Дело № 2а-4196/2021
УИД 21RS0023-01-2021-006178-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 сентября 2021 г г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Николаевой В.Е.,
с участием административного истца Моисеева Е.Л., его представителя Воробьева С.Ю.,
заинтересованного лица Моисеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Моисеева Евгения Леонидовича к администрации адрес о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- об исключении Моисеева Е.Л. из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить Моисеева Е.Л. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в списках «Общий» и в списке «Ветераны боевых действий»,
у с т а н о в и л :
Административный истец обратился с данным иском к административному ответчику ссылаясь на то, что он относится к отдельной категории граждан «Ветеран боевых действий», что подтверждается удостоверением серия РМ -----, выданным Министерством внутренних дел Чувашской Республики дата.
В соответствии с постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата ----- административный истец, состоял в общей и льготной очереди как «сотрудник МВД» с дата, включен в льготную очередь «Ветеран боевых действий» со дня подачи заявления о переводе, т.е. с дата. Что также подтверждается дубликатом справки администрации Ленинского района города Чебоксары Чувашской Республики.
Администрацией Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики Моисеев Е.Л. не был обеспечен в разумный срок выплатой для приобретения, строительства жилья, хотя состоял в общей очереди еще с дата.
дата постановлением Администрации Ленинского района г. Чебоксары административный истец исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии «Общий» и из списка «Ветераны боевых действий», в связи с обеспеченностью общей площадью более 14,5 кв. метров, жилой площадью более 9 кв. метров на каждого члена семьи, согласно п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата ----- «Об утверждении Порядка реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары».
Полагает указанное постановление незаконным.
О создании комиссии с рассмотрением вопроса о снятии с учета по вышеуказанным категориям административный истец уведомлен не был, свои доводы и аргументы предоставить не мог. Документы на дом по адресу: Чувашская Республика, адрес, с/адрес, адрес, адрес, не содержат информации о жилой площади. Уточнить эту информацию административный ответчик не посчитал необходимым.
Учитывая, что административный истец Моисеев Е.Л. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с дата, а по категории «Общий» и «Ветераны боевых действий» - с дата, т.е. по нормам и правилам Жилищного кодекса РСФСР, то он сохраняет право состоять на данном учете до наступления случая улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9,0 кв. м. в соответствии с подп. 1 п. 7.10 Порядка реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата -----.
адрес 1-комнатной квартиры, расположенной по адресу: Чувашская Республика, адрес, составляет 34,4 кв. м., жилая - 17,7 кв.м.
адрес жилого дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, адрес, с/адрес, д. Шомиково, адрес, согласно кадастровому паспорту составляет 199,8 кв. метра. При этом жилая площадь указанного дома не определена. Администрацией Ленинского района г. Чебоксары при вынесении дата постановления об исключении административного истца Моисеева Е.Л. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии «Общий» и из списка «Ветераны боевых действий», жилая площадь не учтена.
Также в площадь дома входят площади террасы и веранды, которые согласно п. 4.3. Порядка в общей площади жилого помещения не учитываются. Кроме того, в площадь дома входят отдельные хозяйственные помещения, не предназначенные для проживания.
Кроме того, младшая дочь административного истца Моисеева Е.Л. ФИО1, дата года рождения, состоит на диспансерном учете с диагнозом «Бронхиальная астма», что подтверждается справкой БУ «Городская детская клиническая больница» Минздрава Чувашии от дата.
Действующим списком болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью (Циркуляр Народного комиссариата внутренних дел от дата ----- и Народного комиссариата здравоохранения РСФСР от дата -----) в п. «Б» болезни, дающие право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной жилой площадью, предусмотрен пп. 2 Тяжелое расстройство дыхания вследствие эмфиземы легких и астмы. Данное обстоятельство также учтено Моисеевым Е.Л. при строительстве жилого дома.
В рамках досудебного урегулирования спора административный истец за защитой своих нарушенных прав обращался в Прокуратуру Чувашской Республики, Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики, Министерство строительства архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики. Также получены ответы от Прокуратуры Ленинского района Чувашской Республики и администрации г. Чебоксары Чувашской Республики (прилагаются).
На основании изложенного, просит признать постановление администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- незаконным. Обязать администрацию Ленинского района г. Чебоксары восстановить Моисеева Е.Л. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии, в списке «Общий» и в списке «Ветераны боевых действий».
В судебном заседании административный истец, его представитель поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Административный истец также пояснил, что в 2009 году они начали строительство дома в д. адрес, достроили его только к 2011 году, построили стены, крышу. Второй этаж дома полностью не жилой, при этом на 1 этаже большая котельная, туалет, лестничная площадка, кухня и прихожая. Это все нежилая площадь. Зал примерно площадью 5,70 * 5,70 метров, жилая комната площадью 3 * 3 метра. Кухня и котельные большие.
В 1994 году он встал в очередь в г.Чебоксары, 19 лет ничего не мог построить, и только после командировки в Чечню начал строительство. Администрация адрес не предупреждала о том, что нельзя строить. Считает, что Администрация Ленинского района г.Чебоксары нарушила закон о ветеранах боевых действий. С 1991 года по 1993 год он находился в армии. В деревне на тот момент выдавали земельные участки многодетным семьям. Администрация Ленинского района г.Чебоксары не уведомляла о том, что если он расширит дом, то его исключат из очереди на улучшение жилищных условий.
Заинтересованное лицо Моисеева Н.А., являющаяся супругой административного истца поддержала исковые требования, заявив, что считает исключение ФИО4 из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, незаконным.
Административный ответчик в суд представителя не направил, просил рассмотреть дело без участия их представителя, предоставив суду копию материалов учетного дела.
Обсудив доводы административного истца, изучив материалы учетного дела административного истца по состоянию в очереди на улучшение жилищных условий, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляется в том числе мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (подпункт 3).
В силу статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 1); определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11.1).
В соответствии с п.12 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.
Статьей 11.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений» предусмотрено, что мера социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, осуществляется в форме однократного предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений, определяемой законом Чувашской Республики (часть 1); жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики по договору социального найма либо единовременные денежные выплаты на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 11 настоящего Закона, предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (часть 2).
Порядком предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 ноября 2007 г. №289, определен порядок предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям и вставшим на учет до 1 января 2005 года, и гражданам, имеющим право в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах» на улучшение жилищных условий по установленным жилищным законодательством Российской Федерации основаниям (пункт 1.1).
Установлено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из федерального бюджета республиканскому бюджету Чувашской Республики на указанные цели (пункт 1.2); предусмотрено, что включение в сводный список граждан, принятых органами местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, но не заявивших до указанной даты о наличии у них права на меру социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и в связи с этим не включенных в сводный список, производится на основании ходатайства органа местного самоуправления с приложением заверенных копий документов, подтверждающих право гражданина на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем согласно статьям 14, 16 и 21 Федерального закона «О ветеранах» и статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В сводный список указанные граждане включаются с даты выдачи документа, удостоверяющего статус гражданина. В случае если документ, удостоверяющий статус гражданина, выдан ранее даты принятия органами местного самоуправления гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список гражданин включается с даты принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 2.1).
Для получения единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданину необходимо состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в соответствии с Порядком предоставления единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений гражданам, имеющим право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от дата -----.
На время постановки административного истца на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, состав семьи административного истца состоял из трех человек, семья занимала однокомнатную квартиру, расположенную по адресу адрес, общей площадью 34,7 кв.м., жилой площадью 17,7 кв.м.
Указанная квартира была приватизирована на трех человек: Моисеева Е.Л., ФИО9 (жена), ФИО1 (дочь). дата родилась дочь ФИО1.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, административный истец, как поставленный на учет гражданин, нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., может быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В силу пункта 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
При этом в соответствии с Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской АССР, утвержденных Постановлением Совета Министров Чувашской АССР от 07.05.1985 г. N 254, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7,5 кв. м (пункт 8 правил).
Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилищного фонда в Чувашской Республике, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.07.2000 г. N 142 и действовавшие до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации пунктом 20 предусматривали, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением следующих случаев: а) улучшение жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м и отпали другие основания для предоставления жилого помещения.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В соответствии с постановлением главы администрации г. Чебоксары от 15.04.2005 г. N 129 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления" с марта 2005 года по г. Чебоксары установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади на человека.
В соответствии с Положением о порядке реализации жилищных прав граждан жителями г. Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 14.12.2005 г. N 288, право состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением специально предусмотренных случаев. Одним из таких случаев является улучшение жилищных условий, если общая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. м, (дополнительно для граждан, вставших на учет до 01.03.2005 г., если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. м) и отпали другие основания для предоставления другого жилого помещения) (в ред. постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 23.06.2009 г. N 148).
Таким образом, из указанных норм жилищного законодательства следует, что утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма наступает при возникновении у данных граждан обеспечения площадью жилого помещения в размере, превышающем размер учетной нормы площади жилого помещения, установленный в соответствующем муниципальном образовании, что в силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия гражданина с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
дата постановлением Администрации Ленинского района г. Чебоксары Моисеев Е.Л. исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условии «Общий» и из списка «Ветераны боевых действий», в связи с обеспеченностью общей площадью более 14,5 кв. метров, жилой площадью более 9 кв. метров на каждого члена семьи, согласно п.2 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ, решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата ----- «Об утверждении Порядка реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары».
Основанием для принятия указанного решения явилось поступление выписки из ЕГРН от 08.04.2021 о наличии у Моисеева Е.Л. в собственности с 31.12.2015 в собственности жилого дома, расположенного в Чувашской Республике, в адрес, сельское поселение адрес, адрес, общей площадью 199,8 кв.м..
В связи с чем, общая площадь жилых помещений, приходящейся на семью Моисеева Е.Л. составила 234,2 кв.м., что явно превысила размер учетной площади 58 кв.м на семью.
Сведений о размере жилой площади выписка из ЕГРН не содержит, также как и кадастровый паспорт, однако необходимости в уточнении информации о размере жилой площади у жилищной комиссии администрации адрес не имелось, так как исходя из общей площади жилого адрес,8 кв.м., жилая площадь в доме явно превышала общую жилую площадь, приходящуюся на 4 членов семью в доме и в квартире. Так, жилая площадь, приходящаяся на всех членов семьи, должна составлять не более 36 кв.м. (4*9 кв.м.), в то же время как в жилом доме такая площадь должны быть не более 18,3 кв. м. (36 кв.м – 17,7 кв.м.) Из объяснений Моисеева Е.Л. следует, что только площадь зала в доме составляет 5,7 м * 5,7 м. = 32,49 кв.м.
Таким образом, исключение административного истца из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, являлось правомерным.
В соответствии с п.2.19., 2.20. Порядка реализации жилищных прав гражданами - жителями города Чебоксары, один раз в три года администрации районов города Чебоксары проводят перерегистрацию граждан, принятых на учет для получения жилого помещения в качестве малоимущих. Администрация района города Чебоксары направляет гражданам, принятым на учет, письменные уведомления о необходимости предоставления ими документов, указанных в пункте 2.8 раздела 2 настоящего Порядка, в течение трех месяцев.
По представленным документам, и документам, полученным в порядке межведомственного взаимодействия в соответствии с пунктом 2.9 раздела 2 Порядка, администрации районов проводят расчет статуса малоимущих и определяют уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения гражданина и членов его семьи.
В соответствии с пп.2 п.21. Порядка, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п.2.22. Порядка, решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях оформляется в виде постановления главы администрации района города Чебоксары и должно быть принято не позднее тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, установленные законодательством, и выдаются или направляются гражданам не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Таким образом, вышеуказанным Порядком не предусмотрено обязательное извещение лица, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, о рассмотрении вопроса о состоянии его в очереди.
Наличие в семье Моисеева Е.Л. дочери, имеющей заболевание, входящей в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденных приказом Минздрава России от дата N 987н, в данном случае не имеет правового значения, так как семья имеет в собственности два жилых помещения.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного искового заявления Моисеева Евгения Леонидовича к администрации Ленинского района г. Чебоксары о признании незаконным постановления администрации Ленинского района г. Чебоксары от дата ----- об исключении Моисеева Е.Л. из списков граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить Моисеева Е.Л. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в списках «Общий» и в списке «Ветераны боевых действий» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня принятия судом решения.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено 17.09.2021
копия верна судья: