Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п. 3).
Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы (п. 11).
При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно (п. 12).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 N 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Судом установлено, что Чешков О.Б. состоит в браке, имеет.. . детей, имеет высшее образование по специальности «...», квалификация.. .. В период трудовой деятельности практически ** ** ** работал по специальности.. ., два года -.. ..
В спорный период с даты постановки на регистрационный учет (** ** ** Чешков О.Б. регулярно обращался в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вакансий и подходящей работы.
Чешкову О.Б. выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу.
За период с ** ** ** (день принятия решения о сохранении среднего заработка за шестой месяц) Чешкову О.Б. Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано три направления на работу: ** ** ** в Федеральное агентство научных организаций России БГУБ науки Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук по специальности столяр; ** ** ** в ООО «ПАРМА ПЭВ» по специальности станочник деревообрабатывающих станков; ** ** ** в УФСБ РФ по РК по специальности столяр 2 – 5 разряда. По всем направлениям кандидатура Чешкова О.Б. отклонена: в первом случае в связи с закрытием вакансии, в последующем имеются отметки: кандидатура находится на рассмотрении.
Согласно плану самостоятельного поиска работы (по перечню вариантов работы) Чешков О.Б. обращался к 9 работодателям, однако по причине отсутствия подходящей работы (с учетом профессии, опыта работы и вида деятельности) трудоустроен не был. При обращении в ЦЗН 31.03.2017 подходящие вакансии отсутствовали.
Таким образом, Центру занятости населения не удалось трудоустроить Чешкова О.Б. в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения.
При этом нарушений Чешковым О.Б. сроков обращения в службу занятости населения и нарушений, связанных с поиском работы, а также необоснованных отказов в трудоустройстве по предлагаемым вакансиям, судом не установлено и сторонами не представлено.
Как пояснил Чешков О.Б., он самостоятельно предпринимал попытки трудоустроиться, ходил в различные организации, но в связи с отсутствием вакансий, либо подходящей работы, трудоустроиться не смог; доказательств отказов работодателей в трудоустройстве представить не может, так как какие-либо справки об этом ему не выдавались.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестности уволенного работника, его желании трудоустроиться, и вопреки доводов истца, не дают оснований суду полагать о незаинтересованности Чешкова О.Б. в получении работы.
При этом, нарушение порядка предоставления услуг по содействию в поиске подходящей работы: выдача в спорный период двух направлений на работу, при наличии добросовестности третьего лица и его нетрудоустройства Центром, не должно лишать Чешкова О.Б. права на выплату среднего месячного заработка.
Также Чешковым О.Б. в подтверждение своего семейного и материального положения суду представлены: копии свидетельств о рождении детей, справка о нахождении супруги с ** ** ** в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и с ** ** ** работе на условиях неполного рабочего дня неполной рабочей недели, справка от ** ** ** о признании семьи малоимущей в период с ** ** ** справка о состоянии вклада, согласно которой регулярные зачисления денежных средств в спорный период отсутствовали.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у Чешкова О.Б. средств к существованию, нахождение на иждивении малолетних детей и в период до ** ** ** супруги, наличие статуса «малоимущей семьи» подтверждают наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми Чешков О.Б. мог претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства.
При таких обстоятельствах, у ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» имелись основания для признания Чешкова О.Б. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию, и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяц трудоустройства. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Доводы истца о том, что свидетельства о рождении детей подтверждают лишь факт наличия детей, а не нахождение их на содержании Чешкова О.Б., суд не может принять во внимание, поскольку в спорный период дети проживали совместно с ним, супруга не работала, доходов не имела, так как находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Доводы истца о том, что Росляковым А.С. не представлено доказательств самостоятельного поиска работы не могут служить основанием для принятия Центром занятости отрицательного решения, при наличии других исключительных обстоятельств.
Также суд не принимает во внимание доводы истца о нарушении ответчиком пункта 19 Приказа Минтруда России от 13.11.2012 № 524 н, поскольку данные нарушения не могут ограничить право уволенного на сохранение за ним среднего заработка при наличии исключительных обстоятельств.
Доводы истца об отсутствии в решениях Центра занятости оснований исключительности случая также не могут служить основанием для отмены оспариваемых решений, поскольку форма и структура решения законом не определена.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Чешкову Олегу Борисовичу средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Чаркова