дело № 10-5/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Объячево Республика Коми 20 мая 2021 года
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Родионова А.В.,
при секретаре судебного заседания Буб Л.А.,
с участием прокурора Солодянкиной Д.С.,
осужденного Попова С.М.,
его защитника - адвоката Мацконите Л.А. /удостоверение №, ордер №/,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе осужденного Попова С.М. на приговор мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 16 марта 2021 года, которым
Попов С.М., <данные изъяты>, судимый:
- 28.08.2019 приговором Прилузского районного суда Республики Коми по п. «б» ч. 2 ст. 158 УК РФ к 240 часам обязательных работ;
- 21.10.2019 приговором Прилузского районного суда Республики Коми по ст. 264.1 УК РФ к 300 часам обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством сроком на 2 года 9 месяцев, на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ, к 470 часам обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством сроком на 2 года 9 месяцев, постановлением этого же суда от 23.12.2019 обязательные работы заменены на 58 дней лишения свободы, освобожден 21.02.2020 по отбытию основного наказания в виде лишения свободы,
осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ к 5 месяцам лишения свободы, на основании ст. 70 УК РФ, к 5 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством сроком на 1 года 4 месяца 16 дней, мера пресечения оставлена в виде заключения под стражу, срок наказания исчислен со дня вступления приговора в законную силу, время содержания под стражей с 18.02.2021 до дня вступления приговора в законную силу зачтено в срок наказания из расчета один день содержания под стражей за полтора дня лишения свободы в исправительной колонии общего режима,
У С Т А Н О В И Л:
Попов С.М. осужден за совершение кражи, то есть тайного хищения чужого имущества, имевшего место 15 августа 2020 года в селе Объячево Прилузского района Республики Коми. Преступление совершено Поповым С.М. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Уголовное дело рассмотрено мировым судьей в особом порядке судебного разбирательства.
В апелляционной жалобе осужденный Попов С.М. выражает несогласие с приговором суда, полагая, что ему назначено суровое наказание. В обоснование указывает, что вывод суда о невозможности применения более мягкого наказания необоснован и сделан без учета степени общественной опасности содеянного Поповым С.М., а также добровольного возмещения Поповым С.М. ущерба, причиненного преступлением, принесение извинений потерпевшему, раскаяния в содеянном, активного способствования раскрытию и расследованию преступления, а также наличия у Попова С.М. на иждивении несовершеннолетних детей. Осужденный полагает, что имеются основания для применения положений ст. 64 УК РФ и назначении ему более мягкого наказания.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу осужденного государственный обвинитель Петухов И.Н. полагает, что указанные в них доводы подлежат отклонению вследствие их необоснованности.
В судебном заседании осужденный и защитник поддержали доводы апелляционной жалобы.
Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить приговор в отношении Попова С.М. без изменения, считая его законным, а назначенное наказание справедливым.
Проверив представленные материалы уголовного дела, выслушав мнения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Уголовное дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства при полном согласии Попова С.М. с объемом предъявленного обвинения, при наличии согласия участников процесса.
Процедура судопроизводства, предусмотренная ст. 314-317 УПК РФ, судом соблюдена.
Постановляя приговор без проведения судебного разбирательства по ходатайству осужденного Попова С.М. и придя к выводу об обоснованности предъявленного ему обвинения, суд удостоверился, что подсудимый осознает характер и последствия заявленного им добровольного ходатайства, после обязательной консультации с защитником и в присутствии последнего, при это государственный обвинитель и потерпевший не возражали против применения данной процедуры.
Правовая оценка действий осужденного Попова С.М. по ч. 1 ст. 158 УК РФ является правильной. Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, наказание Попову С.М. назначено в соответствии с требованиями ст. 6, 43, 60 УК РФ, поскольку при назначении вида и размера наказания суд учел характер и степень общественной опасности преступления, отнесенного к категории небольшой тяжести, данные о личности виновного, ранее судимого, характеризующего по месту отбытия наказания удовлетворительно, а по месту жительства посредственно, неоднократно привлекавшегося к административной ответственности, а также учел смягчающие наказание обстоятельства: добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления, принесение извинений потерпевшему, раскаяние, наличие на иждивении несовершеннолетних детей, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, выразившиеся в предоставлении органу дознания информации, имеющей значение для раскрытия и расследования преступления, дачу признательных показаний.
Судом правильно установлено наличие в действиях Попова С.М. обстоятельства отягчающие наказание в виде рецидива преступлений, поскольку осужденный совершил умышленное преступление, имея судимость за ранее совершенное умышленное преступление.
При этом суд учел отношение Попова С.М. к содеянному, влияние назначенного наказания на его исправление.
Суд находит правильным мотивированный вывод суда о необходимости назначения Попову С.М. реального лишения свободы, отсутствие оснований для применения положений ст. 73 УК РФ. Оснований для применения ст. 64 УК РФ, не установлено, назначенное осужденному наказание по своему виду чрезмерно суровым и несправедливым не является.
Данный вывод сделан с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, установленных по делу.
Выводы суда о наличии оснований для применения при назначении наказания ст. 68 ч. 3 УК РФ, исходя из совокупности смягчающих наказание обстоятельств и фактических обстоятельств дела, являются правильными.
Размер назначенного наказания судом первой инстанции назначен в пределах срока, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ.
При определении размера наказания судом первой инстанции учтены положения ч. 5 ст. 62 УК РФ.
Суд считает, что назначенное Попову С.М. наказание соответствует тяжести преступления, данным о личности осужденного, является справедливым, чрезмерно суровым не является. Окончательное наказание по совокупности приговоров правильно назначено в соответствии с требованиями ст. 70 УК РФ.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. «д» ч. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений», к ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы относятся лица, осуждавшиеся к наказанию в виде обязательных работ, которому этот вид наказания был заменен лишением свободы и которое лицо отбывало в исправительном учреждении.
Как видно из материалов уголовного дела, по приговору от 21 октября 2019 года Попов С.М. осужден к 470 часам обязательных работ, которые постановлением суда от 23 декабря 2019 года заменены на 58 дней лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Данное постановление суда вступило в законную силу 10 января 2020 года. 21 февраля 2020 года Попов С.М. освобожден из ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми по отбытию наказания в виде лишения свободы.
Обжалуемым приговором от 16 марта 2021 года Попов С.М. осужден за умышленное преступление, совершенное 15 августа 2020 года.
Таким образом, на момент совершения преступления по данному делу Попов С.М. являлся лицом, ранее отбывавшим лишение свободы, в связи с чем, отбывание наказания ему следовало назначить в соответствии с требованиями пункта «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ - в исправительной колонии строгого режима.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года № 9 «О практике назначения и изменения судами видов исправительных учреждений», в случае неправильного назначения вида исправительного учреждения суд апелляционной инстанции на основании п. 4 ч. 1 ст. 389.26 УПК РФ вправе изменить на более мягкий или более строгий вид исправительного учреждения в соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ. Однако при этом более строгий вид исправительного учреждения может быть назначен только при наличии представления прокурора либо жалобы потерпевшего или частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей.
Поскольку на приговор мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 16.03.2021 апелляционное представление прокурора и апелляционная жалоба потерпевшего не поданы, у суда апелляционной инстанции отсутствует повод и возможность для усиления осужденному наказания и назначения ему для отбытия наказания исправительной колонии строгого режима.
Таким образом, нарушений норм уголовно-процессуального закона, которые повлекли бы отмену или изменение приговора, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, суд апелляционной инстанции,
П О С Т А Н О В И Л:
Приговор мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 16 марта 2021 года в отношении Попова С.М. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное постановление могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ, в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий А.В.Родионов