Дело № 33-8223/2023
УИД 59RS0029-01-2022-001697-46
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Пермь 10.08.2023
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Крюгер М.В., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-73/2023 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Нытвенского городского округа, Администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в оказании образовательной услуги с нарушением санитарных правил, о возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на решение Нытвенского районного суда Пермского края от 04.05.2023.
Заслушав доклад судьи Крюгер М.В., пояснения представителя истца Пикулевой Т.В., настаивавшей на доводах жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском, уточненным в силу ст.39 ГПК РФ, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Григорьевская средняя общеобразовательная школа», администрации Нытвенского городского округа Пермского края о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий, выразившихся в оказании образовательной услуги с нарушением санитарных правил, возложении обязанности устранить нарушения санитарных правил.
В обоснование требований указано, что в отношении МБОУ Григорьевская СОШ была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что образовательным учреждением при оказании образовательных услуг нарушаются требования санитарного законодательства, а именно: конструкция окон не обеспечивает возможность проведения проветривания помещений в любое время года, покрытие подходов (ступенек) на крыльце образовательного учреждения имеет дефекты в виде выбоин, а также в туалетной комнате для мальчиков одна туалетная кабина не оборудована дверьми, санитарно-техническое оборудование - 1 смывной бачок не исправен, не работает, что является нарушением требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». По окончанию проверки 30.11.2021 МБОУ Григорьевская СОШ было выдано предписание № 1491 об устранении нарушений в срок до 30.11.2022. Допущенные нарушения санитарного законодательства и Закона РФ «О защите прав потребителей» МБОУ Григорьевская СОШ влияют на образовательный процесс и санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, являются образовательной услугой ненадлежащего качества. Несоблюдение правил МБОУ Григорьевская СОШ влечет за собой негативные последствия для учащихся, с учетом того, что дети, получающие образовательную услугу, и их родители, должны быть уверены в том, что оказываемая им образовательная услуга соответствует требованиям законодательства и безопасна для здоровья. Просили признать действия МБОУ Григорьевская СОШ, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства противоправными и создает опасность для жизни и здоровья граждан;
обязать администрацию Нытвенского городского округа в срок до 01.07.2023 обеспечить работу в части выделения денежных средств Управлению образования администрации Нытвенского муниципального района на цели обеспечения объекта МБОУ Григорьевская СОШ для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
обязать Управление образования администрации Нытвенского муниципального района в срок до 01.08.2023 распределить полученные денежные средства для реализации мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства;
обязать МБОУ Григорьевская СОШ в срок до 01.09.2023 устранить нарушение требований санитарно - эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечить конструкцию окон возможностью проведения проветривания помещений: в спортзале в инвентарной комнате - 1 окно, в библиотеке - 1 окно, в фойе (рекреация) - 3 окна, столовая - 2 окна, кабинет №9-1 окно, кабинет № 8 - 1 окно, кабинет № 7 - 1 окно, кабинет № 6 - 1 окно, кабинет № 5 - 1 окно, кабинет № 4 - 1 окно, кабинет № 3 - 1 окно, кабинет №2-1 окно, коридор - 3 окна, лаборантская - 2 окна;
- обеспечить ремонт покрытия подходов (ступенек) на крыльце и довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу через средства массовой информации или иным способом.
Определением Нытвенского районного суда от 15.12.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Нытвенского городского округа Пермского края (л.д. 75-76 т.1).
Решением Нытвенского районного суда Пермского края от 04.05.2023 исковые требования удовлетворены частично. Возложена на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Григорьевская средняя общеобразовательная школа» обязанность устранить нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить конструкцию окон возможностью проведения проветривания помещений: в спортзале в инвентарной комнате – 1 окно, в фойе (рекреация) – 3 окна, столовая – 2 окна, лаборантская – 2 окна, кабинет №3, кабинет №2, а также обеспечить ремонт покрытия подходов (ступенек) на крыльце в срок до 01.09.2024 и довести до сведения потребителей решение суда в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации или иным способом. На администрацию Нытвенского городского округа Пермского края возложена обязанность в срок до 01.01.2024 обеспечить работу в части выделения денежных средств Управлению образования администрации Нытвенского городского округа на цели обеспечения объекта МБОУ Григорьевская СОШ для устранения выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части обеспечения ремонтом покрытия подходов (ступенек) на крыльце и обеспечения конструкцией окон с проведением проветривания в помещениях образовательного учреждения, в том числе: в спортзале в инвентарной комнате – 1 окно, в фойе (рекреация) – 3 окна, столовая – 2 окна, лаборантская – 2 окна, кабинет №3, кабинет №2. В остальной части исковых требований отказано.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба истцом, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании действий школы, выразившейся в нарушении санитарного законодательства противоправными по отношению к учащимся, поскольку данным отказом суд первой инстанции лишает граждан – потребителей на защиту, восстановление своих нарушенных прав, в том числе на судебную. Полагает, что постановление надзорного органа о привлечении к административной ответственности признает действия противоправными лишь на момент совершения правонарушения и не может распространяться на иной период, к тому же оно является лишь обстоятельством не требующим доказывания в ином порядке, но не может быть основанием для применения гражданско-правовых последствий.
В возражениях на доводы жалобы ответчик Управление образования администрации Нытвенского муниципального района просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не подавали, уважительности причин неявки не представили, просят рассмотреть дело без их участия. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Пермского краевого суда.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
В соответствии с п.1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно п.п. 1, 2 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами), а также иными федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами), осуществляющими функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 утверждены санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20).
Согласно п.1.1 настоящие санитарные правила (далее – Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (п.1.2.).
Согласно п. 2.7.2 Правил, конструкция окон должна обеспечивать возможность проведения проветривания помещений в любое время года (за исключением детских игровых комнат, размещаемых в торгово-развлекательных и культурно-досуговых центрах, павильонах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения).
В п. 2.4.11 Правил указано, что туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками.
Судом установлено и из материалов дела следует, что юридический адрес у МБОУ Григорьевская СОШ является Пермский край, Нытвенский район, с. Григорьевское, ул. Чапаева, д.5, место фактического осуществления деятельности по адресу: Пермский край, Нытвенский район, с. Григорьевская, ул. Молодой Гвардии, 18.
На основании решения Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 15.11.2021 №599 в отношении МБОУ Григорьевская СОШ проведена плановая выездная проверка (л.д. 14-15 т.1).
По результатам проверки составлен акт выездной плановой проверки от 30.11.2021 №513, в котором зафиксированы выявленные нарушения в МБОУ Григорьевская СОШ по адресу: Нытвенкий район, ст.Григорьевская, ул.Молодой Гвардии, 18, а именно: конструкция окон не обеспечивает возможность проведения проветривания помещений в любое время года в спортзале в инвентарной комнате- 1 окно, библиотеке- 1 окно, в фойе (рекреация) - 3 окна, столовой - 2 окна, кабинет № 9 - 1 окно, кабинет №8-1 окно, кабинет №7-1 окно, кабинет № 6 - 1 окно, кабинет № 5 - 1 окно, кабинет №4-1 окно, кабинет № 3 - 1 окно, кабинет № 2 - 1 окно, коридор - 3 окна, лаборантские - 2 окна, что является нарушением п.2.7.2. СП 2.4.3648-20; покрытие подходов (ступенек) на крыльце образовательного учреждения имеет дефекты в виде выбоин, что является нарушением п.2.2.4. СП 2.4.3648-20; в туалетной комнате для мальчиков одна туалетная кабина не оборудована дверями, санитарно-техническое оборудование - 1 смывной бачок не исправен, не работает, что является нарушением п.2.4.11. СП 2.4.3648-20 (л.д.16-18 т.1).
30.11.2021 по окончанию проверки МБОУ Григорьевская СОШ было выдано предписание №1491, согласно которому МБОУ Григорьевская СОШ должно обеспечить устранение дефектов пола в спортивном зале, срок до 30.11.2022 (л.д.19-20 т.1).
30.11.2021 Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МБОУ Григорьевская СОШ был составлен протокол об административном правонарушении № 6578 (л.д. 21-23 т.1).
Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю в отношении МБОУ Григорьевская СОШ было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 25.01.2022 №229, согласно которому МБОУ Григорьевская СОШ признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 руб. (л.д. 24-27 т.1).
По ходатайству МБОУ Григорьевская СОШ срок выполнения предписания № 1491 от 30.11.2021 продлевался до 02.03.2023 (л.д. 61-62 т.1).
07.09.2022 МБОУ Григорьевская СОШ сообщила об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки: обеспечение конструкции окон возможностью проведения проветривания помещений, ремонт покрытия подходов (ступенек) на крыльце, оборудование в туалетной комнате для мальчиков – требования будут реализованы в процессе реконструкции здания (л.д. 60 т.1).
Ответчиком в материалы дела представлен локально-сметный расчет № 20.1/22, включающий ремонт оконных блоков (л.д. 49-51, 191-195 т.1); приказ № 292/1 от 25.07.2022 Об устранении нарушений (оборудование в туалетной комнате мальчиков туалетную кабину с дверями) (л.д. 53 т.1); письмо от 14.12.2022 в МКУ «УКС» о составлении локально-сметного расчета на текущий ремонт крыльца здания школы (л.д. 54 т.1); письмо Министерства образования и науки Пермского края от 13.01.2022 о предоставлении субсидии на проведение работ по ремонту помещений общеобразовательных организаций (л.д.55-57 т.1), приказ от 15.11.2022 Об утверждении общего объема субсидии бюджету Нытвенского городского округа на реализацию мероприятий по развитию преобразованного муниципального образования (л.д. 58 т.1); договор от 30.11.2022 на ремонт наружной канализации в здании школы (л.д. 143-144 т.1); письмо от 10.01.2023 о выделении дополнительных средств для выполнения работ (л.д. 165 т.1); локальный сметный расчет (смета) № 02-02-02, № 02-02-01, № 02-01-01 (л.д. 166-190, 196-216 т.1, л.д.1-23 т.2); информация от 20.01.2023 об исполнении (не исполнении) предписания (л.д. 217-218 т.1).
Также представлен технический паспорт здания по адресу: Нытвенский район, ст.Григорьевская, ул.М.Гвардии, 18, по состоянию на 10.11.2011, год постройки здания - 1964 (л.д. 84-91 т.1).
27.12.2022 между МКУ «УКС» и ООО «Делком-Урал» заключен муниципальный контракт ** на капитальный ремонт МБОУ Григорьевская СОШ (перевод д/с в школу) (л.д. 123-141 т.1).
Согласно п.1.2 Положения об Управлении образования администрации Нытвенского городского округа, Управление является органом управления образованием на территории Нытвенского городского округа, обеспечивающим государственную политику в области образования с учетом региональных и субрегиональных особенностей (л.д. 39-47 т.1).
В судебном заседании обозрены фотоснимки помещения библиотеки, кабинетов 9, 8, 7, 6, 5, 4, помещение коридора, на данных снимках имеются окна с пластиковыми конструкциями проветривания; помещения туалетной комнаты с установленной дверью, сливным бачком (л.д.116-122, 219-223, 235-237 т.1); фотоснимки спортзала, инвентарной комнаты, фойе, окно столовой и окно лаборантской, окна в деревянном исполнении, функции проветривания отсутствуют.
До настоящего времени МБОУ Григорьевская СОШ нарушения устранены частично. Установлено, что в кабинетах №9, №8, №7, №6, №5, №4 имеются окна с конструкцией функции проветривания, что подтверждается представленными фотографиями. Доказательств того, что данные конструкции не исправны либо их количество не достаточно для проветривания помещений, истцом не представлено.
Относительно кабинетов № 3 и № 2, ответчиком не представлено доказательств того, что в настоящее время в указанных кабинетах установлены окна с функцией проветривания, также что помещения в настоящее время реконструированы и проветривание этих помещений не требуется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации, ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 46 ГПК РФ, ст. 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», ст. 11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 16, 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.28 Федерального закона от 29.12.012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установив, что МБОУ Григорьевская СОШ частично устранила нарушения, а именно в кабинетах №9, №8, №7, №6, №5, №4 обеспечила конструкцию окон функцией проветривания, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований в части возложения обязанности на МБОУ Григорьевская СОШ обеспечить конструкцию окон возможностью проведения проветривания помещений: кабинет №9 – 1 окно, кабинет №8 – 1 окно, кабинет №7 – 1 окно, кабинет №6 – 1 окно, кабинет №5 – 1 окно, кабинет №4 – 1 окно. Между тем, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части устранения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно обеспечить конструкцию окон возможностью проведения проветривания помещений: в спортзале в инвентарной комнате – 1 окно, в фойе (рекреация) – 3 окна, столовая – 2 окна, лаборантская – 2 окна, кабинет №3, кабинет №2, а также обеспечить ремонт покрытия подходов (ступенек) на крыльце, поскольку данные нарушения МБОУ Григорьевская СОШ не устранены, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц (потребителей – учеников и их родителей) на безопасное для жизни и здоровья пребывания в образовательном учреждении при получении образовательных услуг. Кроме того, суд первой инстанции, принимая во внимание, что МБОУ Григорьевская СОШ признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа, постановление надзорного государственного органа вступило в законную силу, не усмотрел правовых оснований для повторного признания действий ответчика МБОУ Григорьевская СОШ противоправными. Также отказал в удовлетворении требований к Управлению образования администрации Нытвенского городского округа о возложении обязанности распределить полученные денежные средства для реализации мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку перераспределение бюджетных средств компетенцией суда не является.
Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы истца оснований не соглашаться с указанными выводами суда, полагая, что они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда об отказе в удовлетворении отдельно заявленного требования о признании действий ответчика МБОУ Григорьевская СОШ, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства, противоправными, являются обоснованными, не свидетельствуют о незаконности судебного постановления, поскольку не нарушают прав неопределенного круга лиц в защиту которых обратился с иском истец.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции обоснованно принял во внимание постановление по делу об административном правонарушении от 25.01.2022 №229, согласно которому МБОУ Григорьевская СОШ признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ за бездействие, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела представленными доказательствами было установлено, что допущенные МБОУ Григорьевская СОШ нарушения не устранены, при этом суд первой инстанции указал, что данные нарушения требований санитарного законодательства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц (потребителей – учеников и их родителей) на безопасное для жизни и здоровья пребывания в образовательном учреждении при получении образовательных услуг, что послужило основанием для возложения на МБОУ Григорьевская СОШ соответствующей обязанности по устранению нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, в связи с чем вопреки доводам апеллянта необходимости в самостоятельном признании действий ответчика противоправными по отношению к учащимся не требуется.
Судебная коллегия полагает, что истцом в данный части избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку статья 12 ГК РФ не предусматривает возможность признания действий ответчика противоправными, в данном случае истцом в пределах своей компетенции необходимость привлечения нарушителя к административной ответственности выполнена.
Ссылка апеллянта на положения ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку данной нормой предусмотрено, что орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, однако требований о прекращении противоправных действий истцом не заявлялось.
С учетом вышеприведенных положений закона, а также исходя из фактических обстоятельств дела, решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда. Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нытвенского районного суда Пермского края от 04.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись