Решение по делу № 33а-10514/2018 от 03.09.2018

Судья – Дульцева Л.Ю.

Дело № 33-10514

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Судневой В.Н.,

судей Овчинниковой Н.А., Никитиной Т.А.,

рассмотрела в г. Перми 10 сентября 2018 г. дело по частной жалобе Мельниковой Агапии Афанасьевны, Шмат Ирины Владимировны на определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 августа 2018 г., которым им отказано в принятии административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мельникова А.А., Шмат И.В. обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о признании незаконным решения о регистрации права собственности Бояршинова А.В. на объект (земельный участок) от 26.01.2018г., запись № **, а также регистрации всех дальнейших переходов прав на объект.

Судьей постановлено выше приведенное определение, об отмене которого просят заявители частной жалобы, считая, что суд необоснованно отказал в принятии административного искового заявления. Оспариваемое решение принято органом исполнительной власти при осуществлении административных правовых функций. Решение Управления Росреестра по Пермскому краю незаконно и привело к переходу права собственности на объект к третьему лицу.

Частная жалоба рассмотрена по правилам ч. 2 ст. 315 КАС РФ и без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материал, проанализировав доводы частной жалобы, судебная коллегия отменяет определение судьи в связи с нарушением норм процессуального права (ст.ст. 315, 316, подп. 4 ч. 2 ст.310 КАС РФ).

На основании подп. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством;

Отказывая в принятии административного искового заявления, судья счел, что спор носит исковой характер, поскольку по сути возник спор о праве на недвижимое имущество. Судья указал, что дело не подсудно Ленинскому районному суду с учетом правил ст. 30 ГПК РФ об исключительной подсудности исков о правах на недвижимое имущество.

Судебная коллегия не может согласится с указанными выводами судьи, считает, что возникший спор вытекает из публичных правоотношений, поскольку предметом оспаривания является решение государственного органа исполнительной власти, а не право собственности Бояршинова А.В. на земельный участок.

В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, которая в каждом конкретном деле осуществляется в одной из форм отправления правосудия, в том числе путем обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).

В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 поименованного кодекса.

К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации").

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним непосредственно и через свои территориальные органы, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним (пункты 1, 4 и 5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Таким образом, Управление Росреестра по Пермскому краю, принимая оспариваемое решение о государственной регистрации права на земельный участок за Бояршиновым А.В., реализовало публично-властные полномочия по исполнению и применению законов, чем затронуло права и законные интересы административных истцов, что замотивировано ими в административном исковом заявлении.

Следовательно, законность решения Управления Росреестра по Пермскому краю подлежит проверке в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений.

Отказывая в принятии административного искового заявления судья не учел приведенные выше положения федерального законодательства, пришел к ошибочному выводу об исковом характере возникшего спора, и, как следствие, к ошибочному выводу о необходимости применения правил исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ) при обращении в суд.

С учетом сказанного, судебная коллегия признает определение судьи от 13.08.2018 г. подлежащим отмене. Административное исковое заявление следует передать в Ленинский районный суд г. Перми для решения вопроса о его принятии к производству, с учетом того, что место нахождения административного ответчика относится к территории, подсудной данному суду.

Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Определение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 13 августа 2018 г. отменить.

Материал по административному исковому заявлению Мельниковой Агапии Афанасьевны, Шмат Ирины Владимировны передать в тот же суд для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству.

Председательствующий -

Судьи -

33а-10514/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
Шмат Ирина Владимировна
Мельникова Агапия Афанасьевна
Ответчики
Нотариус Пермского Городского Нотариального округа Щерчкова Надежда Валентиновна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Судебное заседание
29.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2020Передано в экспедицию
10.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее