Дело № 2а-596/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2019 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.,
при секретаре Батоболотовой А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения водного законодательства установлено, что административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации в границах поселения водоотведения. На балансе администрации находятся централизованные сети водоснабжения, водоотведения хозяйственно-бытовой канализации, в состав которой входят неработающие очистные сооружения. На основании концессионного соглашения канализационная сеть поселения передана в пользование АО «ЗабТЭК».
15.11.2018 года по результатам проверки администрации в указанной сфере были выявлены нарушения природоохранного законодательства и внесено представление, в том числе, в части отсутствия разработанной и принятой схемы водоснабжения и водоотведения поселения г.Шилка; о незаконном захоронении жидких отходов в границах водоохранной зоны р.Шилка при сбросе неочищенных канализационных сточных вод (жидкие отходы 4 класса опасности) в пруды-накопители, не имеющие гидроизоляцию и расположенные в границах водоохранной зоны реки Шилка, что не исключает загрязнение реки Шилка; не разработки административного регламента по оказанию муниципальных услуг по согласованию вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт из эксплуатации; не принятию мер по подаче заявок в Министерство территориального развития Забайкальского края для софинансирования из краевого бюджета мероприятий по модернизации, строительства объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утв. 30.12.2015 года. С данным представлением администрация согласилась и приняла меры к устранению.
В марте 2019 года прокуратурой установлено, что администрация в полном объеме нарушения не устранила, в том числе в части разработки схемы водоснабжения и водоотведения, что является ненадлежащим исполнением администрацией полномочий по организации водоснабжения и водоотведения поселения и препятствует модернизации, ремонту водопроводно-канализационного хозяйства поселения. Мер для подачи заявки на получение субсидий в рамках программы с целью разработки схемы водоснабжения и водоотведения администрация не предпринимала.
19 июня 2018 года при осмотре очистных сооружений г.Шилка Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю установлено, что они находятся в нерабочем состоянии. Сброс сточных вод осуществляется на рельеф местности, в водоохранной зоне реки Шилка.
Таким образом, на территории поселения г.Шилка неочищенные канализационные сточные воды – жидкие отходы 4 класса опасности сбрасываются (осуществляется фактическое захоронение) в пруды-накопители, не имеющие гидроизоляцию и расположенные в границах водоохранной зоны реки Шилка, что не исключает загрязнение реки Шилка, свидетельствует о незаконном захоронении отходов в границах водоохранной зоны реки Шилка.
Несоблюдение администрацией требования в части разработки схемы водоснабжения и водоотведения реки Шилка, на основании которой планируется работы по ремонту системы водоснабжения и водоотведения или их новое строительство, а также составляется и подается заявка в Минтерразвитие в рамках государственной программы для софинансирования из краевого бюджета, препятствует организации на территории поселения надлежащего водоснабжения и водоотведения, очистке канализационных сточных вод, влечет загрязнение окружающей среды и несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г.Шилка в части непринятия мер для разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также мер для организации очистки канализационных сточных вод г.Шилка.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» принять меры к разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник Шилкинского межрайонного прокурора Харабурова К.Ю., действующая на основании прав по должности, заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, требования признала частично, указав, что бездействия со стороны администрации не допущено, поскольку ею принимаются меры по разработке схем водоснабжения и водоотведения.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Административное исковое заявление подано с соблюдением срока для обращения в суд.
Судом установлено, что в результате проверки, проведенной природоохранной прокуратурой в ноябре 2018 года было выявлено, что Администрацией ГП «Шилкинское» ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации в границах поселения водоотведения. Канализационная сеть находится в нерабочем состоянии, сточные воды с сети перекачиваются в приёмные камеры очистных, а после самотеком поступают в пруды-накопители, где отсутствует гидроизоляция, то есть, сброс сточных вод фактически осуществляется на рельеф местности. На территории городского поселения «Шилкинское» не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения.
Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривались.
По итогам проверки в адрес главы поселения «Шилкинское» 15.11.2018 года природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В ответе от 03.12.2018 года на представление прокурора от 15.11.2018 года глава городского поселения «Шилкинское» сообщает, что приняты следующие меры: заключены договоры с АО «ЗабТЭК» на разработку схемы водоснабжения и водоотведения; в декабре 2018 года будут приниматься меры для участия в программе «Чистая вода Забайкальского края, а также иные меры.
19 марта 2019 года природоохранный прокурор в адрес административного ответчика вынес требование в срок до 26.03.2019 года сообщить о конкретных принятых мерах по устранению нарушений, описанных в представлении прокурора от 15.11.2018 года.
Согласно ответу Администрации от 27.03.2019 года, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете городского поселения схема водоснабжения и водоотведения отсутствует; перенести пруды-накопители в другую зону не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств в бюджете города. Заявки на проведение мероприятий по модернизации, строительству объектов коммунальной инфраструктуры Министерством территориального развития не принимались.
В объяснениях глава поселения Сиволап С.Н. от 28.03.2019 года пояснил помощнику прокурора о том, что на разработку схем водоснабжения и водоотведения у администрации нет денежных средств, заявки в министерство Забайкальского края на финансирование разработки схем в рамках программы не подавались. Заявки в Министерство территориального развития Забайкальского края на включение администрации поселения в перечень софинансирования в рамках государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» не подавались. Писались лишь письма в Министерство на выделение денежных средств для организации очистных сооружений и системы водоотведения, на которые не были получены ответы. Меры для организации на территории г.Шилка мер очистки канализационных сточных вод централизованной системы водоотведения не принято и не принимаются, в связи с отсутствием собственных средств в бюджете поселения и в связи с этим не разработана схема водоснабжения и водоотведения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.4 ч.1 ст.8 Устава ГП «Шилкинское» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.
В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее Правила, Требования).
В соответствии с п.3 Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Согласно п.4 Правил схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.
В силу п.3 Требований схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ст.51 №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч.2).
В силу ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, сброс сточных вод.
То обстоятельство, что в городском поселении «Шилкинское» отсутствуют разработанные схемы водоснабжения и водоотведения, а также отсутствует очистка канализационных сточных вод, нашло свое подтверждение и не отрицалось представителем административного ответчика.
В судебном заседании представитель администрации ссылалась на то, что для разработки указанных выше схем администрация заключила договор оказания услуг от 01.12.2018 года с АО «ЗабТЭК», согласно которому, последний обязался оказать услуги по подготовке документации основных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения г.Шилка, а администрация оплатить данные услуги. Однако, несмотря на наличие указанного договора, каких-либо доказательств его исполнения либо невозможности разработки органом местного самоуправления схем до настоящего времени, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что со стороны администрации городского поселения «Шилкинское» имеет место бездействие, которое выражается в непринятия мер для разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское», что не соответствует Федеральному закону от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилам разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требованиям к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782, а также мер для организации очистки канализационных сточных вод г.Шилка, что не соответствует Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
При этом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию обязанности по принятию мер к разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г.Шилка в части непринятия мер для разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также мер для организации очистки канализационных сточных вод г.Шилка.
Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» принять меры к разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий: Терновая Ю.В.
Решение изготовлено 20 мая 2019 года.
Копия верна, председательствующий Терновая Ю.В.