Решение по делу № 2а-596/2019 от 10.04.2019

Дело № 2а-596/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2019 года                                                       г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи                                       Терновой Ю.В.,

при секретаре                                       Батоболотовой А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что Читинской природоохранной межрайонной прокуратурой в ходе проверки соблюдения водного законодательства установлено, что административным ответчиком ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации в границах поселения водоотведения. На балансе администрации находятся централизованные сети водоснабжения, водоотведения хозяйственно-бытовой канализации, в состав которой входят неработающие очистные сооружения. На основании концессионного соглашения канализационная сеть поселения передана в пользование АО «ЗабТЭК».

15.11.2018 года по результатам проверки администрации в указанной сфере были выявлены нарушения природоохранного законодательства и внесено представление, в том числе, в части отсутствия разработанной и принятой схемы водоснабжения и водоотведения поселения г.Шилка; о незаконном захоронении жидких отходов в границах водоохранной зоны р.Шилка при сбросе неочищенных канализационных сточных вод (жидкие отходы 4 класса опасности) в пруды-накопители, не имеющие гидроизоляцию и расположенные в границах водоохранной зоны реки Шилка, что не исключает загрязнение реки Шилка; не разработки административного регламента по оказанию муниципальных услуг по согласованию вывода объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт из эксплуатации; не принятию мер по подаче заявок в Министерство территориального развития Забайкальского края для софинансирования из краевого бюджета мероприятий по модернизации, строительства объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края», утв. 30.12.2015 года. С данным представлением администрация согласилась и приняла меры к устранению.

В марте 2019 года прокуратурой установлено, что администрация в полном объеме нарушения не устранила, в том числе в части разработки схемы водоснабжения и водоотведения, что является ненадлежащим исполнением администрацией полномочий по организации водоснабжения и водоотведения поселения и препятствует модернизации, ремонту водопроводно-канализационного хозяйства поселения. Мер для подачи заявки на получение субсидий в рамках программы с целью разработки схемы водоснабжения и водоотведения администрация не предпринимала.

19 июня 2018 года при осмотре очистных сооружений г.Шилка Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю установлено, что они находятся в нерабочем состоянии. Сброс сточных вод осуществляется на рельеф местности, в водоохранной зоне реки Шилка.

Таким образом, на территории поселения г.Шилка неочищенные канализационные сточные воды – жидкие отходы 4 класса опасности сбрасываются (осуществляется фактическое захоронение) в пруды-накопители, не имеющие гидроизоляцию и расположенные в границах водоохранной зоны реки Шилка, что не исключает загрязнение реки Шилка, свидетельствует о незаконном захоронении отходов в границах водоохранной зоны реки Шилка.

Несоблюдение администрацией требования в части разработки схемы водоснабжения и водоотведения реки Шилка, на основании которой планируется работы по ремонту системы водоснабжения и водоотведения или их новое строительство, а также составляется и подается заявка в Минтерразвитие в рамках государственной программы для софинансирования из краевого бюджета, препятствует организации на территории поселения надлежащего водоснабжения и водоотведения, очистке канализационных сточных вод, влечет загрязнение окружающей среды и несоблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г.Шилка в части непринятия мер для разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также мер для организации очистки канализационных сточных вод г.Шилка.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» принять меры к разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Шилкинского межрайонного прокурора Харабурова К.Ю., действующая на основании прав по должности, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Антипина Н.В., действующая на основании доверенности, требования признала частично, указав, что бездействия со стороны администрации не допущено, поскольку ею принимаются меры по разработке схем водоснабжения и водоотведения.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление подано с соблюдением срока для обращения в суд.

Судом установлено, что в результате проверки, проведенной природоохранной прокуратурой в ноябре 2018 года было выявлено, что Администрацией ГП «Шилкинское» ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации в границах поселения водоотведения. Канализационная сеть находится в нерабочем состоянии, сточные воды с сети перекачиваются в приёмные камеры очистных, а после самотеком поступают в пруды-накопители, где отсутствует гидроизоляция, то есть, сброс сточных вод фактически осуществляется на рельеф местности. На территории городского поселения «Шилкинское» не разработаны и не утверждены схемы водоснабжения и водоотведения.

Данные обстоятельства в ходе рассмотрения дела представителем ответчика не оспаривались.

По итогам проверки в адрес главы поселения «Шилкинское» 15.11.2018 года природоохранным прокурором внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.

В ответе от 03.12.2018 года на представление прокурора от 15.11.2018 года глава городского поселения «Шилкинское» сообщает, что приняты следующие меры: заключены договоры с АО «ЗабТЭК» на разработку схемы водоснабжения и водоотведения; в декабре 2018 года будут приниматься меры для участия в программе «Чистая вода Забайкальского края, а также иные меры.

19 марта 2019 года природоохранный прокурор в адрес административного ответчика вынес требование в срок до 26.03.2019 года сообщить о конкретных принятых мерах по устранению нарушений, описанных в представлении прокурора от 15.11.2018 года.

Согласно ответу Администрации от 27.03.2019 года, в связи с отсутствием денежных средств в бюджете городского поселения схема водоснабжения и водоотведения отсутствует; перенести пруды-накопители в другую зону не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств в бюджете города. Заявки на проведение мероприятий по модернизации, строительству объектов коммунальной инфраструктуры Министерством территориального развития не принимались.

В объяснениях глава поселения Сиволап С.Н. от 28.03.2019 года пояснил помощнику прокурора о том, что на разработку схем водоснабжения и водоотведения у администрации нет денежных средств, заявки в министерство Забайкальского края на финансирование разработки схем в рамках программы не подавались. Заявки в Министерство территориального развития Забайкальского края на включение администрации поселения в перечень софинансирования в рамках государственной программы Забайкальского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства Забайкальского края» не подавались. Писались лишь письма в Министерство на выделение денежных средств для организации очистных сооружений и системы водоотведения, на которые не были получены ответы. Меры для организации на территории г.Шилка мер очистки канализационных сточных вод централизованной системы водоотведения не принято и не принимаются, в связи с отсутствием собственных средств в бюджете поселения и в связи с этим не разработана схема водоснабжения и водоотведения.

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.4 ч.1 ст.8 Устава ГП «Шилкинское» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В силу ст. 38 вышеуказанного Федерального закона развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 утверждены Правила разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требования к содержанию схем водоснабжения и водоотведения (далее Правила, Требования).

В соответствии с п.3 Правил целью разработки схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - централизованные системы водоснабжения и (или) водоотведения), обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.

Согласно п.4 Правил схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

В силу п.3 Требований схемы водоснабжения и водоотведения должны предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные планы по приведению качества питьевой воды и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы по снижению сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водозаборные площади.

В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее №7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.51 №7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (ч.2).

В силу ч.15 ст.65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещаются размещение объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, сброс сточных вод.

То обстоятельство, что в городском поселении «Шилкинское» отсутствуют разработанные схемы водоснабжения и водоотведения, а также отсутствует очистка канализационных сточных вод, нашло свое подтверждение и не отрицалось представителем административного ответчика.

В судебном заседании представитель администрации ссылалась на то, что для разработки указанных выше схем администрация заключила договор оказания услуг от 01.12.2018 года с АО «ЗабТЭК», согласно которому, последний обязался оказать услуги по подготовке документации основных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения г.Шилка, а администрация оплатить данные услуги. Однако, несмотря на наличие указанного договора, каких-либо доказательств его исполнения либо невозможности разработки органом местного самоуправления схем до настоящего времени, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что со стороны администрации городского поселения «Шилкинское» имеет место бездействие, которое выражается в непринятия мер для разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское», что не соответствует Федеральному закону от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилам разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, Требованиям к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782, а также мер для организации очистки канализационных сточных вод г.Шилка, что не соответствует Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

При этом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию обязанности по принятию мер к разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.

              Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Читинского природоохранного межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Шилкинское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» по организации надлежащего водоснабжения и водоотведения на территории г.Шилка в части непринятия мер для разработки схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, а также мер для организации очистки канализационных сточных вод г.Шилка.

Обязать Администрацию городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» принять меры к разработке схемы водоснабжения и водоотведения городского поселения «Шилкинское» в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения и Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий:                                             Терновая Ю.В.

Решение изготовлено 20 мая 2019 года.

Копия верна, председательствующий                        Терновая Ю.В.

2а-596/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Читинская природоохранная межрайонная прокуратура
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Администрация г.п. Шилкинское
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальский края
Судья
Терновая Ю.В.
Дело на сайте суда
shilka.cht.sudrf.ru
10.04.2019Регистрация административного искового заявления
10.04.2019Передача материалов судье
12.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Регистрация административного искового заявления
09.04.2020Передача материалов судье
09.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.04.2020Дело оформлено
09.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее