Дело № 2а-385/2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Осташков Тверской области 04 октября 2018 года
Осташковский городской суд Тверской области в составе председательствующего Ракитского Н.В.,
при секретаре Фадеевой В.В.,
с участием административного истца Замышляевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Замышляевой Л. А. к администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Замышляева Л.А. обратилась в суд с административным иском к администрации Осташковского городского округа Тверской области о признании незаконным и отмене постановления о снятии с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Свои требования мотивировала тем, что 17 мая 2018 года администрация Осташковского городского округа Тверской области вынесла постановление № 771 «О снятии Замышляевой Л.А. с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в связи с отсутствием решения органа местного самоуправления о принятии её на учет. Постановление принято на основании решения жилищной комиссии Администрации Осташковского городского округа от 15 мая 2018года.
На основании указанного постановления она была исключена из общего списка граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (учетная запись № 28). Уведомление Администрации Осташковского городского округа о снятии с учета получено ею 22 мая 2018г.
Решение жилищной комиссии было основано на результатах проверки учетных дел граждан, состоящих на жилищном учете, в ходе которой из архивного отдела был получен ответ о том, что в Постановлении главы МО «Осташков» Тверской области № 1271 от 28.11.2002г. сведения о постановке административного истца на учет не обнаружены. Вместе с тем, она была поставлена на жилищный учет еще решением Осташковского городского Совета народных депутатов № 97 от 26.04.1984 года. 26 августа 2004 года постановлением главы МО «Осташков» Тверской области № 926 от 27.08.2004 года «О предоставлении жилой площади, разрешении регистрации по месту жительства» ее семье, состоящей из трех человек, была предоставлена <адрес> в <адрес> общей площадью 26,6 кв.м. Основанием для предоставления данного жилого помещения послужило переселение из аварийного жилья по адресу г.Осташков, ул. Володарского, д. 44. Жилье было предоставлено с нарушением ст. 58 ЖК РФ и решение о снятии Замышляевой Л.А. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях не выносилось, администрация МО «Осташков», администрация МО «Городское поселение - г. Осташков», и не требовали подтверждения состоять на учете и в 2002 году должна была состоять в списках граждан, нуждающихся в жилых помещениях. До мая 2018 г. номер очереди был 28, следовательно она состояла в очереди на получение жилого помещения, как нуждающаяся в жилом помещении.
Считает, что её незаконно сняли с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На заседание комиссии она не была приглашена, кроме того, жилищная комиссия не проверила нуждаемость в жилом помещении на момент вынесения решения, в связи с чем заявлены исковые требования.
Административный истец Замышляева Л.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Осташковского городского округа в судебное заседание не явился, в письменном отзыве исковые требования не признал, пояснил, что истец был на законных основаниях снят с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием постановления о восстановлении Замышляевой Л.А. на жилищном учете.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования Замышляевой Л.А. подлежащими удовлетворению.
Частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.
Каждому заинтересованному лицу частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что Решением Осташковского городского Совета народных депутатов № 97 от 26.04.1984 года Казаковой (Замышляевой) Л.А. была предоставлена квартира по адресу <адрес> на семью состоящую из 1 человека (л.д.15-16).
Решением исполкома Осташковского Горсовета народных депутатов Тверской области № 6 от 16.01.1985 года «О заселении жилой площади и постановке на очередь» Замышляевой Л.А. на условиях договора социального найма жилого помещения была предоставлена комната площадью 10 кв.м в неблагоустроенном доме по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.17-18).
Постановлением главы МО «Осташков» Тверской области № 926 от 27.08.2004 года «О предоставлении жилой площади, разрешении регистрации по месту жительства» семье Замышляевой Л.А., состоящей из трех человек, была предоставлена <адрес> в <адрес> общей площадью 26,6 кв.м (л.д.19). Основанием для предоставления данного жилого помещения послужило переселение из аварийного жилья по адресу г.Осташков, ул.Володарского, д.44 (л.д.20).
03 октября 2011 года администрация МО «Городское поселение - г. Осташков» заключила с Замышляевой Л.А. договор социального найма жилого помещения на однокомнатную квартиру по адресу: <адрес> (л.д.21-22).
Согласно копии письма Администрации МО «Осташков», постановлением № 1271 от 28.11.2002 года Замышляева Л.А. восстановлена на жилищном учете под №115а (л.д. 28).
Из Архивной справки от № 859 от 04.05.2018 следует, что по постановлению главы МО «Осташков» Тверской области №1271 от 28.11.2002 года сведения о постановке на учет Замышляевой Л.А. не обнаружены (л.д.30).
Согласно выписки из протокола заседания жилищной комиссии Администрации Осташковского городского округа от 15.05.2018 года было Комиссией принято решение о снятии Замышляевой Л.А. с жилищного учета в связи с отсутствием решения органа местного самоуправления о принятии на учет (л.д.39-40).
Постановлением администрации Осташковского городского округа Тверской области № 771 Замышляевой Л.А. снята с учета граждан, состоящих в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в связи с отсутствием решения органа местного самоуправления о принятии на учет (л.д.13).
Согласно копии Постановления главы МО «Осташков» №1271 от 28.11.2002 года в списках лиц, постановленных на жилищный учет Замышляева Л.А. отсутствует (л.д.36)
В соответствии со ст.55 Жилищного кодекса РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных ст.56 ЖК РФ оснований снятия их с учета.
Закрытый перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрен ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ.
Так, ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Часть 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит требования, обязательные для содержания решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В ней указано, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Аналогичная норма закреплена в статье 17 Закона Тверской области от 27 сентября 2005 года № 112-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
Из содержания данной нормы следует, что указанное решение должно содержать, во-первых, фактические основания снятия с такого учета (конкретные факты, послужившие основанием для снятия), а, во-вторых, ссылку на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, данное требование закона административным ответчиком не выполнено.
Основания для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные в части 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, перечень которых является исчерпывающим, являются самостоятельными для снятия с учета, однако данные основания для снятия с учета Замышляевой Л.А. уполномоченным органом в оспариваемом отказе не приведены, что свидетельствует о незаконности принятого органом местного самоуправления решения.
Закон Тверской области от 27.09.2005 N 112-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления Тверской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" устанавливает единый порядок ведения органами местного самоуправления Тверской области (далее - органы местного самоуправления) учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и направлен на реализацию гражданами конституционного права на жилище.
На основании ст.111 КАС РФ с административного ответчика Администрации Осташковского городского округа в пользу Замышляевой Л.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная при обращении в суд с настоящими требованиями (л.д.9).
Руководствуясь ст.227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 771 ░░ 17 ░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 28.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 09 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░