Дело № 2а-329/2022
УИД 33RS0020-01-2022-000605-84РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
1 августа 2022 года г.Юрьев-Польский
Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе: председательствующего Бакрина М.Ю.,
при секретаре Голодаевой И.Е.,
с участием:
прокурора Араповой М.И.,
представителя административного истца Панфиловой Л.А.,
административного ответчика Алексеева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ОМВД России по Юрьев-Польскому району к Алексееву С. А. об установлении административного надзора и административных ограничений,
установил:
ОМВД России по Юрьев - Польскому району обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Алексееву С.А. с административными ограничениями в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток (с 22 часов до 6 часов), обязательной явки на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, а также запрета пребывания в местах, где производится продажа алкогольных напитков в розлив (кафе, бары, рестораны и т.п.),
В обоснование указано, что 7 декабря 2021 года Алексеев С.А. был условно-досрочно освобожден от наказания в виде лишения свободы, назначенного ему приговором Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 18 мая 2020 года по ч.3 ст.30 - ч.1 ст.161 УК РФ, в связи с чем с 17 декабря 2021 года до 14 мая 2022 года состоял на учете в уголовно-исполнительной инспекции. Ранее Алексеев С.А. был судим приговором того же суда от 17 октября 2016 года по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ к 3 годам лишения свободы за преступление, совершенное при опасном рецидиве. Освобожден 24 июля 2019 года по отбытии наказания, при этом решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 30 мая 2019 года в отношении Алексеева С.А., ввиду наличия в его действиях опасного рецидива, был установлен административный надзор на срок 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. На профилактический учет он был поставлен 26 июля 2019 года, а 18 мая 2020 года снят в связи с осуждением к лишению свободы.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Панфилова Л.А. требования поддержала.
Административный ответчик Алексеев С.А., возражая против административного иска, ссылался на то, что с преступным прошлым покончил, трудоустроился, по месту работы характеризуется положительно. Считал, что административный надзор помешает ему в жизни, в том числе при осуществлении трудовой деятельности. Выразил мнение о недопустимости повторного установление административного надзора на основании приговора от 17 октября 2016 года.
Прокурор Арапова М.И. полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон), в соответствии со ст.2 которого административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с пп. 2 и 4 ч.2 ст. 3 Закона административный надзор устанавливается судом независимо от наличия оснований, предусмотренных ч.3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость: за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений (п.2); за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 настоящей статьи) (п.4).
В силу п.2 ч.1 ст. 5 Закона, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч.2 ст.3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно приговору Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 17 октября 2016 года, Алексеев С.А. осужден по п. «г» ч.2 ст.161 УК РФ к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. При этом приговором в его действиях установлено наличие опасного рецидива преступлений (л.д.26-28).
24 июля 2019 года Алексеев С.А. был освобожден по отбытии наказания (л.д.25).
Решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 30 мая 2019 года в отношении Алексеева С.А. установлен административный надзор на срок 8 лет с административными ограничениями (л.д.29-30).
Приговором Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 18 мая 2020 года Алексеев С.А. осужден по ч.3 ст.30 - ч.1 ст.161 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима за преступление, совершенное 13 ноября 2019 года (л.д.19-24).
Таким образом, Алексеев С.А. в период нахождения под административным надзором, установленным решением Октябрьского районного суда г.Владимира от 30 мая 2019 года, вновь совершил преступление, за которое осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
7 декабря 2021 года на основании постановления Октябрьского районного суда г.Владимира от 25 ноября 2021 года Алексеев С.А. освобожден от отбывания условно-досрочно с неотбытым сроком 5 месяцев 19 дней (л.д.12, 13-14).
В настоящее время срок, на который Алексеев С.А. был освобожден условно-досрочно, истек (л.д.15).
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абз. 2 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (ст.3, ч.1 ст.5 Закона).
Согласно п.32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (п.3 ч.1 ст.9 Закона). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в чч.2 и 2.1 ст.3 Закона.
По положениям п. «г» ч.3 ст.86 УК РФ, судимость Алексеева С.А., осужденного за тяжкое преступление по приговору суда от 17 октября 2016 года, погашается по истечении 8 лет после отбытия наказания.
После отбытия наказания по данному приговору у Алексеева С.А. сохраняется неснятая и непогашенная судимость, при этом срок административного надзора в связи с наличием судимости по этому приговору более длительный, чем по приговору от 18 мая 2020 года, которым он осужден за преступление средней тяжести, поскольку срок погашения судимости по нему составляет 3 года после отбытия наказания, согласно п. «в» ч.3 ст.86 УК РФ.
Таким образом, законные основания для установления административного надзора Алексееву С.А., как лицу, имеющему непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, наличествуют.
В п. 2 ч.1 ст.5 Закона указано, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с чч. 1, 2 ст.4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Следовательно, административное ограничение в виде обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, об установлении которого просил административный истец, предусмотрен п.5 ч.1 ст.4 Закона и в соответствии с требованиями ч.2 настоящей статьи установление судом такого вида ограничения является обязательным.
При этом Алексееву С.А. следует определить минимально возможное число явок в месяц, как об этом просит автор административного искового заявления.
Также с учетом личности Алексеева С.А., данных о совершении им преступлений в позднее время, в том числе ночью, во всех случаях - в нетрезвом виде, суд считает необходимым установить административному ответчику, несмотря на его удовлетворительную характеристику с места жительства (л.д.10) и положительную характеристику с места работы, также и остальные административные ограничения, предложенные административным истцом.
Данные административные ограничения целесообразны, они направлены на предупреждение совершения поднадзорным лицом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, оно отвечает задачам административного надзора, обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно п.1 ч.3 ст.5 Закона, срок административного надзора Алексееву С.А. следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.9 Закона административный надзор прекращается в случае снятия судимости с поднадзорного лица.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Закона Алексеев С.А., как поднадзорное лицо, в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Согласно ч.2 ст.9 Закона, административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174, 180 и 273 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ОМВД России по Юрьев-Польскому району об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Алексеева С.А. удовлетворить.
Установить в отношении Алексеева С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> административный надзор сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору Юрьев-Польского районного суда Владимирской области от 17 октября 2016 года.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Алексееву С.А. административные ограничения в виде запрещения пребывания в местах, где производится продажа алкогольных напитков в розлив (кафе, бары, рестораны и т.п.), запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом его жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 6 часов следующего дня по местному времени, а также обязательной явки на регистрацию один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 1 августа 2022 года.
Судья: подпись М.Ю. Бакрин