Судья Хусаинов Р.Г. дело № 33а-9208/2019
учет № 019а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
18 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ Казань Судебная коллегия РїРѕ административным делам Верховного РЎСѓРґР° Республики Татарстан РІ составепредседательствующего СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р.,
судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Хайруллиной Р.Р .,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Фахрутдинова Р.Р. административное дело РїРѕ апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан РЅР° решение РќРѕРІРѕ-Савиновского районного СЃСѓРґР° РіРѕСЂРѕРґР° Казани РѕС‚ 1 апреля 2019 РіРѕРґР°, которым удовлетворено административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Р¤РРћ12 Рє РќРѕРІРѕ-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, государственному регистратору Р¤РРћ11 Рѕ признании незаконным приостановление государственной регистрации права РЅР° квартиру, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
Проверив материалы административного дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, заслушав РІ ее поддержку представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан РїРѕ доверенности Р¤РРћ13 представителя Р¤РРћ14 РїРѕ доверенности Р¤РРћ15 возражавшую удовлетворению апелляционной жалобы, судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Р¤РРћ16 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє РќРѕРІРѕ-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, государственному регистратору Р¤РРћ17 Рѕ признании незаконным приостановлении государственной регистрации права РЅР° квартиру, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование иска указано, что постановлением администрации Вахитовского района г.Казани №1221 от 12 ноября 1999 года в порядке улучшения жилищных условий административному истцу было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> в собственность с утратой права собственности на ранее занимаемое помещение.
На основании данного постановления дочерним предприятием бюро технической инвентаризации Ново-Савиновского района г.Казани Республики Татарстан государственного унитарного предприятия БТРминистерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан выдано регистрационное удостоверение №361 от 7 декабря 1999 года, согласно которому квартира <адрес> зарегистрирована по праву собственности за административным истцом, запись в реестровой книге <данные изъяты>.
РЎ имеющимися документами административный истец обратилась РІ Управление Росреестра РїРѕ Республики Татарстан СЃ заявлением Рѕ регистрации права собственности РЅР° ранее возникшее право, обращалась неоднократно. Документы возвращались без рассмотрения, РІ приостановлении Рѕ государственной регистрации права указывалось, что регистратором направлялись запросы РІ отдел кадастровой деятельности РГУП БТР, ответов РЅР° запросы РЅРµ поступало, также указывается, что согласно ответу РёР· РђРћ «БТРВ» РїРѕ Республике Татарстан РѕС‚ 28 декабря 2017 РіРѕРґР° в„–5019 РІ материалах инвентарного дела имеется оригинал регистрационного удостоверения в„–361 РѕС‚ 7 декабря 1999 РіРѕРґР°, согласно которому РєРІ.61, расположенная РїРѕ адресу: <адрес> передается РІ собственность административному истцу. РџСЂРё этом реестровая РєРЅРёРіР°, РІ которой сделаны записи Рѕ регистрации регистрационного удостоверения РІ БТРНово-Савиновского района Рі.Казани отсутствует, поэтому невозможно подтвердить факт регистрации права Р·Р° административным истцом.
Между тем, административный истец считает, что ею представлены все правоустанавливающие документы для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, оснований для приостановления регистрации у Управления Росреестра по Республике Татарстан не имелось, поскольку реестровая книга не является правоустанавливающим документов, либо документом, оспаривающим подлинность имеющихся у административного документов.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ вышеизложенным, административный истец, обратившись РІ СЃСѓРґ, уточнив требования, просила признать незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан Рѕ приостановке государственной регистрации права собственности Р¤РРћ18., обязать административного ответчика повторно рассмотреть ее заявление Рѕ государственной регистрации права.
Определением СЃСѓРґР° Рє участию РІ деле РІ качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, акционерное общество «БТРВ» РїРѕ Республике Татарстан.
Р’ заседании СЃСѓРґР° первой инстанции административный истец Рё ее представитель РїРѕ доверенности Р¤РРћ19 поддержали требования административного РёСЃРєР°.
Представитель административного ответчика РќРѕРІРѕ-Савиновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан РїРѕ доверенности Р¤РРћ20 СЃ административным РёСЃРєРѕРј РЅРµ согласилась, просила отказать РІ его удовлетворении.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились. Дело рассмотрено без РёС… участия.
Суд принял решение в вышеуказанной формулировке.
РЎ таким решением СЃСѓРґР° РЅРµ согласилось Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан. Р’ апелляционной жалобе представителем ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° как постановленного РїСЂРё неправильном применении РЅРѕСЂРј материального права. Так, апеллянт указывает, что основанием для приостановления государственной регистрации права РїРѕ заявлению Гурьяновой Р .Р. послужила информация, поступившая РёР· иных органов РѕР± отсутствии документов, запрошенных государственным регистратором РїРѕ межведомственному запросу. Правомерность решения государственного регистратора подтверждается ответами РђРћ «БТРРеспублика Татарстан» РѕС‚ 28 декабря 2017 РіРѕРґР° в„–5019 согласно которому, реестровая РєРЅРёРіР°, РІ которой сделаны записи Рѕ регистрации регистрационного удостоверения РІ БТРНово-Савиновского района Рі.Казани отсутствует, поэтому невозможно подтвердить факт регистрации права Р·Р° административным истцом. Отсутствие реестровой РєРЅРёРіРё является препятствием для осуществления государственной регистрации права, поскольку РІ соответствии СЃ Приказом ЦСУ РЎРЎРЎР РѕС‚ 15 июля 1985 РіРѕРґР° в„–380 данные Рѕ праве собственности РЅР° жилые РґРѕРјР° (помещения) РЅР° основании решений исполкомов, районных, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Советов народных депутатов вносились Р±СЋСЂРѕ технической инвентаризации РІ реестровые РєРЅРёРіРё данного населенного пункта, Р° также РІ инвентаризационные карточки РІ теми пунктами Рё графами, которые РІ РЅРёС… предусмотрены. Реестровая РєРЅРёРіР° является документов учета собственников жилых РґРѕРјРѕРІ (помещений) РіРѕСЂРѕРґР° (поселка, села), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем необходимо обеспечить ее постоянную сохранность. Указанные требования закона, применительно Рє рассматриваемому административному СЃРїРѕСЂСѓ, как полагает податель апелляционной жалобы, СЃСѓРґРѕРј первой инстанции РІРѕ внимание приняты РЅРµ были. РџСЂРѕСЃРёС‚ РѕР± отмене решения СЃСѓРґР° Рё принятию РЅРѕРІРѕРіРѕ решения РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєР°.
Судебная коллегия приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пунктам 1 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РР· материалов административного дела следует, что 15 октября 2018 РіРѕРґР° административный истец обратилась РІ РќРѕРІРѕ-Савиновский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан СЃ заявлением Рѕ государственной регистрации права РЅР° объект недвижимости – квартиру, расположенную РїРѕ адресу: <адрес>
Р’ подтверждение права РЅР° указанное жилое помещение административным истцом представлено постановление Главы администрации Вахитовского района Рі.Казани в„–1221 РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1999 РіРѕРґР° Рѕ предоставлении жилого помещения гражданам, нуждающимся РІ улучшении жилищных условий Рё приватизировавших занимаемое жилье, РІ соответствии СЃ Указом Президента Республики Татарстан РѕС‚ 5 января 1995 РіРѕРґР° «О защите жилищных прав собственников приватизированных жилых помещений РІ Республике Татарстан» Рё Правилами предоставления жилых помещений, указанной категории граждан, утвержденными постановлением Кабинета министров Республики Татарстан, утвержденными постановлением Кабинета министров Республики Татарстан РѕС‚ 27 марта 1995 РіРѕРґР°, Р° также регистрационное удостоверение РѕС‚ 7 декабря 1999 РіРѕРґР° в„–361, выданное дочерним предприятием Р±СЋСЂРѕ технической инвентаризации РќРѕРІРѕ-Савиновского района Рі.Казани государственного унитарного предприятия Р±СЋСЂРѕ технической инвентаризации министерства строительства Рё жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Рѕ том, что Рі.Казани РїРѕ <адрес> общей площадью 49 РєРІ.Рј., РІ том числе жилой площадью 19,2 РєРІ.Рј., состоящей РёР· 1-РѕР№ комнаты зарегистрирована РїРѕ праву собственности Р·Р° Р¤РРћ21 РЅР° основании постановления Главы администрации Вахитовского района Рі.Казани в„–1221 РѕС‚ 12 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 1999 РіРѕРґР° Рё записано РІ реестровую РєРЅРёРіСѓ <данные изъяты>
РџРѕ результатам правовой экспертизы представленных РЅР° государственную регистрацию документов, 14 февраля 2019 РіРѕРґР° государственным регистратором Р¤РРћ22 принято решение Рѕ приостановлении государственной регистрации права РґРѕ 13 мая 2019 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ непредоставлением документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета Рё (или) государственной регистрации права; предоставлена (поступила) информация РѕР± отсутствии документов (сведений, содержащихся РІ РЅРёС…), запрошенных органом регистрации прав РїРѕ межведомственным запросам.
Принимая решение РѕР± удовлетворении заявленных административным истцом требований, признавая неправомерным оспариваемое решение административного ответчика Рѕ приостановлении государственной регистрации права, СЃСѓРґ первой инстанции указал, что содержащийся РІ регистрационном удостоверении объем информации является достаточным для подтверждения возникшего права собственности Р·Р° Р¤РРћ23 права собственности РЅР° квартиру, расположенную РїРѕ адресу: <адрес>
Однако судебная коллегия не может согласиться с выводами суда и считает их ошибочным ввиду следующего.
Так, в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального закона от 1 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Как следует из содержания пунктов 5 и 10 части 1 статьи 26 указанного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представлена (поступила) информация об отсутствии документов (сведений, содержащихся в них), запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу положений пунктов 2,3 части 3 статьи 3 Федерального закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Р’ целях реализации предоставленных законом полномочий, государственным регистратором РІ рамках рассмотрения заявления Р¤РРћ24 были направлены межведомственные запросы РІ РђРћ «БТРВ» Республика Татарстан» Рѕ предоставлении информации Рѕ зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимости – квартиру, расположенную РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также РІ Управление архитектуры Рё градостроительства Рсполнительного комитета Рі. Казани Рѕ предоставлении документа Рѕ присвоении адреса объекту недвижимости, расположенному РїРѕ адресу: <адрес> Рё является ли РѕРЅ тем Р¶Рµ объектом недвижимости, расположенным РїРѕ адресу: <адрес>
РР· представленного РїРѕ запросу государственного регистратора ответа РђРћ «БТРВ» Республика Татарстан» следует, что РІ материалах инвентарного дела имеется оригинал регистрационного удостоверения в„–361 РѕС‚ 7 декабря 1999 РіРѕРґР°, согласно которому .... расположенная РїРѕ адресу: <адрес> передается РІ собственность Р¤РРћ25 РџСЂРё этом реестровая РєРЅРёРіР°, РІ которой сделаны записи Рѕ регистрации регистрационного удостоверения РІ БТРНово-Савиновского района Рі.Казани отсутствует, поэтому невозможно подтвердить факт регистрации права Р·Р° Р¤РРћ26
Р’ ответе Управления архитектуры Рё градостроительства Рсполнительного комитета Рі. Казани РѕС‚ 22 октября 2018 РіРѕРґР° указывается, что земельному участку СЃ кадастровым номером .... присвоен адрес – <адрес> РЅР° основании распоряжение первого заместителя Руководителя Рсполнительного комитета Рі. Казани РѕС‚ 11 декабря 2013 РіРѕРґР° в„–3075СЂ.
Содержание ответов РђРћ «БТРВ» «Республика Татарстан» РѕР± отсутствии реестрового дела Рё невозможности подтверждения факта регистрации права, Р° также Управления архитектуры Рё градостроительства Рсполнительного комитета Рі. Казани РѕС‚ 22 октября 2018 РіРѕРґР° обоснованно расценены государственным регистратором как основание, препятствующее государственной регистрации права, Рё влекущее необходимость его приостановления.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Как следует из содержания пункта 5 статьи 1 Федерального закона государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
До 1 января 2000 года функции по осуществлению государственной регистрации права не недвижимое имущество осуществляли территориальные специализированные организации, в частности бюро технической инвентаризации.
РџРѕСЂСЏРґРѕРє внесения Р±СЋСЂРѕ технической инвентаризации данных Рѕ праве собственности РЅР° жилые РґРѕРјР° (помещения) РЅР° основании решений исполкомов районных, РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС…, районных РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Советов народных депутатов РІ реестровые РєРЅРёРіРё данного населенного пункта, Р° также РІ инвентаризационные карточки РІ соответствии СЃ теми пунктами Рё графами, которые РІ РЅРёС… предусмотрены, был предусмотрен Рнструкцией Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ проведения регистрации жилищного фонда СЃ типовыми формами учетной документации», утвержденной Приказом ЦСУ РЎРЎРЎР РѕС‚ 15 июля 1985 РіРѕРґР° N 380.
РџСЂРё этом, как следует РёР· пункта 5.3 вышеуказанной Рнструкции реестровая РєРЅРёРіР° является документом учета собственников жилых РґРѕРјРѕРІ (помещений) РіРѕСЂРѕРґР° (поселка, села), РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем необходимо обеспечить постоянную ее сохранность.
Таким образом, отсутствие реестровой РєРЅРёРіРё, подтверждающей факт регистрации права Р¤РРћ27. РЅР° спорный объект недвижимости, РїСЂРё наличии ответа Управления архитектуры Рё градостроительства Рсполнительного комитета Рі. Казани РѕС‚ 22 октября 2018 РіРѕРґР°, ставящего РїРѕРґ сомнение достоверность регистрационного удостоверения в„–361 РѕС‚ 7 декабря 1999 РіРѕРґР°, РІ котором указан адрес объекта недвижимости – <адрес> присвоенного ему только 11 декабря 2013 РіРѕРґР° РЅР° основании распоряжения заместителя Руководителя Рсполнительного комитета Рі. Казани в„–3075СЂ, РїСЂРё отсутствии иных правоподтверждающих документов, РІ силу требований закона, позволяло государственному регистратору принять решение Рѕ приостановлении государственной регистрации права РїРѕ заявлению Р¤РРћ28
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, может быть принято судом только, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При этом, как следует из содержания части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Вопреки приведенным выше требованиям закона, административным истцом не представлены доказательства не соответствия оспариваемого решения государственного регистратора нормативно-правовым актам, влекущим нарушение его прав и законных интересов. Такие доказательства судом первой инстанции также не добыты.
В этой связи, у суда первой инстанции правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения государственного регистратора, основанного на требованиях закона, не имелось.
РљСЂРѕРјРµ этого, как следует РёР· пояснений сторон РІ заседании СЃСѓРґР° апелляционной инстанции, РїРѕ заявлению Р¤РРћ29 13 мая 2019 РіРѕРґР° принято решение РѕР± отказе РІ осуществлении государственной регистрации права. Следовательно, решение СЃСѓРґР° первой инстанции Рѕ возложении РЅР° административных ответчиков обязанности повторно рассмотреть заявление Р¤РРћ30 РЅРµ может быть исполнено.
РџСЂРё таких обстоятельствах, судебная коллегия РЅРµ может согласиться СЃ принятым СЃСѓРґРѕРј первой инстанции решением, РЅРµ отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 176 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ этим, решение СЃСѓРґР° подлежит отмене, СЃ принятием РЅРѕРІРѕРіРѕ решения РѕР± отказе РІ удовлетворении административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления Р¤РРћ31., РІРІРёРґСѓ отсутствия нарушения ее прав Рё интересов оспариваемым решением административного ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309,310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 1 апреля 2019 года по данному административному делу – отменить, принять по административному делу новое решение:
Административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Р¤РРћ32 Рє РќРѕРІРѕ-Савиновскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Республике Татарстан, государственному регистратору Р¤РРћ33. Рѕ признании незаконным приостановлении государственной регистрации права РЅР° квартиру, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё