Судья Праздникова О.А. Дело № 33-2207/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«19» октября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.,
при секретаре Ивановой Т.В., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-227/2022 (УИД 44RS0002-01-2022-000788-20) по апелляционной жалобе ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Костромской области на решение Мантуровского районного суда Костромской области от 08 июля 2022 года по делу по иску Коржавина Петра Борисовича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию.
Заслушав доклад судьи Веремьевой И.Ю., представителя ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области Смирновой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Коржавин П.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просил включить в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в должности машиниста (кочегара) с 01 ноября 2016 года по 30 апреля 2017 года и с 29 сентября 2017 года по 31 января 2018 года, признать за ним право на досрочную страховую пенсию и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию с даты подачи заявления о назначении пенсии, то есть с 10 декабря 2021 года. В обоснование требований указал, что с 29 сентября 2011 года по 12 мая 2021 года он работал в ООО «Тепловые сети» в должности машиниста (кочегара) котельной № 16. 10 декабря 2021 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ответчика ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого льготного стажа. Полагает, что ответчиком необоснованно исключены оспариваемые им периоды работы, которые подлежат зачету в специальный стаж работы. В названные периоды он работал в должности машиниста (кочегара) на твердом топливе (уголь каменный), в том числе был занят на удалении золы. Работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, что подтверждается записями в трудовой книжке, табелями учета рабочего времени и нарядами на производство работ.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ООО «Тепловые сети».
Оспариваемым решением исковые требования Коржавина Петра Борисовича были удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области Пасхин А.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Указывает, что, включая спорные периоды работы истца, суд не учел, что при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные ст.ст. 11, 12 ФЗ «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Вопросы документального подтверждения прав работников на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особым характером работы решаются на предприятиях и относятся к исключительной компетенции работодателя, в связи с чем исходя из принципа добросовестности сторон, в случае, если работодатель ссылается на отсутствие оснований для представления сведений в отношении работника о наличии у него права на льготу, обязанность по доказыванию наличия таких обстоятельств лежит на работнике. Истец требований к работодателю об оспаривании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в Пенсионный фонд, не заявлял и суд такие сведения недостоверными не признавал. Льготный характер работы истца в спорный период выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не подтвержден. В связи с чем вывод суда о включении периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, нельзя признать правомерным. При исключении спорных периодов из специального стажа, стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, составит менее 6 лет 3 месяцев. Данное обстоятельство лишает его права на назначение страховой пенсии в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Коржавин П.Б., представитель ООО «Тепловые сети» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверяя решение суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон №400-ФЗ).
В соответствии со ст. 30 Закона №400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно данной норме закона одним из условий назначения страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее - Список № 2 от 26 января 1991 г.).
Согласно Списку №2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, правом на досрочную страховую пенсию по старости пользуются машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы (раздел ХХХIII Общие профессии, код позиции 23200000-13786).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ).
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 Разъяснения Министерства Труда от 22 мая 1996 г. № 5).
В соответствии с ч.6 ст.30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пп. 1 - 18 ч.1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст.428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пп. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп. 1 - 18 ч. 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10 декабря 2021 года истец обратился в ГУ - ОПФ РФ по Костромской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ – ОПФ РФ по Костромской области от 24января 2022 года № 262511/21 Коржавину П.Б. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа продолжительностью не менее 6 лет 3 месяца. Согласно решению ответчика страховой стаж истца составил 34 года 6 месяцев 3 дня, специальный стаж работы истца с тяжелыми условиями труда составил 05 лет 05 месяцев 1 день, что не достаточно для назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
В специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды работы в ООО «Тепловые сети» в качестве машиниста (кочегара) котельной № 16: с 01 ноября 2016 года по 21 мая 2017 года и с 29 сентября 2017 года по 31 января 2018 года, т.к. сведениями индивидуального (персонифицированного) учета заявителя не подтверждаются особые условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с разделом XXXIII «Общие профессии» пунктом 23200000 - 13786 Списка № 2, в графе «особые условия труда» за спорные периоды отсутствует код, который определяет особые условия труда. Согласно результатам специальной оценки условий труда, действующей с 01 ноября 2016 года по 31 января 2018 года, класс условий труда по данному месту работы был определен как оптимальный, дополнительный тариф не начислялся.
Судом было установлено, что истец работал в ООО «Теплосеть» в качестве машиниста (кочегара) котельной (на угле) с 29.09.2011г. по 11.05.2012 г.; с 01.10.2012г. по 30.11.2012г.; в ООО «Тепловые сети» с 01.12.2012г. по 10.05.2013г.; с 01.10.2013г. по 10.05.2014г.; с 03.10.2014г. по 12.05.2015г.; с 02.10.2015г. по 10.05.2016г.; с 26.09.2016г. по 31.10.2016г.; с 01.11.2016г. по 21.05.2017г. (спорный период); с 29.09.2017г. по 31.01.2018г. (спорный период); с 01.02.2018г. по 08.05.2018г.; с 02.10.2018г. по 06.05.2019г.; с 28.09.2019г. по 08.05.2020г.; с 29.09.2020г. по 12.05.2021г. в МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» с 15.10.2021г. по 12.05.2022г.
Из материалов пенсионного дела Коржавина П.Б. следует, что периоды работы в ООО «Теплосеть» с 29.09.2011г. по 11.05.2012г.; с 01.10.2012г. по 30.11.2012г.; в ООО «Тепловые сети» с 01.12.2012г. по 10.05.2013г.; с 01.10.2013г. по 10.05.2014г.; с 03.10.2014г. по 12.05.2015г.; с 02.10.2015г. по 10.05.2016г.; с 26.09.2016г. по 31.10.2016г.; с 01.02.2018г. по 08.05.2018г.; с 02.10.2018г. по 06.05.2019г.; с 28.09.2019г. по 08.05.2020г.; с 29.09.2020г. по 12.05.2021г.; в МКУП «Мантуровская теплоснабжающая организация» с 15.10.2021г. по 12.05.2022г. включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда по Списку № 2, который составил в общей сложности 5 лет 5 месяцев 1 день.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь действующим законодательством, пришел к выводу о том, что периоды работы Коржавина П.Б. с 01 ноября 2016 года по 21 мая 2017 года и с 29 сентября 2017 года по 31 января 2018 года в качестве машиниста (кочегара) котельной на угле в ООО «Тепловые сети» подлежат включению в специальный стаж в связи с работой с вредными (тяжелыми) условиями труда, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они отвечают требованиям действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Профессия работника определяется не только ее наименованием, но и характером выполняемых работ. При определении права на льготную пенсию работнику необходимо подтвердить не только место работы, но и особый характер выполняемой работы, ее выполнение с определенными материалами, сырьем, технологический процесс, то есть установить полное соответствие между фактически выполняемой работой конкретным работником и работой, предусмотренной списками.
Согласно справке ООО «Тепловые сети» от 18 октября 2021 года № 928 Коржавин П.Б. с 01 ноября 2016 года по 21 мая 2017 года, с 29 сентября 2017 года по 31 января 2018 года работал в должности машиниста (кочегара) котельной № 16, занятость более 80% рабочего времени на твердом топливе (уголь каменный). В соответствии с результатами специальной оценки условий труда, действующей с 01 ноября 2016 года по 31 января 2018 года, класс условий труда по данному месту работы был определен как оптимальный, и дополнительный тариф не начислялся. В период с 01 мая 2017 года по 21 мая 2017 года на котельной № 16 использовались в качестве топлива дрова.
Из табелей учета рабочего времени усматривается, что с ноября 2016 года по апрель 2017 года, с сентября 2017 года по январь 2018 года Коржавин П.Б., машинист котельной, работал полные рабочие смены.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Коржавина П.Б., содержащего сведения о страховом стаже, в спорные периоды работы в качестве кочегара котельной в ООО «Тепловые сети» с 01 ноября 2016 года по 21 мая 2017 года, с 29 сентября 2017 года по 31 января 2018 года в графе «особые условия труда» отсутствует код, который определяет особые условия труда, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в периоды работы истца на той же работе в том же предприятии ООО «Тепловые сети» с 01.12.2012г. по 10.05.2013г.; с 01.10.2013г. по 31.12.2013г.; с 01.01.2014г. по 10.05.2014г.; с 03.10.2014г. по 12.05.2015г.; 02.10.2015г. по 10.05.2016г.; с 26.09.2016г. по 31.10.2016г.; с 01.02.2018г. по 08.05.2018г.; с 02.10.2018г. по 06.05.2019г.; с 28.09.2019г. по 08.05.2020г. в графе «особые условия труда» проставлен код особых условий труда, то есть начислялся дополнительный тариф.
Судом первой инстанции установлено, что в целях реализации положений ТК РФ, Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» приказом №33 от 31 августа 2015 года по ООО «Тепловые сети» была назначена комиссия по проведению оценки условий труда. Был заключен договор с ООО «Эталон АРМ» для проведения обследования рабочих мест и идентификации факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах ООО «Тепловые сети». В экспертном заключении №15/Ч/14/ЭЗ от 24.08.2016 года рабочему месту – машинист (кочегар) котельной был присвоен 2 класс условий труда. В связи с тем, что 2 класс условий труда является оптимальным, он не подразумевает под собой дополнительных гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику: повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, лечебно-профилактическое питание, право на досрочное назначение страховой пенсии и т.д.
С оценкой, проведенной ООО «Эталон АРМ», администрация и работники ООО «Тепловые сети» были не согласны и обратились в Государственную инспекцию труда в Костромской области.
После проведения проверки Государственной инспекцией труда в Костромской области ООО «Тепловые сети» было установлено, что ООО «Эталон АРМ» был нарушен установленный порядок проведения оценки условий труда, в результате чего итоговый класс условий труда установлен неправильно. 21 августа 2017 года Государственной инспекцией труда в Костромской области в адрес ООО «Тепловые сети» внесено представление, согласно которому инспекция требовала провести внеплановую специальную оценку условий труда машинистов котельных ООО «Тепловые сети».
Согласно заключению эксперта №17/Ч/68/ЗЭ ООО «Эталон-АРМ» от 01.02.2018 года по результатам проведения специальной оценки условий труда ООО «Тепловые сети» передан отчет. По отчету о проведении специальной оценки условий труда - рабочему месту машинист (кочегар) котельной присвоен итоговый класс (подкласс) условий труда – 3.2. С данной оценкой истец был ознакомлен, что подтверждается его подписью в карте специальной оценки условий труда №65 А.
Исходя из имеющихся в карте специальной оценки условий труда, установленных по результатам обследования условий труда, и компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам - рабочему месту машинист (кочегар) котельной присвоен итоговый 3.2 класс условий труда. Данный класс предполагает дополнительные гарантии и компенсации, в том числе льготное пенсионное обеспечение (досрочный выход на пенсию).
В силу ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе: подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет).
Судом первой инстанции установлено, что в спорные периоды истец продолжал работать в той же должности машинист (кочегар) котельной (на угле) на одном и том же рабочем месте, условия труда и трудовые обязанности истца не изменялись как до проведения специальной оценки условий труда в ООО «Тепловые сети» специалистами ООО «Эталон – АРМ», так и после нее.
Поскольку при проведении специальной оценки условий труда машинистов котельных ООО «Теплосети» от 24.08.2016 года был нарушен установленный порядок проведения специальной оценки труда и итоговый класс условий труда был установлен неправильно, была проведена внеплановая специальная оценка условий труда машинистов котельных, в соответствии с которой их условия труда отнесены к тяжелым условиям труда по Списку N 2, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с работой в тяжелых условиях труда). С учетом этого суд обоснованно пришел к выводу о том, что Коржавин П.Б. в период с 01 ноября 2016 года по 30 апреля 2017 года и с 29 сентября 2017 года по 31 января 2018 года, работая в должности машиниста (кочегара) в ООО «Тепловые сети», был занят на работе с тяжелыми условиями труда в течение полного рабочего дня, в связи с чем данные периоды подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что при подсчете страхового стажа периоды, предусмотренные ст.ст. 11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, что вопросы документального подтверждения прав работников на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особым характером работы решаются на предприятиях и относятся к исключительной компетенции работодателя, в связи с чем исходя из принципа добросовестности сторон, в случае, если работодатель ссылается на отсутствие оснований для представления сведений в отношении работника о наличии у него права на льготу, обязанность по доказыванию наличия таких обстоятельств лежит на работнике, не являются основанием к отмене решения суда.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как указано выше, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 указанного Федерального закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе, о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Таким образом, исходя из приведенного выше правового регулирования порядка и условий подтверждения страхового стажа, в том числе стажа для досрочного назначения страховой пенсии, застрахованное в системе обязательного пенсионного страхования лицо, в данном случае Коржавин П.Б. при его несогласии со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, вправе оспорить достоверность этих сведений в судебном порядке.
В данном случае Коржавин П.Б., заявляя требования о признании его работы в спорные периоды времени в должности машиниста (кочегара) котельной (на угле) в ООО «Тепловые сети», относящейся к работе по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», фактически оспаривал правомерность отражения в данных его индивидуального лицевого счета застрахованного лица характера его работы без кода льготных условий труда.
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 ГПК РФ).
В силу положений 195 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, исходил из анализа всей совокупности представленных в дело доказательств. Результаты оценки доказательств отражены в решении, приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на то, что предоставленные работодателем данные индивидуального (персонифицированного) учета в отношении истца не оспорены, несостоятельна, поскольку обращаясь в суд с настоящим иском, истец фактически и оспаривал достоверность представленных работодателем сведений, представил соответствующие доказательства.
При этом неисполнение страхователем своей обязанности по предоставлению достоверных сведений о работнике при доказанности правовых оснований для включения периодов работы в специальный стаж, необходимый для назначения пенсии, само по себе не может служить основанием для отказа в реализации права лица на пенсионное обеспечение по соответствующему основанию.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Мантуровского районного суда Костромской области от 08 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Костромской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 октября 2022 года