Дело № 2-687/21
УИД 37RS0016-01-2021-001173-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 декабря 2021 года г. Юрьевец Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Ельцовой Т.В.
при секретаре Моревой Т.А.
с участием
истца Андреевой О.О.,
представителя ответчика ООО «Аква-город» Косолапкиной Е.С.
представителя ответчика Администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Филипповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой Оксаны Олеговны к ООО «Аква-город», администрацииЮрьевецкого муниципального района Ивановской области о возложении обязанности произвести подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и заключить договор холодного водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Андреева О.О. обратилась в суд с иском к ООО «Аква-город» ( далее Общество), администрацииЮрьевецкого муниципального района Ивановской области ( далее Администрация, Администрация района) о возложении обязанности произвести подключение к централизованной системе холодного водоснабжения и заключить договор холодного водоснабжения, обосновав его следующим.
Андреева О.О. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Непосредственно возле ее дома проходит линия центральной системы холодного водоснабжения. 21.05.2021 года Андреева О.О. обратилась в ООО «Аква-город» с заявлением о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения. К заявлению приложила документы, необходимые для решения данного вопроса. ООО «Аква-город» отказалось заключить с истцом данный договор, после чего Андреева О.О. обратилась в администрацию Юрьевецкого муниципального района, где ей в устной форме разъяснили, что в настоящее время ограничено подключение потребителей к системе центрального водоснабжения. Истец полагает, что отказ в подключении ее дома к системе центрального водоснабжения противоречит действующему законодательству, является надуманным и ничем не обоснованным.
На основании изложенного, истец просит суд обязать ООО «Аква-город» выполнить подключение жилого дома <адрес> к центральной системе холодного водоснабжения и заключить с ней договор холодного водоснабжения.
В судебном заседании истец Андреева О.О. заявленные исковые требования поддержала. Пояснила, что в мае 2021 года она обратилась с заявлением в ООО «Аква-город» и просила подключить ее дом к центральной системе холодного водоснабжения. К ней по месту жительства выходил инженер ООО «Аква-город», который установил, что технологическая возможность присоединения дома существует. Для этого необходимо определиться с точкой врезки трубы и дополнительно установить водораспределительный колодец на случай аварийного отключения дома. Ей примерно озвучили цену работ, которая ее устроила. Далее она предоставила в ООО «Аква-город» все запрашиваемые документы, в том числе ситуационный план расположения объекта, топографическую карту участка, правоустанавливающие документы на дом и земельный участок. В то же время на протяжении последующих нескольких месяцев, вплоть до ноября 2021 года, ООО «Аква-город» отказывало ей в выдаче технических условий и заключении договора технологического присоединения, сначала (до августа 2021 года) ссылаясь на отсутствие у Общества установленных тарифов на проведение данных работ, потом (до ноября 2021 года) на отсутствие согласия Администрации как собственника водопроводных сетей на подключение новых абонентов. В ноябре 2021 года, после того как дело уже находилось на рассмотрении в суде, ООО «Аква-город» выдало ей технические условия и предложило подписать договор технологического присоединение дома к центральной водопроводной сети города. В то же время подписать данный договор она отказалась, так как была не согласна со сроками проведения работ - 18 месяцев, полагая их чрезмерно затянутыми. Она неоднократно высказывала ООО «Аква-город» свою устную просьбу ограничить срок проведения данных работ апрелем-маем 2022 года, на что получала отказ лишь на том основании, что предлагаемый ей договор является типовым, публичным, внесение в него изменений по желанию потребителя невозможно. Таким образом, до настоящего времени между ней и ООО «Аква-город» данный договор не подписан, какая-либо оплата за технологическое присоединение к водопроводной сети города ею не осуществлена. Кроме того, истец не согласилась с позицией Администрации, обосновывающей свой отказ нехваткой объема получаемого на город водного ресурса и изношенностью водопроводных сетей. На самом деле ей известно, что некоторых жителей города, в том числе ее соседей, продолжают подключать к центральной системе водоснабжения. Более того, на данный момент каких-либо перебоев с водой в городе нет, воды хватает всем. Что же касается ветхости и изношенности трубопровода, то Администрацией не представлено доказательств, что в ненадлежащем состоянии находится именно та труба, к которой будет подключаться ее дом. На основании изложенного, Андреева О.О. полагала, что отсутствуют законные основания в отказе со стороны ответчиков в заявленных ею требованиях.
Представитель ответчика ООО «Аква-горд»Косолапкина Е.С. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что ООО «Аква-город» никогда не отказывало Андреевой О.О. в подключении её дома к системе холодного водоснабжения города. Напротив, Общество делало для этого все возможное. В мае 2021 года, когда Андреева О.О. обратилась к ним в организацию, ей был разъяснен установленный порядок. Так, потенциальному потребителю услуги необходимо: во-первых, заключить первый и основной договор технологического присоединения к центральной системе водоснабжения. Данный договор заключается после того, как инженер ООО «Аква-город» на месте подтвердит технологическую возможность присоединения к сети, в том числе определит возможные варианты врезки трубы, сопутствующие и необходимые для данной врезки дополнительные работы, их стоимость. В этом случае заявителю выдаются технические условия. И только после того, как потенциальный потребитель вносит полностью оплату, выполняет все прописанные в технических условиях виды работ, которые проверяются и принимаются уполномоченными органами по акту, с данным гражданином может быть заключен договор водоснабжения. В то же время с Андреевой О.О. до сих пор не заключен даже договор технологического присоединения, поскольку истец до настоящего времени отказывается его подписать, не соглашаясь только со сроками проведения работ - 18 месяцев. В то же время Обществом ей неоднократно разъяснялось, что предлагаемый ей для заключения договор является публичным, типовым, установленный там срок - максимально возможный период, скорее всего работы с учетом погодных условий будут проведены намного раньше - весной 2022 года. При этом сами сроки установлены в договоре в строгом соответствии с законом (п. 106 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 года №644 «Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения»), нарушений прав Андреевой О.О. как потребителя нет. Таким образом, если бы истец заключила с ООО «Аква-город» договор технического присоединения к водопроводным сетям до 16 ноября 2021 года, то ее дом, несмотря на позицию Администрации, был бы подключен к системе центрального водоснабжения. В то же время на данный момент договор аренды, на основании которого инженерные сети находились в ведении ООО «Аква-город», истек, новый договор аренды не заключен (по нему идут споры). Не исключена ситуация, в результате которой стороны не подпишут новый договор аренды, и ООО «Аква-город» перестанет быть гарантирующим поставщиком водного ресурса на территории Юрьевецкого района. При таких обстоятельствах, у ООО «Аква-город» отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца, поскольку Общество более не имеет права вмешиваться в работу водопроводных сетей города, тем более присоединять к ним новых абонентов. И даже в том случае, если договор аренды сетей на предлагаемых Администрацией условиях будет подписан Обществом, в нем будет содержаться условие, согласно которому перед подключением нового абонента необходимо будет получить согласие Администрации (то есть только при наличии необходимого объема ресурса и надлежащего состояния сетей). С учетом сложившейся ситуации, когда около двух месяцев в летний период 2021 года в городе фактически не было воды, крайней нехватки количества артезианских скважин и изношенности сетей, получить указанное согласие для новых абонентов будет крайне затруднительным. На основании изложенного, представитель данного ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - Администрации района Филиппова Е.А. с заявленными исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что Администрация района не оспаривает право Андреевой О.О. как потребителя на подключение ее дома к центральной системе холодного водоснабжения. В то же время полагает, что в настоящее время отсутствует техническая возможность для реализации данного права истца, по следующим основаниям. Во-первых, по причине крайней изношенности и ветхости системы водоснабжения города (износ составляет 70%). Данная система на протяжении последних 10 лет в рамках заключенных договоров аренды эксплуатировалась ООО «Аква-город», которое было обязано поддерживать её в надлежащем состоянии, проводить текущий ремонт. Более того, Обществом была разработана инвестиционная программа по модернизации водопроводных сетей на 2016 - 2020 годы, под которую выделено соответствующее финансирование. Фактически же никаких заметных мероприятий по модернизации проведено не было, состояние системы только ухудшилось. Во-вторых, существует решение суда, а также множественные заключения контролирующих органов и прокуратуры, из смысла которых следует, что объема поставляемой в город воды не хватает даже существующим абонентам. Такая ситуация сложилась из-за недостаточного количества артезианских скважин, которые особенно в летний период (когда приезжают отдыхающие и активно идет полив огородов) не справляются с возрастающими потребностями жителей города в воде. В результате, летом этого года вода подавалась потребителям только по несколько часов в сутки и то в ночное и вечернее время. Со стороны Администрации района принимаются большие усилия для улучшения ситуации: на территории города проводится бурение нескольких новых артезианских скважин, идут работы по модернизации существующих. До конца 2021 года будет введена первая артезианская скважина в микрорайоне «Глазовая гора», а весной 2022 года на ул. Титова г. Юрьевца, то есть в верхней части города. Также предусмотрены работы по замене трубопроводов, для этого выделены денежные средства, закуплен материал. Таким образом, планируется, что в целом все работы по ремонту и реконструкции водопроводных сетей города будут закончены к декабрю 2022 года. Как только будут введены новые скважины, увеличится объем и мощность подачи водного ресурса, Администрация в порядке очередности начнет выдавать разрешения ресурсоснабжающей организации на присоединение новых абонентов. В противном случае будет складываться такая ситуация, когда ООО «Аква-город» к ветхим сетям, в отсутствии технической возможности получить необходимый объем воды, продолжит подключать все новых и новых абонентов, тем самым извлекая из этого свою коммерческую выгоду и не заботясь о качестве оказываемой гражданам услуги. При этом обеспечить надлежащим образом подачу коммунальной услуги в том состоянии, в котором в настоящий момент находятся сети и объекты холодного водоснабжения, они не смогут. В связи с этим Администрация как собственник сетей перестала согласовывать ООО «Аква-город» техническую возможность присоединения новых абонентов, подразумевая под технической возможностью то, что каждый потребитель имеет право на получение достаточного количества ресурса при надлежащем функционирование сетей, то есть без аварий и поломок. Это является правом Администрации как в силу закона, поскольку именно собственник отвечает за надлежащее содержание своего имущества, так и в силу ранее заключенных с ООО «Аква-город» договоров аренды, согласно которым состояние переданных арендатору сетей не должно ухудшаться.
В судебном заседании представитель третьего лица - Комитета по управлению имуществомАдминистрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области Филиппова Е.А. пояснила, что исковые требования в настоящий момент не могут быть признаны обоснованными в силу следующего. 16 ноября 2021 года истек срок действия договора аренды водопроводных сетей города, заключенный между Администрацией района как арендодателем и ООО «Аква-город» как арендатором. Новый договор между сторонами в настоящее время не заключен, находится на этапе согласования протокола разногласий. Более того, ситуация ухудшается тем, что прокурором района в адрес Администрации внесено представление, в котором, в том числе указано на необходимость включения в обсуждаемый сторонами договор такого существенного условия как возложение обязанности по капитальному ремонту водопроводных сетей на арендатора, то есть на ООО «Аква-город». В противном случае прокуратура будет ставить вопрос о ничтожности состоявшейся сделки в судебном порядке. В то же время включение данного условия повлечет за собой установление новой тарифной программы для ресурсоснабжающей организации. Не исключена ситуация при которой стороны на предлагаемых условиях не договорятся, отказавшись подписывать договор. В этом случае указанные инженерные сети останутся в ведении Администрации и в целях обеспечения потребителей ресурсом будут переданы в управление вновь созданному или существующему муниципальному унитарному предприятию. В любом случае у ООО «Аква-город» в настоящее время отсутствует какое-либо право по распоряжению водопроводными сетями города, в том числе на подключение к ним новых абонентов.
Суд, выслушав стороны, третье лицо, проверив, исследовав и оценив доказательства, представленные в материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Андреева Оксана Олеговна является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве собственности на указанное недвижимое имущество № от ДД.ММ.ГГГГ, а также Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ( том 1 л.д. 18, 19).
В соответствии с постановлением главы администрация Юрьевецкого городского поселения от 14 апреля 2014 года №47 ООО «Аква-город» определено гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Юрьевецкого городского поселения с 01.05.2014 года.
На основании договора аренды объектов коммунального хозяйства Юрьевецкого муниципального района от 18.12.2020 года ООО «Аква-город» во временное владение и пользование переданы объекты коммунального хозяйства для предоставления коммунальных услуг населению и юридическим лицам в виде подачи холодного водоснабжения на территории Юрьевецкого городского поселения. Договор вступает в силу со дня его подписания и заключен сторонами на 11 месяцев.
Таким образом, судом установлено, что ООО «Аква-город» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Юрьевецкого городского поселения и до 16 ноября 2021 года ( срок действия вышеуказанного договора аренды) в эксплуатации данной организации находились инженерные сети и иные объекты системы холодного водоснабжения г. Юрьевца.
Судом установлено, что 21 мая 2021 года Андреева О.О. обратилась в ООО «Аква-город» с заявлением о заключении с ней договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения принадлежащего ей жилого дома по адресу: <адрес>. Одновременно заявитель представила в ООО «Аква-город» необходимый пакет документов ( том 1 л.д.14).
До настоящего времени с Андреевой О.О. договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения не заключен.
В соответствии с часть 1 статьи 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированного Конституцией РФ ( статья 40).
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоснабжение с использованием системы водоснабжения осуществляется на основании договора холодного водоснабжения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:
подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации ( часть 1).
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения … (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом ( часть 2)
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Согласно п.15 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных правовых норм следует, что для заключения с истцом договора на подключение ее дома к центральной системе холодного водоснабжения требуется соблюдение совокупности ряда условий; во-первых, наличие технологической возможности данного подключения; во-вторых, наличие доставочной мощности запрашиваемого коммунального ресурса; в-третьих, наличие полномочий у ответчика как у организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории городского поселения, на осуществление данного подключения.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что технологическая возможность подключения дома истца по адресу: <адрес> центральной системе водоснабжения города существует.
16.11.2021 года Андреевой О.О. выданы условия технического присоединения №139, из которого следует, что точкой присоединения к инженерной сети является водопроводная линия, проходящая по <адрес>. Присоединение должно быть произведено, и запорная арматура размещена на водонапорном вводе в водопроводном колодце напротив дома <адрес>. Среди прочего указано, что новый водопровод должен быть из труб диаметром условного прохода не менее 20 мм с глубиной заложения не менее 2 метра от верха трубы до поверхности земли, использовать водопроводные колодцы диаметром не менее 1 метра, сборные железобетонные с усиленной гидроизоляцией, отметка поверхности люка должна соответствовать отметке дорожного покрытия проезжей части дороги или на 30 см. выше поверхности газона ( том 1 л.д. 70).
В то же время при оценке свободной мощности запрашиваемого истцом коммунального ресурса, суд принимает во внимание следующее.
Так, 23 июля 2021 года Пучежским районным судом Ивановской области вынесено решение по иску прокурора Юрьевецкого района Ивановской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к ООО «Аква-город» об обязании обеспечить жителей г. Юрьевца Ивановской области коммунальной услугой холодного водоснабжения. Иск удовлетворён. Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Из вышеуказанного решения суда следует, что летом 2020 года зафиксированы многочисленные обращения граждан в МКУ «Управление Единой дежурно-диспетчерской службы и административно-хозяйственной части администрации Юрьевецкого муниципального района» по поводу отсутствия воды на территории г. Юрьевца - 465 обращений за период с 01.06.2021 года по 23.06.2021 года, 126 обращений - с 24.06.2021 года по 01.07.2021 года. Еще 80 обращений поступило в адрес АДС ООО «Теплоцентраль» за период с 19.06.2021 года по 23.06.2021 года. Также обращения жителей г. Юрьевца об отключении водоснабжения поступали на единый портал прокуратуры, в адрес прокурора Юрьевецкого района Ивановской области.
Также в решении Пучежского районного суда Ивановской области от 23.07.2021 года приведены пояснения допрошенного в качестве специалиста инженера ООО «Аква-город» ФИО5, который указал, что в настоящий момент все источники водоснабжения эксплуатируются с максимальной мощностью и вода подается максимально. Мощности городского водопровода не хватает для покрытия расходов населения в данных климатических условиях. Имеется отчет по геологоразведке, где на каждой скважине даны дебиты отбора воды, то есть максимальное количество воды, которое может отобрать данная скважина за единицу времени. Насосы большей мощности поставить нельзя, поскольку на всех артезианских скважинах, используемых ООО «Аква-город» насосы поставлены в соответствии с дебитом, который установлен геологоразведочной организацией. Больше взять из них воды невозможно, поэтому все ресурсы исчерпаны.
На этот же факт указывают письменные документы представленные представителем Администрации района (экспертные заключения по материалам расчета тарифов и их корректировки на коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению для ООО «Аква-город» за 2015г.,, 2016-2018г.г.,, 2017-2018г.г., 2018 г., 2019-2023 г. г., 2021-2023 г.г.;- том 1 л.д. 105- 249, том 2 л.д.1-45) из которых следует, что при сходном количестве ежегодно получаемого объема воды, количество абонентов в системе холодного водоснабжения города неизменно с каждым годом возрастает. При этом мероприятия по модернизации системы холодного водоснабжения, проводимые ООО «Аква-город» в рамках разработанной Обществом инвестиционного программы, должного результата на протяжении последних пяти лет не принесли.
При этом суд отмечает, что на недостаточный объем получаемой жителями города воды влияет не только отсутствие необходимого количества артезианских скважин, но и ненадлежащее (ветхое и крайне изношенное) состояние водопроводных сетей города. В целом такое состояние сетей приводит к авариям, поломкам, прорывам и, как следствие, еще большей потере и так ограниченного в объемах водного ресурса.
Таким образом, суд приходит к выводу, что на данный момент мощности запрашиваемого коммунального ресурса, а именно объема питьевой воды, подаваемого на потребителей г. Юрьевца является недостаточным. Так, в летний период имеют место систематические и длительные перебои подачи водного ресурса жителям города, то есть услуга даже существующим абонентам водопроводной сети оказывается ненадлежащим образом. При таких обстоятельствах, до модернизации указанных инженерных сетей путем их ремонта, реконструкции, введения новых объектов холодного водоснабжения, подключение новых абонентов, увеличивающих нагрузку и так на изношенные, ветхие сети, будет способствовать, по мнению суда, их дальнейшему разрушению и нарушению прав потребителей на получение запрашиваемого ресурса в необходимых объёмах и должном качестве.
Признавая отсутствие необходимой мощности запрашиваемого истцом ресурса, суд в то же время принимает во внимание следующие разъяснения, содержащиеся в ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Так, согласно части 7ст. 18 вышеуказанного закона при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Если в течение 30 дней с даты обращения организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, о корректировке инвестиционной программы и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования в соответствии с частью 7 настоящей статьи от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) не получено уведомление о принятом решении, обращение такой организации считается согласованным. В таком случае организация, осуществляющая холодное водоснабжение (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
В то же время при рассмотрении дела судом установлено, что на момент обращения Андреевой О.О. в ООО «Аква-город» с заявлением о подключении ее дома к системе центрального водоснабжения, достоверно зная о ситуации с перебоями в поставке данного ресурса потребителям в виду отсутствия необходимого количества артезианских скважин на территории поселения, изношенности сетей, Общество в течение 30 дней в Администрацию Юрьевецкого района с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя к центральным сетям холодного водоснабжения города, не обратилось. Не обратилась с подробным заявлением в орган местного самоуправления и сама Андреева О.О.
При этом действующих инвестиционных программ мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) дома Андреевой О.О. к инженерной сети на тот момент не имелось. Ранее разработанная, утверждённая и профинансированная инвестиционная программа ООО «Аква-город» за период с 2016 по 2020 год должных результатов по увеличению объемов подаваемого ресурса, фактически не принесла. Указанное обстоятельство подтверждается многочисленными жалобами городского поселения Юрьевец летом 2021 года на отсутствие воды.
Проводимые Администрацией района мероприятия по реконструкции и ремонту водопроводной сети города, в том числе бурению дополнительных артезианских скважин, очистке и модернизации существующих, замене трубопроводов и установке нового оборудования фактически проводятся органом местного самоуправления по своей инициативе, самостоятельно, то есть не в связи с обращением ресурсоснабжающей организации и за рамками каких-либо инвестиционных программ, разработанных и проводимых ООО «Аква-город».
Следовательно, ни заявитель Андреева О.О., ни ООО «Аква-город» как организация, ранее осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение на территории городского поселения, в Администрацию района с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения дома истца к системе холодного водоснабжения, не обращались.
Кроме того, суд также отмечает, что на момент обращения Андреевой О.О. в ООО «Аква-город» с заявлением о подключении ее дома к системе центрального водоснабжения, Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области не были приняты и утверждены для ООО «Аква-город» тарифы для данного вида работ на 2021 год.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон №416, закон о водоснабжении) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
Из части 1 ст. 18 вышеуказанного Федерального закона следует, что плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, из системного толкования вышеуказанных положений закона следует, что обязательным условием технологического присоединения абонента к водопроводным сетям являются утвержденные Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области тарифы на подключение, утвержденные для ООО « Аква - город».
В то же время согласно постановлению Департамента энергетики и тарифов Ивановской области №33-к/1 от 06.08.2021 года указанные тарифы были утверждены на 2021 год только 06.08.2021 года.
При таких обстоятельствах суд полагает заслуживающим внимание довод стороны ответчика - ООО «Аква-город» о том, что вплоть до 06.08.2021 года у Общества не имелось возможности подключения новых абонентов к водопроводной сети города по причине отсутствия утвержденных тарифов по данному виду услуг.
Вышеуказанное приводит суд к убеждению, что отсутствует одно из обязательных условий подключения дома истца к системе холодного водоснабжения - наличие необходимого объема питьевой воды для обеспечения потребностей даже существующих абонентов.
Судом также установлено, что 16 ноября 2021 года истек срок действия договора аренды объектов коммунального хозяйства Юрьевецкого муниципального района от 18.12.2020 года, которым Администрацией района ООО «Аква-город» во временное владение и пользование переданы объекты коммунального хозяйства для предоставления коммунальных услуг населению и юридическим лицам по подаче холодного водоснабжения на территории Юрьевецкого городского поселения.
Таким образом ООО «Аква-город» более не является тем юридическим лицом, которое осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и ( или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. То есть согласно п. 15 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ООО «Аква-город» в настоящее время не является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение на территории г. Юрьевца ивановской области.
При таких обстоятельствах, у ООО «Аква-город» отсутствуют какие-либо правовые основании для подключения дома истца к системе центрального водоснабжения, поскольку подобное подключение имеет право производить только организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на территории городского поселения Юрьевец.
Тот факт, что ООО «Аква-город» до конца 2021 года остается гарантирующим поставщиком данного ресурса не влияет на ранее сделанные выводы, так как в силу п. 6 ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Следовательно, гарантирующая организация, это лишь организация завершающая процесс присоединения потребителя к централизованным инженерным сетям, а именно заключающая договор холодного водоснабжения. При этом заключение данного договора в силу действующего законодательства, возможно только при обязательном наличии у потенциального абонента технологического присоединения к системе цельного водоснабжения (то есть в случае предварительного заключения договора технологического присоединения с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение).
При таких обстоятельствах, суд не находит законных оснований для возложения на ООО «Аква-город» обязанности по заключению с истцом как договора технологического присоединения, так и договора холодного водоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Из системного толкования вышеуказанного положения закона применительно к установленным обстоятельствам дела следует, что в отсутствии у ООО «Аква-город» (либо какой-либо иной организации) как правовых, так и технических условий для предоставления жителям г. Юрьевца услуги по водоснабжению и (или) водоотведению, на Администрацию района как исполнительный орган местного самоуправления ложится обязанность по организации водоснабжения и (или) водоотведения через централизованные инженерные сети, в том числе по организации технологического присоединения новых абонентов.
Согласно пунктам 88 и 90 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №644 заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение).
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект (за исключением случаев направления заявления о подключении в рамках реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве), данные об общей подключаемой нагрузке с приложением определённого пакета документов.
В то же время с указанными требованиями Андреева О.О. в Администрацию района не обращалась, заявление об организации технологического присоединения с необходимым пакетом документов не предоставляла. Подобных исковых требований к Администрации района в судебном заседании также не высказывала, оспаривая лишь отсутствие согласования со стороны местного самоуправления на ее подключение силами ООО «Аква-город». При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Андреевой О.О. к Администрации района.
В то же время, в целях выстроенного и объективного рассмотрения дела судом проверен довод истца о необходимости заключения с ней договора технологического присоединения её дома к системе центрального водоснабжения на предложенных ею условиях, то есть с учетом срока проведения работ до марта-апреля 2022 года. В этой связи суд отмечает следующее.
В силу ч. 3 ст. 13 и ч. 3 ст. 18 Федерального закона №416-ФЗ от 07.12.2022 года «О водоснабжении и водоотведении» договор водоснабжения и договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения являются публичными договорами
В соответствии с ч. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Согласно ч. 15 ст. 18 Федерального закона №416 договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №645 утвержден, в том числе типовой договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения. Также установлено, что типовые договоры, утвержденные настоящим постановлением, могут быть дополнены по соглашению сторон иными положениями (в том числе приложениями), не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.
В силу пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
Если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения.
При этом правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежат применению также в случаях, если при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (пункт 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах", в тех случаях, когда будет установлено, что при заключении договора, проект которого был предложен одной из сторон и содержал в себе условия, являющиеся явно обременительными для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон (несправедливые договорные условия), а контрагент был поставлен в положение, затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора (то есть оказался слабой стороной договора), суд вправе применить к такому договору положения пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах присоединения, изменив или расторгнув соответствующий договор по требованию такого контрагента.
В то же время, поскольку согласно пункту 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения, слабая сторона договора вправе заявить о недопустимости применения несправедливых договорных условий на основании статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации или о ничтожности таких условий по статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявляя требования о длительных сроках проведения работ по технологическому присоединению ее дома к системе центрального водоснабжения, Андреева О.О. фактически основывала свое требование на пункте 2 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим на истце лежало бремя доказывания того, что предложенный ей ООО «Аква-город» договор технологического присоединения является договором присоединения и отвечает критериям, установленным в пункте 3 статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (определение условий договора одной из сторон и неравенство переговорных возможностей), то есть содержит навязанные истцу несправедливые условия.
В то же время согласно п. 6 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» сроки подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе в случае необходимости реализации мероприятий инвестиционной программы в целях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Из пункта 106. «Правил холодного водоснабжения и водоотведения...», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 следует, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения при наличии на день заключения договора о подключении технической возможности подключения (технологического присоединения) осуществляется в срок, который не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя, после направления заявителем уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения).
Таким образом, при анализе спорного условия договора технологического присоединения о сроке проведения работ (18 месяцев) с учетом природы и специфики данного договора в целом, стандартов деловой практики, суд не усматривает несправедливость договорных условий в данной части. Более того, судом установлено, что предложенный истцу срок проведения работ соответствует вышеуказанным требованиям закона, ее прав как потребителя никак не нарушает.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что истцом в нарушение части 1 ст. 56 ГПК РФ не доказано, что срок в 18 месяцев лишал ее как присоединившуюся сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключал или ограничивал ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержал другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.
При этом суд принимает во внимание позицию представителя ООО «Аква-город», неоднократно в процессе рассмотрения дела указывающую, что 18 месяцев является максимальным сроком, работы по подключению дома Андреевой О.О. к инженерным сетям с учетом их сложности, объема и погодных условий планировалось завершить весной 2022 года.
В связи с установленным, суд полагает необоснованным обращенные к ООО «Аква-город» исковые требования истца о заключении с ней договора технологического присоединения на предложенных ею условиях, то есть со сроком выполнения работ до весны 2022 года.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░-░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░