Решение по делу № 2а-104/2020 от 22.11.2019

Мотивированное решение составлено 11 февраля 2020 года

УИД: 51RS0001-01-2019-007893-69

№ 2а-104/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 февраля 2020 г. г. Мурманск, пр.Ленина, д. 54

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Макаровой И.С.,

при секретаре Матюхиной А.В., Синькевиче А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации города Мурманска о признании незаконным пунктов 1, 2, 4, 7 предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ ,

УСТАНОВИЛ:

Администрация города Мурманска обратилась в суд с административным иском о признании незаконным пунктов 1, 2, 4, 7 предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требований в иске указано, что по результатам плановой проверки администрации города Мурманска на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 июля 2019 года № 582/19 выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. С пунктами 1, 2, 4, 7 предписания административный истец не согласен, полагает, что какие-либо нарушения со стороны администрации города Мурманска в данной части предписания отсутствуют, в связи с чем должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Мурманской области ошибочно возлагает на органы местного самоуправления исполнения предписанных мероприятий. Просит суд признать незаконным предписание Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ в части требований пунктов 1, 2, 4, 7 и отменить их.

Представители административного истца Фаташов Г.С., Мелковская А.М., Могиленко В.Р. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивали по доводам и основаниям, приведенным в иске.

Административный ответчик – <данные изъяты> Управления Ростребнадзора по Мурманской области Подеряка Ю.В., в судебном заседании полагала вынесенное в адрес административного истца предписание законным и обоснованным и не подлежащим отмене. Дополнила, что в настоящее время п.п. 1, 7 Предписания сняты с контроля.

Представитель административного ответчика Управления Роспотребнадзора по Мурманской области Хяннинен В.Е. в судебном заседании полагала вынесенное в адрес административного истца предписание законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Представитель заинтересованного лица ГОУП «Мурманскводоканал» Железняк Н.Л. суду пояснила, что вопросы, связанные с исключением источника водоснабжения города из системы водоснабжения и выбора нового источника водоснабжения относится к ведению органа местного самоуправления. Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области был обнаружен организованный сброс ливневых вод во 2 поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения оз.Большое в районе автомобильной дороги Р-21 «Кола». Оперативное управление указанным участком автомобильной дороги Р - 21 «Кола» осуществляет и, соответственно, отвечает за указанный сброс ливневых вод Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург — Мурманск Федерального дорожного агентства» (далее ФКУ Упрдор «Кола»). Если ФКУ Упрдор «Кола» осуществляет незаконный сброс ливневый вод Управление обязано принять меры к защите водозабора и источника водоснабжения (оз. Большое), а именно: запретить сброс ливневых вод в этом районе. Отмечает, что качество подаваемой питьевой воды не изменилось и соответствует установленным требованиям. Доводы Управления по ограничению, приостановлению или запрещению использования озера Большого должны быть обоснованы результатами анализов. В настоящее время организованный сброс ливневых вод во втором поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения озера Большое ликвидирован, о чем представлены акты.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 8 части 1 статьи 6, статьи 24 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», орган местного самоуправления принимает решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытой системы и переводе абонентов на иную систему горячего водоснабжения в отношении организации, осуществляющей горячее водоснабжение и с обязательным определением источников финансирования такого решения.

Представитель заинтересованного лица Мурманского филиала АО «Управление отходами» Заярный А.А. суду пояснил, что работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №291 (ред. от 15.12.2018) «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Таким образом, на Регионального оператора не возложено бремя содержания контейнерных площадок и общего имущества многоквартирного дома, в виде контейнеров и мусоросборников, в надлежащем санитарном состоянии, поскольку Региональный оператор не является правообладателем перечисленного имущества.

Представитель АО «Мурманэнергосбыт» Калашников Д.Н. в судебном заседании пояснил о нецелесообразности сокращения срока перехода на закрытую систему указанному в п.9 ст.29 Федерального закона «О Теплоснабжении» от 27.07.2019, то есть ранее срока 01.01.2022 и, как следствии, необоснованности требований п.2 Предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области.

Представитель заинтересованного лица Минэнерго и ЖКХ Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв.

Выслушав лиц, участвующих в деле, специалистов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами Санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу статьи 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

На основании пункта 4 статьи 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения.

Как указано в пункте 2 статьи 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.

Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.

Из материалов дела следует, что на основании решения руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 17 июля 2019 года №582/19 проведена плановая проверка в отношении Администрации города Мурманска.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в адрес администрации города Мурманска выдано предписание на устранение нарушений санитарного законодательства.

Пунктом 1 предписания предусмотрено в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать водоснабжение жителей Ленинского округа г.Мурманска питьевой водой централизованного водоснабжения безопасной в эпидемиологическом отношении, безвредной по химическому составу и благоприятным органолептическим свойствам, путем принятия мер по ограничению, приостановлению или запрещению использования озера Большое, с учетом того, что его использование в качестве источника водоснабжения представляет опасность для здоровья населения в соответствии с требованием статьи 18 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.

Пунктом 2 предписания предусмотрено в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и принять решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-Фз, пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ, статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ, частью 7 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ, частью 9 статьи 29 Федерального закона № 190-ФЗ.

Пунктом 4 предписания предусмотрено в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов в части проведения дезинфекции мусоросборников в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, статей 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ, пунктами 1.2, 2.2.4, 2.4.5 СанПиН 42-128-4690-88.

Пунктом 7 предписания предусмотрено обеспечить организацию и проведение дератизации на территории г.Мурманска не закрепленной за иными лицами в соответствии с пунктами 1.2, 2.1, 2.2, 3.1,3.2 СП 3.5.3.3223-14.

Оценивая оспариваемые пункты предписания от ДД.ММ.ГГГГ на предмет законности и обоснованности содержащихся в них выводов, суд приходит к следующему.

Согласно статье 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона
№131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения поселения.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Федеральный закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Частью 5 указанной статьи предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.

Установлено, что постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ ГОУП «Мурманскводоканал» определен гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования горд Мурманск.

Исполнительным комитетом Мурманского областного Совета народных депутатов Решение № 389 от 30 ноября 1988 года утверждены зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и сооружений коммунального водопровода г.Мурманска, в том числе озеро Большое.

Таким образом, озеро Большое выбрано в качестве источника водоснабжения города Мурманска. Вода из озера Большого забирается для подачи воды населению Ленинского округа г. Мурманска, а также для поддержания безопасного уровня воды для предотвращения затопления застроенной части поймы реки Роста.

Пунктом 3.1 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов гигиенические требования к охране поверхностных вод» предусмотрено, что настоящие санитарные правила имеют целью обеспечить предотвращение и устранение загрязнения поверхностных вод, которое может привести к нарушению здоровья населения, развитию массовых инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, а также к ухудшению условий водопользования населения.

Пунктом 3.2 СанПиН 2.1.5.980-00 водные объекты питьевого, хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования считаются загрязненными, если показатели состава и свойства воды в пунктах водопользования изменились под прямым или косвенным влиянием хозяйственной деятельности, бытового использования и стали частично или полностью непригодными для водопользования населения.

Из материалов дела следует, что на основании заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» от ДД.ММ.ГГГГ, экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» от ДД.ММ.ГГГГ, Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам использования водного объекта озеро Большое в целях использования для хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения в связи с установлением организованного сброса ливневых вод.

Для защиты водозабора и источника водоснабжения на оз. Большом были организованы зоны санитарной охраны Решением Исполнительного комитета Мурманского областного Совета народных депутатов «Об утверждении зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и сооружений коммунального водопровода г. Мурманска» от 30 ноября 1988 года № 389 (далее Решение от 30.11.1988 № 389).

К мероприятиям по второму поясу пунктом 3.3.3.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 был отнесен запрет сброса промышленных, сельскохозяйственных, городских и ливневых сточных вод, содержание в которых химических веществ и микроорганизмов превышает установленные санитарными правилами гигиенические нормативы качества воды. Аналогичные нормы содержались в пункте 4.1.2 СанПиН 2.1.5.980-00.

Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области был обнаружен организованный сброс ливневых вод во 2 поясе зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения оз. Большое в районе автомобильной дороги Р-21 «Кола».

Вместе с тем, при выдаче предписания Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области не принято во внимание, что оперативное управление указанным участком автомобильной дороги Р - 21 «Кола» осуществляет и, соответственно, отвечает за указанный сброс ливневых вод ФКУ Упрдор «Кола».

Кроме того оз. Большое является единственным источником питьевой воды централизованного водоснабжения в Ленинском округе, ограничение, приостановление или прекращение использования оз.Большое приведет к нарушению прав граждан.

В ходе судебного разбирательства по делу судом также установлено, и не оспорено сторонами, что 22 января 2020 года в Управление Роспотребнадзора по Мурманской области ГОУП «Мурманскводоканал» представил информацию и приложенные документы, в том числе фотоматериалы о прекращении фактического сброса ливневых сточных вод в озеро Большое, в частности, выполнена заглушка и опломбировка выпуска ливневых сточных вод, определен порядок и кратность оказания услуг по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, а именно откачка и транспортировка ливневых сточных вод с ёмкостей ЛОС с последующей их утилизацией в соответствии с нормами и правилами природоохранного законодательства с периодичностью не реже 1 раза в месяц.

Учитывая, что выявленные нарушения при использовании водного объекта озеро Большое в качестве источника питьевого и хозяйственного водоснабжения устранены, то обстоятельства, указанные в пункте 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ отпали, в связи с чем пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ снят с контроля должностного лица Управления Роспотребнадзора по Мурманской области.

Оценив представленные суду доказательства, в их совокупности, с учетом пояснений сторон, а также учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом пункт 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

Далее, как указывалось выше, пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пунктом 8 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе, принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ предусмотрено, что горячая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества горячей воды не превышают нормативов качества горячей воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (часть 5).

В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества горячей воды средние уровни показателей проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества горячей воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и организацию, осуществляющую горячее водоснабжение (часть 6).

В случае получения указанного в части 6 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением случая, если низкое качество горячей воды вызвано несоответствием качества воды, используемой для приготовления горячей воды, установленным требованиям. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества горячей воды, подаваемой с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации. В случае отсутствия технической возможности либо в случае экономической нецелесообразности приведения качества горячей воды, подаваемой абонентам с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), в соответствие с установленными требованиями орган местного самоуправления принимает решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения. В таком решении должны быть указаны перечень мероприятий, лица, ответственные за их выполнение, источники финансирования таких мероприятий, а также сроки их выполнения. Порядок и сроки принятия такого решения, а также требования к его содержанию устанавливаются правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 7).

Таким образом, с учетом вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления принимает решение о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения. В таком решении должны быть указаны перечень мероприятий, а также сроки их выполнения.

В соответствии с частью 9 статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года использование централизованных открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, не допускается.

Из материалов дела следует, и также не оспорено сторонами, что статусом единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Мурманск в зоне деятельности № 006 (система теплоснабжения – <данные изъяты> в Ленинском округе) наделено АО «Мурманэнергосбыт».

В 2018 и 2019гг. Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в адрес администрации города Мурманска в соответствии с частью 6 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ направлялись уведомления о несоответствии качества горячей воды, в пробах, отобранных в течение календарного года, подаваемой по открытой системе горячего водоснабжения из котельной «Северная».

Вместе с тем, доказательств, свидетельствующих о том, что органом местного самоуправления, после получения соответствующих уведомлений, и в установленный частью 7 статьи 24 Федерального закона № 416-ФЗ срок были приняты меры по обеспечению качества подачи горячей воды в соответствии с установленными требованиями, суду не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что пункт 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, права и законные интересы административного истца указанным пунктом не нарушены.

Оспариваемое предписание вынесено Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в пределах своей компетенции и предоставленными ему полномочиями, по результатам проверки, и в этой части предписание истцом не оспаривается.

Довод о том, что переход на закрытую систему горячего водоснабжения законодательством установлен до 31 декабря 2021 года, не влечет за собой отмену оспариваемого пункта предписания, поскольку административный истец не лишен возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему оспариваемый пункт предписания с ходатайством об отсрочке его исполнения.

Далее, проверкой установлено, что в городе Мурманске мусороприемные камеры не предусмотрены в двух-пятиэтажных жилых домах. Не во всех жилых домах, оборудованных мусороприемными камерами расположение мусороприемных камер (высокий цоколь) допускает возможность проведение дезинфекции мусоросборников.

Таким образом, административный орган пришел к выводу, что Генеральной схемой не обеспечивается проведение дезинфекции и мойки контейнеров для сбора отходов, в том числе пищевых.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Части 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Пунктом 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе - не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Пунктом 2.4.5 СанПиН 42-128-4690-88 сборники, предназначенные для пищевых отходов, использовать для каких-либо других целей запрещается. Следует ежедневно тщательно промывать сборники водой с применением моющих средств и периодически подвергать их дезинфекции 2-процентным раствором кальцинированной соды или едкого натра или раствором хлорной извести, содержащей 2% активного хлора. После дезинфекции сборники необходимо промыть водой. Ответственность за использование и правильное содержание сборников несет предприятие, собирающее пищевые отходы.

Судом установлено, что постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Генеральная схема очистки территории муниципального образования город Мурманск, пунктом 3.1.2 которой предусмотрена организация сбора, вывоза, размещения и обезвреживания отходов, в частности, на территории города Мурманска функционирует контейнерная система сбора отходов.

Сбор и удаление отходов на территории города Мурманска осуществляется по схеме централизованной планово-регулярной системы очистки. Система сбора и удаления отходов с территории города Мурманска предусматривается по нескольким системам: система «несменяемых контейнеров» (заполненные отходами контейнеры разгружаются в мусоровоз, после чего из возвращают на место. Используются контейнеры объемом 0,6, 0,7, 0,75, 0,8, 1,1 куб. м. и контейнеры заглубленного типа вместимостью 5,0 куб. м.), система «Сменяемых контейнеров» (применяются контейнеры объемом 6,5 куб. м., предназначенные для сбора КГО. По мере заполнения контейнеры КГО заменяются бункеровозом на пустые контейнеры).

Пунктом 4.1.6 Генеральной схемы предусмотрена мойка и дезинфекция мусоросборников и контейнеров, из содержания которой следует, что дезинфекция и мойка контейнеров осуществляется один раз в 10 дней на месте их размещения эксплуатирующими организациями. Мойку организуют в мусороприемных камерах, имеющих подвод воды и приемный люк канализационной сети, а там, где мойку организовать нельзя, используют специальную моечную машину (машина ТГ-100 (ТГ-100А) на шасси КамАЗ). Контейнеры моют сразу же после их опорожнения, поэтому моечная машина следует непосредственно за мусоровозом.

Таким образом, административным истцом организована деятельность по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов в части проведения дезинфекции мусоросборников, поскольку проведение дезинфекции и мойки контейнеров для сбора отходов на территории города Мурманска, прямо предусмотрено указанной выше Генеральной схемой, не противоречит положениями СанПиН 42-128-4690-88.

Кроме того, вменяя администрации города Мурманска нарушение пункта 2.4.5 СанПиН 42-128-4690-88 должностное лицо Управление Роспотребнадзора по Мурманской области не учло, что ответственность за использование и правильное содержание сборников, предназначенных для пищевых отходов, несет предприятие, собирающее пищевые отходы (пункт 2.4.5 СанПиН 42-128-4690-88), а ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом (пункт 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88).

При таких обстоятельствах, оспариваемый административным истцом пункт 4 предписания от 23 августа 2019 года нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 1.2 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» предусмотрено, что соблюдение санитарно-эпидемиологических правил является обязательным на всей территории Российской Федерации для органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее - юридические и физические лица).

Пунктом 2.1 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» установлено, что дератизационные мероприятия включают в себя комплекс организационных, профилактических, истребительных мер, проводимых юридическими и физическими лицами, с целью ликвидации или снижения численности грызунов и уменьшения их вредного воздействия на человека и окружающую его среду.

Пунктом 2.2 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий» установлено, что на объектах в городских и сельских населенных пунктах (строения, сооружения или помещения производственного, непроизводственного, вспомогательного, жилого, бытового, общественного и иного назначения), на транспорте, в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и на территориях природных очагов инфекционных болезней, располагающихся в пригородной части населенных пунктов или зонах рекреации, юридическими и физическими лицами должны осуществляться дератизационные мероприятия, направленные на борьбу с грызунами (серые и черные крысы, мыши, полевки и другие).

Организацию и проведение дератизационных мероприятий обеспечивают: органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления; юридические лица; граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (пункт 3.1 СП 3.5.3.3223-14).

Согласно пункту 3.2 СП 3.5.3.3223-14 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления должны обеспечивать организацию и проведение: дератизации в весенний и осенний периоды в лесопарковой зоне, на территории природных очагов, благоустройство территории населенного пункта; дератизационных обработок жилых зданий, помещений, сооружений, балансодержателями которых они являются, и прилегающей к ним территории.

В силу пункта 3.6 СП 3.5.3.3223-14 по результатам обследования оценивается состояние объектов и прилегающей к нему территории. Объект и территория считаются заселенной грызунами при наличии хотя бы одного из следующих признаков: г) наличие жилых нор, свежего помета, повреждение продуктов, тары и других предметов.

По результатам проверки, в нарушение указанным норм, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при осмотре и обследовании территории муниципального образования г.Мурманск, в частности, при осмотре контейнерной площадки у дома <адрес> возле отсека для сбора КГМ с внешней стороны ограждения жилые норы грызунов, при осмотре зеленой зоны у контейнерной площадки, напротив дома <адрес>, слева от ограждения контейнерной площадки жилые норы грызунов.

ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении документов, представленных администрацией города Мурманска установлено, что администрацией города Мурманска организовано проведение дератизации на территориях, закрепленных за третьими лицами (территории образовательных учреждений, спортивных сооружений, в жилых домах и на территориях, закрепленными за жилыми домами). Вместе с тем, на территориях, не закрепленных за третьими лицами, органом местного самоуправления не обеспечена организация и проведение дератизационных мероприятий (зеленая зона у контейнерной площадки, напротив дома <адрес> слева от ограждения контейнерной площадки).

Управление в оспариваемом предписании (пункт 7) обязывает обеспечить организацию и проведение дератизации на территории г. Мурманска не закрепленной за иными лицами.

При этом ни экспертное заключение, ни оспариваемое предписание не содержит конкретных сведений на какой территории были выявлены жилые норы грызунов, находится ли указанная территория на балансе администрации города Мурманска, не содержит четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершать исполнителю.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства по делу, стороной ответчика представлены документы, свидетельствующие о снятии указанного пункта предписания с контроля должностного лица Управления Роспотребнадзора по Мурманской области, поскольку в соответствии с частью 3 Закона Мурманской области от 18.12.2019 «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельность и в области земельных отношений между органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области и органами государственной власти Мурманской области» полномочия в области градостроительной деятельности и в области земельных отношений осуществляет исполнительный орган государственной власти Мурманской области. Полномочия осуществляются за счет средств областного бюджета с 01.01.2020. В настоящий момент указанный исполнительный орган не определен, вместе с тем предписанное указанным пунктом мероприятие в связи с изменением в законодательстве в данный момент не относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемый административным истцом пункт 7 предписания от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации города Мурманска о признании незаконным пунктов 1, 2, 4, 7 предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить пункты 1, 4, 7 предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от 23 ДД.ММ.ГГГГ .

В остальной части оставить заявленные административные требования без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий И.С. Макарова

2а-104/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация г.Мурманска
Ответчики
Управление Роспотребнадзора по Мурманской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Макарова Ирина Серговна
Дело на странице суда
okt.mrm.sudrf.ru
22.11.2019Регистрация административного искового заявления
22.11.2019Передача материалов судье
26.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019Судебное заседание
19.12.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
19.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Судебное заседание
11.01.2020Судебное заседание
03.02.2020Судебное заседание
06.02.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее