Дело № 12-556/2019
Р Е Ш Е Н И Е
04 декабря 2019 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу должностного лица Савина Виталия Александровича на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю №№ от 01.10.2019 года,
которым должностное лицо – заместитель начальника отдела-начальника отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю Савин В.А. подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя УФК по г. Севастополю № № от 01 октября 2019 года должностное лицо - заместитель начальника отдела-начальника отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю Савин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Савин В.А. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с жалобой, в которой просит данные постановления отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава вмененного административного правонарушения, а также недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы указал на то, что планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Савин В.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, кроме того, указал, что на момент вынесения оспариваемого постановления статьи 17 и 21 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утратили силу, однако при вынесении обжалуемого постановления, должностным лицом административного органа требования ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ не учтены.
Представитель УФК по г. Севастополю по доверенности Никифорова С.В. возражала против удовлетворения жалобы и отмены постановления, сославшись на доводы, изложенные в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель прокуратуры города Севастополя Мисюра А.Н. возражал против удовлетворения жалобы и отмены постановления.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, письменные пояснения и возражения представителя УФК по г. Севастополю, прокуратуры города Севастополя, нахожу обжалуемое постановление не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта закупки) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.
Нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Савина В.А. к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" УФК по г. Севастополю осуществляет в пределах своих полномочий контроль в сфере закупок.
В силу статьи 16 Федерального закона №44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок; планов-графиков.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 17 Федерального закона №44-ФЗ в планы закупок включается обоснование закупки.
Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок (ч.2 ст. 21 Федерального закона №44-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года № 555 утверждены правила обоснования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также формы обоснования закупок при формировании и утверждении плана закупок и плана-графика закупок.
Также Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 года N 555 в графе 6 Формы обоснования планов закупки указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям и полномочиям заказчика и (или) международному договору Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона №44-ФЗ и пункта 6 Правил в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктами 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Севастополя проведена проверка исполнения УМВД России по г. Севастополю законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, по результатам которой 09.09.2019 года заместителем прокурора города Севастополя вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица - заместителя начальника отдела-начальника отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю Савина В.А. дела б административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ.
В ходе проведения проверки установлен факт несоблюдения формы обоснования закупок.
Согласно справке начальника отдела (обеспечения и контроля размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг) ФКУ «Управление Черноморского флота» от 19.07.2019 в столбце 6 Формы «Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации» для каждого из объектов закупки, включенных в план закупок, указано: «объект закупки соответствует цели закупки».
Таким образом, вместо обоснований соответствия объектов закупки целям закупки, в столбце 6 Формы содержатся указания на то, что эти объекты соответствуют таким целям, без каких-либо мотивированных пояснений и указания конкретных целей, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В представленных УМВД России по г. Севастополю печатных формах плана- графика на 2018 год содержится 18 (восемнадцать) объектов закупки «Товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ)».
В соответствии с нормами части 7 статьи 18 Федерального закона № 44-ФЗ и пункта 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 555, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом следует учитывать, что пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ установлены ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта.
Согласно справке начальника отдела (обеспечения и контроля размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг) ФКУ «Управление Черноморского флота» от 19.07.2019 в результате мониторинга информации и документов, размещенных в разделе «Планирование» ЕИС, установлено, что обоснования на 2018 год содержат несколько объектов закупки, в соответствии с утвержденными планами-графиками закупок. Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении графика закупок на 2018 год утверждена 27.12.2018. Таким образом, не была соблюдена форма обоснования закупок, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 18 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании плана-графика обоснованию подлежит начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 указанного Федерального закона.Согласно пункту 6 Правил обоснования закупок в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.
При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8 Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок, утвержденной постановлением № 555 (далее - Форма обоснования закупок).
Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из примечания к данной статье следует, что под должностным лицом в настоящем Кодексе понимается, в частности, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.
В соответствии с пунктами 13.1. 13.3 Положения о контрактной службе УМВД России по г. Севастополю утверждённого приказом начальника УМВД России по г. Севастополю от 03.03.2016 № 124 контрактная служба осуществляет планирование и обоснование закупок.
Согласно п. 4 Положения в состав контрактной службы УМВД России по г. Севастополю включен заместитель начальника отдела начальник отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения УМВД России по г. Севастополю Савин В.А.
В соответствии с п. 6 Положения руководители структурных подразделений, указанных в п. 4 Положения, устанавливают в должностных регламентах, (инструкциях) подчиненных сотрудников (государственных служащих, работников), включенных в состав контрактной службы, обязанности, непосредственно связанные с деятельностью контрактной службы.
Пунктами 3.4,3,5, 3.6 должностной инструкции заместителя начальника отдела-начальника отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения УМВД России по г. Севастополю, утвержденной 23.05.2017 начальником тыла УМВД России по г, Севастополю, установлено, что указанное должностное лицо организует утверждение плана закупок, плана-графика закупок для размещения в единой информационной системе, обеспечивает размещение планов в единой информационной системе, обеспечивает подготовку обоснования закупки при формировании плана закупок.
Факт совершения Савиным В.А. административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- постановлением заместителя прокурора города Севастополя о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.09.2019 года в отношении должностного лица Савина В.А. по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ;
- справкой о проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.07.2019 года, подготовленной начальником отдела (обеспечения и контроля размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг) ФКУ «Управление Черноморского флота» от 19.07.2019 года;
- скриншот Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок на 2018 год с сайта zakupki.gov.ru;
- скриншот Формы обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана-графика закупок на 2019 год с сайта zakupki.gov.ru;
- копией должностной инструкции заместителя начальника отдела-начальника отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю Савина В.А.;
- приказом УМВД России по г. Севастополю от 03.03.2016 года №№ об утверждении Положения о контрактной службе УМВД России по г. Севастополю, состава контрактной службы;
- копией выписки из приказа УМВД России по г. Севастополю от 18.05.2017 года №№
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах действия должностного лица - заместителя начальника отдела-начальника отделения маркетинга и размещения заказов отдела организации тылового обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Севастополю Савина В.А. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ, а доводы жалобы не опровергают выводы о его виновности в совершении указанного административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводу жалобы все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, должностным лицом установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, исследованными в судебных заседаниях и получившими надлежащую оценку в обжалуемых актах. Вопрос о вине Савина В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ, равно как и другие обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, выяснялись должностным лицом при рассмотрении дела. При этом к выводу о наличии в действиях Савина В.А. состава данного административного правонарушения и виновности в его совершении, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по г. Севастополю пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, с учетом положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ. Не согласиться с таким выводом оснований не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у должностного лица Савина В.А. имелась возможность для соблюдения законодательства, за нарушение которого ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица Савина В.А. не нарушены.
Доводы Савина В.А. о неприменении должностным лицом ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В отношении довода жалобы о применении норм ст. 2.9 КоАП РФ, то его не принимаю во внимание, поскольку нарушения Закона о контрактной системе не могут быть признаны малозначительными, так как посягают на установленный государством механизм осуществления государственного контроля за исполнением контрактов для государственных и муниципальных нужд. Ответственность за данное административное правонарушение, законодатель не связывает с наступлением каких-либо конкретных вредных последствий охраняемым правоотношениям и степенью их тяжести.
Совершенное должностным лицом Савиным В.А. правонарушение посягает на регламентированный порядок осуществления закупок товаров для государственных нужд, обеспечивающий прозрачность осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, а также выявление объективно лучшего условия исполнения контракта.
В связи с занимаемой должностью и наделенными полномочиями должностное лицо Савин В.А. обязан знать законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и соблюдать его.
С учетом изложенного, поскольку малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела, то оснований для переоценки выводов должностного лица административного органа не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по городу Севастополю №№ от 01.10.2019 о привлечении к административной ответственности Савина В.А. по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу Савина В.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья: Ю.С. Степанова