Решение по делу № 33а-4742/2022 от 29.06.2022

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

дело № 33а-4742/2022

№ 2а-875/2022

строка № 3.020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа 2022 года г. Воронеж

Судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующего Калугиной С.В.,

судей Доровских И.А., Кобзевой И.В.,

при секретаре Батуркиной О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Калугиной С.В. административное дело по административному исковому заявлению Горшкова Петра Васильевича к департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, заместителю руководителя департамента - начальнику отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Побединскому Геннадию Дмитриевичу о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. №43-01-23/6361,

по апелляционной жалобе административного истца Горшкова Петра Васильевича

на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2022 года,

(судья районного суда Леденева И.С.)

установила:

административный истец Горшков П.В. обратился с административным исковым заявлением к департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, заместителю руководителя департамента - начальнику отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Побединскому Геннадию Дмитриевичу о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. №43-01-23/6361.

В обоснование административного искового заявления указал, что 14.09.2021 он обратился в департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты в общедоступных угодьях Воронежской области. В этот же день Горшкову П.В. было отказано в выдаче разрешения, в связи с тем, что он не представил сведения о добытых охотничьих ресурсах в сроки, предусмотренные ранее выданным разрешением. Отказ в выдаче разрешения является незаконным, поскольку Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 №379 содержит закрытый перечень оснований для отказа в выдаче разрешения, такое основание для отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, предусмотренное п.17.12 Приказа № 379, введено в действие только с 01.09.2021 и к нему не должно было применяться. Кроме того, ранее выданное разрешение 02 №118073 было сдано им в установленные сроки путем вложения его в ящик для писем, установленный у административного ответчика, впоследствии разрешение было утеряно административным ответчиком.

В связи с чем, административный истец просит признать незаконным отказ департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021г. №43-01-23/6361. Обязать должностных лиц департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области выдать в установленном законом порядке разрешение на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях Воронежской области на имя Горшкова П.В. на охоту на пушных животных 2021-2022г.

Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2021 в удовлетворении административных исковых требований Горшкова Г.Д. отказано.

В апелляционной жалобе Горшков Г.Д. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на то, что у административных ответчиков отсутствовали доказательства того, что им не предоставлялись сведения о количестве добытых охотничьих ресурсов по разрешению 02 № 118073(летне-весенняя охота 2020 года), кроме того, полагает, что п.17.12 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, не должен был применяться при рассмотрении его заявления о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов, поскольку введен в действие только с 01.09.2021 и не имеет обратной силы.

В судебном заседании представитель административного ответчика департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области Бурахин К.Ю. полагал решение районного суда законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу Горшкова Г.Д. без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), судебная коллегия полагает, что отсутствуют основания для его отмены.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч.11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридические лица и граждане могут осуществлять пользование животным миром, в том числе посредством охоты.

Пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром (ст. 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире»).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» право на добычу охотничьих ресурсов возникает у физических лиц и юридических лиц по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом. Физические лица и юридические лица осуществляют право на добычу охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом. Право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» любительская и спортивная охота в закрепленных охотничьих угодьях осуществляется при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 данного Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» в случаях осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях выдача охотнику разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.

Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 августа 2014 года № 379 (далее Приказ № 379).

Пунктом 3 Приказа № 379 установлено положение, аналогичное закрепленному в ч. 1 ст. 31 указанного выше Федерального закона, регулирующее порядок выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Для получения разрешения физическое лицо представляет указанным в п.3 Порядка охотпользователю, в уполномоченный орган либо природоохранное учреждение заявление и документы, предусмотренные порядком подачи заявок и заявлений (пункт 10).

Уполномоченный орган осуществляет мероприятия, установленные пунктом 11 Порядка: при личном представлении заявления в течение 1-го рабочего дня; при получении заявления по почте, в электронном виде с использованием информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и (или) многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления (п. п. 12, 12.1 - 12.2).

В силу пункта 11 Порядка уполномоченный орган при получении заявления, в частности, осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствия требованиям порядка подачи заявок и заявлений (п. 11.1); запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия следующие документы (в случае их непредставления заявителем по собственной инициативе), в том числе, документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения; документ, подтверждающий уплату заявителем сбора за пользование объектами животного мира (и. 11.2); направляет заявителю в случаях, указанных в (п. 17) Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа (п. 11.4).

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 года № 204 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги по выдаче разрешений на добычу, охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (далее - Административный регламент).

Пунктом 22 Административного регламента для принятия решения о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов уполномоченными органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются следующие документы: документ, подтверждающий уплату заявителем государственной пошлины за выдачу разрешения на добычу охотничьих ресурсов; документ, подтверждающий уплату заявителем сбора за пользование объектами животного мира. Документы, перечисленные в указанном пункте, могут быть представлены заявителем по собственной инициативе.

Приказом № 379 утвержден Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов (приложение № 1 к Приказу), а также формы бланков разрешения на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных, включающих в себя таблицу № 3 «Сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве» (приложение № 5 к Приказу).

В силу требований названного Приказа лица, занимающиеся добычей охотничьих ресурсов, обязаны в течение 20 дней после окончания последнего из сроков осуществления охоты, указанного в разрешении, предоставлять в уполномоченный орган сведения о добытых охотничьих ресурсах и их количестве, поскольку указанное требование является условием выдачи лицу разрешения на добычу таких ресурсов.

Как установлено судами и следует из материалов дела, Горшкову П.В. выдавалось разрешение на охоту 02 №18073 (летне-осенняя охота 2020 года на пернатую дичь).

14.09.2021г. Горшков П.В. обратился в департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты в общедоступных угодьях Воронежской области.

При этом доказательств того, что административный истец предоставил сведения о количестве добытых им по полученному ранее разрешению на добычу охотничьих ресурсов в департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области, как того требовал Приказ № 397, не имеется.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя административного ответчика, Горшковым П.В. не представлены сведения о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 №118073 (летне-осенняя охота 2020г).

Административный истец, в подтверждение факта предоставления им сведений о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 №118073 (летне-осенняя охота 2020г), сослался на показания свидетелей, которые должны были подтвердить, что Горшков П.В. вернул выданное ему разрешение сер.02 №118073 (летне-осенняя охота 2020г).

Однако, как установлено районным судом, административный истец в судебном заседании давал противоречивые сведения о порядке предоставления разрешения на добычу охотничьих ресурсов в Департамент природных ресурсов – лично сотруднику либо путем опускания в размещенный почтовый ящик. Достоверных доказательств, свидетельствующих о соблюдении Горшковым П.В. требования о предоставлении сведений о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 №118073 (летне-осенняя охота 2020 года), административным истцом не представлено.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, районный суд, принимая судебные акты, на основании положений Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»; Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц, утвержденные приказом Минприроды России от 29 августа 2014 года № 379 пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

При этом довод административного истца о том, что п.17.12 Приказа № 397 введен в действие с 01.09.2021 и не мог к нему применяться, поскольку не имеет обратной силы, основан на неверном толковании норм материального права.

Обязанность по предоставлению сведений о добытых охотничьих ресурсах по разрешению сер.02 №118073 (летне-осенняя охота 2020 года) для получения в последующем разрешения на добычу охотничьих ресурсов была предусмотрена и ранее действующими нормативными актами, в связи с чем требования п.17.12 Приказа № 397 положение административного истца не нарушают, и указанный пункт правомерно применен при рассмотрении заявления административного истца о выдаче ему разрешения на добычу охотничьих ресурсов от 14.09.2021.

По существу доводы апелляционной жалобы являются аналогичными тем, которые были предметом исследования суда первой инстанции. Оснований для переоценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает. Иных правовых доводов, свидетельствующих о незаконности либо необоснованности принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.

При рассмотрении дела нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, повлекшее вынесение незаконного судебного акта, районным судом не допущено. При таком положении решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горшкова Петра Васильевича - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Первый кассационный суд общей юрисдикции через районный суд.

Председательствующий

Судьи

33а-4742/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Горшков Петр Васильевич
Ответчики
Департамент природных ресурсов и экологии ВО
Заместитель руководителя департамента - начальник отдела государственного охотничьего надзора и охраны объектов животного мира Побединский Геннадий Дмитриевич
Суд
Воронежский областной суд
Судья
Калугина Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
29.06.2022Передача дела судье
09.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2022Передано в экспедицию
09.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее