Решение от 15.03.2021 по делу № 2-53/2021 от 20.10.2020

КОПИЯ

Дело № 2-53/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2021 года

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Казакова М.В.,

при секретаре Бузановой Е.А.,

с участием представителей истца Бейлина М.М., Гараевой Е.С., представителя ответчика муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения Чернышевой М.С., представителя ответчика Петровой Е.В. – Шкляевой Е.В., третьего лица Писарева С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения, Петровой ФИО10 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,

установил:

Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 6300 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров, кадастровый .

В обоснование заявленных требований указал, что согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком зарегистрировано право муниципальной собственности на указанный земельный участок. Основанием для регистрации права собственности послужило то обстоятельство, что на основании постановления администрации поселения указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения», дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с Петровой Е.В. заключен договор аренды указанного земельного участка. Истец считает, что право собственности возникло в нарушение закона, в связи с чем участок должен быть истребован из незаконного владения ответчика. Основными задачами Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является эффективное управление земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Выбытие земельного участка из владения муниципального образования Пермского муниципального района нарушает права истца, поскольку истец как уполномоченный орган не вправе вовлечь в оборот спорный земельный участок.

Иск заявлен по основаниям статей 3.1, 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Петрова Е.В., дело передано в Пермский краевой суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определением судьи Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Пермский районный суд Пермского края.

Определением судьи Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ дело принято к производству суда.

Помимо этого, Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района обратился в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 20468 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров, кадастровый .

В обоснование заявленных требований указал, что согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за ответчиком зарегистрировано право муниципальной собственности на указанный земельный участок. Основанием для регистрации права собственности послужило то обстоятельство, что на основании постановления администрации поселения указанный земельный участок был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения», дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ с Петровой Е.В. заключен договор аренды указанного земельного участка. Истец считает, что право собственности возникло в нарушение закона, в связи с чем участок должен быть истребован из незаконного владения ответчика. Основными задачами Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района является эффективное управление земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Выбытие земельного участка из владения муниципального образования Пермского муниципального района нарушает права истца, поскольку истец как уполномоченный орган не вправе вовлечь в оборот спорный земельный участок.

Иск заявлен по основаниям статей 3.1, 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Петрова Е.В., дело передано в Пермский краевой суд для направления в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определением судьи Пермского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ дело передано на рассмотрение в Пермский районный суд Пермского края.

Определением судьи Пермского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дело принято к производству суда.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 193), оба дела объединены в одно производство.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 222) к производству суда приняты уточненные исковые заявления Комитета имущественных отношений к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения, Петровой Е.В. об истребовании у муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» спорных земельных участков с кадастровыми номерами и (том 1 л.д. 208-213).

Определением судьи Пермского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 44) к производству суда приняты уточненные исковые заявления об истребовании из незаконного владения ответчиков муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения, Петровой Е.В. спорных земельных участков с кадастровыми номерами и (том 2 л.д. 45-50).

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 41), к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен ФИО3

В судебном заседании представители истца ФИО4, ФИО5 настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований по доводам, изложенным в исковых заявлениях с учетом их уточнений, а также по доводам, изложенным в письменных пояснениях (представлены в судебное заседание).

В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения ФИО6 возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковые требования (том 1 л.д. 21-23, 43-45, 89-94, 134-136, 145-147, 187-189, 234, представлены в судебном заседании).

В судебном заседании представитель ответчика Петровой Е.В. – Шкляева Е.В. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика ФИО3 в судебном заседании поддержал позицию ответчиков, в удовлетворении исковых требований просил отказать, позиция изложена в письменном отзыве, представленном в судебном заседании.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании не присутствовал, о слушании дела извещен, письменные пояснения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления представлены в материалы дела (том 1 л.д. 19, 84-85, 132, 185-186, 197, 199).

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования, заявленные к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения, следует удовлетворить, в иске к Петровой Е.В. следует отказать.

По смыслу статей 17-19 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю до 01.07.2006 было определено Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней (согласованных с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления) земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Федеральным законом от 17.04.2006 № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» признан утратившим силу, а в Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Критерии принадлежности земельных участков к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации закреплены в пунктах 1, 2 названной статьи.

По смыслу указанных законоположений (пункты 1, 2, 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации») определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии c перечисленными в указанной норме критериями.

Закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли, прежде всего, касаются земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также отдельным (названным в законе лицам) в целях выполнения ими своих функций. В отношении незастроенных публичных участков или участков, не предоставленных лицам, указанным в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», разграничение права государственной собственности на дату вступления в силу данной нормы не произошло. Соответственно, земельные участки, которые на момент введения в действие данной статьи не были переданы соответствующим организациям или заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, собственность на которые не разграничена.

В силу абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, вступившей в силу с 01.03.2015) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В соответствии с правилами пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, вступившей в силу с 01.01.2017) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Из содержания приведенных норм следует, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет предоставление соответствующего участка органу власти, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.

При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.

Данная правовая позиция изложена в пункте 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).

В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Согласно статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кукуштанского сельского поселения поступило заявление директора муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, расположенных на территории поселения, в соответствии с прилагаемыми схемами для исполнения уставных целей муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» (том 1 л.д. 49). Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представлена в материалы дела (том 1 л.д. 237).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Кукуштанского сельского поселения по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь участка 15500 кв.м. По итогам заседания Комиссия приняла решение утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь участка 15500 кв.м., предоставить участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, территориальная зона П-2 – зона производственных объектов V класса опасности (том 1 л.д. 238).

Постановлением администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; площадь участка 15500 кв.м., адрес участка: <адрес>; кадастровый квартал ; территориальная зона: П-2 – зона производственных объектов V класса опасности; категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок образуется для целей регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» (том 1 л.д. 239).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Кукуштанского сельского поселения по вопросу пересмотра протокола от ДД.ММ.ГГГГ . По итогам заседания Комиссия приняла решение внести изменения в протокол заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, читать протокол в следующей редакции: утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадь участка 6300 кв.м., предоставить участок на праве постоянного (бессрочного) пользования, территориальная зона П-2 – зона производственных объектов V класса опасности (том 1 л.д. 241, 240).

Постановлением администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу (том 1 л.д. 242).

Постановлением администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории; площадь участка 6300 кв.м., адрес участка: <адрес>; кадастровый квартал ; территориальная зона: П-2 – зона производственных объектов V класса опасности; категория земель: земли населенных пунктов. Земельный участок образуется для целей регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» (том 1 л.д. 243).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Кукуштанского сельского поселения по вопросу предоставления на право постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка с кадастровым номером . По итогам заседания Комиссия приняла решение предоставить данный земельный участок муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения», разрешенное использование: объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров (том 1 л.д. 244).

На основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером площадью 6300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» (том 1 л.д. 48).

На основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право (постоянного) бессрочного пользования муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на земельный участок с кадастровым номером площадью 6300 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров (том 1 л.д. 246).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение» на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (том 1 л.д. 247, 10, 11-12).

ДД.ММ.ГГГГ директор муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» обратился к Главе поселения с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на земельный участок с кадастровым номером (том 1 л.д. 248).

В этот же день администрацией Кукуштанского сельского поселения вынесено постановление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на указанный земельный участок (том 1 л.д. 249).

Также в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Кукуштанского сельского поселения с заявлением обратился директор муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» с заявлением о предоставлении на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал , площадь 20468 кв.м., разрешенное использование: объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров. Просьба обоснована необходимостью исполнения уставных целей Учреждения (том 1 л.д. 157). Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представлена в материалы дела (том 2 л.д. 2).

Постановлением администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ постановление от ДД.ММ.ГГГГ отменено, предварительно согласовано предоставление земельного участка муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Характеристики участка: площадь 20468 кв.м., кадастровый квартал , территориальная зона: П-2 – зона производственных объектов V класса опасности; категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров (том 2 л.д. 3).

На основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) земельный участок с кадастровым номером площадью 20468 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» (том 1 л.д. 156, том 2 л.д. 4, 5).

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о регистрации права собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение» на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (том 1 л.д. 123-124, том 2 л.д. 8).

ДД.ММ.ГГГГ директор муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» обратился к главе поселения с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на земельный участок с кадастровым номером (том 2 л.д. 6).

В этот же день администрацией Кукуштанского сельского поселения вынесено постановление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на указанный земельный участок (том 2 л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Кукуштанского сельского поселения по вопросу проведения аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 59. По итогам заседания Комиссия решила объявить аукцион на право заключения договоров аренды в отношении указанных земельных участков (том 2 л.д. 10).

Соответствующее постановление администрации Кукуштанского сельского поселения о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков вынесено ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д. 11-17).

В аукционе принял участие только один участник – ФИО3, в связи с чем аукцион признан несостоявшимся, при этом ФИО3 для подписания направлены проекты договоров аренды земельных участков, в том числе договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами и (том 2 л.д. 18-29).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кукуштанского сельского поселения (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером (том 1 л.д. 150-153, том 2 л.д. 30-32).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Кукуштанского сельского поселения (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды земельный участок земельный участок с кадастровым номером (том 1 л.д. 52-55, том 2 л.д. 33-35).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился к главе Кукуштанского сельского поселения с заявлением о даче согласия на передачу прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, 4, 5 новому арендатору Петровой Е.В. (том 1 л.д. 51, 155).

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Кукуштанского сельского поселения по вопросу передачи прав и обязанностей с арендатора ФИО3 на Петрову Е.В. по договорам аренды земельных участков, заключенных с ФИО3, а именно: договоры аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ . По итогам заседания Комиссия приняла решение согласовать заключение договора переуступки прав и обязанностей по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 95).

В этот же день ДД.ММ.ГГГГ администрация Кукуштанского сельского поселения сообщила ФИО3 об отсутствии возражений против заключения договора переуступки прав по договорам аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ . Данное сообщение получено ФИО3 в этот же день ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 50, 154).

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером в пользу Петровой Е.В. на основании договора аренды (том 1 л.д. 11-12).

ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН внесена запись о регистрации аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером в пользу Петровой Е.В. на основании договора аренды (том 1 л.д. 123-124).

По информации Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района заявления на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов на земельных участках с кадастровыми номерами и в Управление не поступали, разрешения на строительство и на реконструкцию Управлением не выдавались (том 1 л.д. 214).

По информации Муниципального казенного учреждения «Управление стратегического развития Пермского муниципального района» градостроительные планы земельных участков с кадастровыми номерами и Учреждением не подготавливались (том 1 л.д. 215).

По информации Финансово-экономического управления администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» за период 2015-2017 годов в бюджете Кукуштанского сельского поселения по коду видов расходов 400 «капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности» бюджетные ассигнования запланированы не были, расходы на строительство капитальных объектов не производились (том 1 л.д. 216).

Муниципальное казанное учреждение «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» создано на основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ . Основными целями деятельности создаваемого казенного учреждения является осуществление (предоставление) в установленном законодательством порядке муниципальных услуг; выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях реализации полномочий Кукуштанского сельского поселения в области ЖКХ и земельно-имущественных отношений (постановление предоставлено в судебном заседании). Цели и задачи Учреждения подробно регламентированы в уставе Учреждения (устав предоставлен в судебном заседании).

Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к следующим выводам:

На момент введения в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ни один из двух спорных участков не был сформирован и предоставлен муниципальному казанному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения», созданному Кукуштанским сельским поселением.

При этом действие указанных выше положений земельного законодательства, касающихся разграничения прав на земельные участки, распространяется не только на отношения, сложившиеся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, но и на отношения, которые возникнут в последующем.

Как было указано выше, на основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером (в его окончательных границах) сформирован на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для целей регистрации права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения»; на данном праве Учреждению указанный участок предоставлен на основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, но уже ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение» на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». 25.12.2017 вынесено постановление Кукуштанского сельского поселения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на указанный земельный участок.

Земельный участок с кадастровым номером сформирован также на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утвержденной постановлением администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ; предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному казенному учреждению «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на основании постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, но уже ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение» на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ администрацией Кукуштанского сельского поселения вынесено постановление о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» на указанный земельный участок.

Таким образом, с момента предоставления земельного участка с кадастровым номером на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению ДД.ММ.ГГГГ до регистрации права муниципальной собственности поселения ДД.ММ.ГГГГ прошло менее 2 месяцев; применительно к земельному участку с кадастровым номером этот срок составил меньше месяца.

Необходимость предоставления данных участков муниципальному учреждению не обоснована ничем, кроме ссылки на использование их для достижения уставных целей учреждения. Такие ссылки имеются в заявлениях директора учреждения, постановлениях администрации Кукуштанского сельского поселения и протоколах постоянно действующей комиссии по земельным отношениям при администрации Кукуштанского сельского поселения. Вместе с тем, какой-либо конкретной информации о предполагаемом использовании данных участков в уставных целях учреждения названные документы не содержат. Доказательств реального использования участков для достижения уставных целей учреждения суду не предоставлено. Документы территориального планирования, программы развития той или иной области, предусматривающие использование этих участков для достижения уставных целей муниципального учреждения, иные подобные документы суду не предоставлены. Наоборот, документами, предоставленными стороной истца (том 1 л.д. 214-216), подтверждается, что данные участки не использовались в какой-либо хозяйственной деятельности муниципального учреждения вплоть до прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения в отношении этих участков.

Из пояснений представителя администрации Кукуштанского сельского поселения в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что участки просили сформировать для размещения складских помещений, в планах было построить ангар, два года участки использовались, осуществлялся уход за ними, производилось кошение травы; Петрова Е.В. планировала строительство складов на участке, однако сейчас участок не застроен (том 1 л.д. 192-193). Из пояснений представителя ответчика администрации Кукуштанского сельского поселения в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией поселения участки не использовались, участки были переданы в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному учреждению для строительства ангаров для хранения строительных материалов, учреждение осуществляло контроль за участками в этот период, учреждение не реализовало цель (ради которой предоставлялся участок), к строительству на участках учреждение не приступило.

Из пояснений представителя ответчика Петровой Е.В. следует, что Петрова Е.В. планировала вести строительство на участках, но сейчас участки не застроены, предыдущий арендатор ФИО3 также планировал вести там строительство.

Из пояснений ФИО3 в судебном заседании следует, что участки получены им свободными от застройки, он строительство на участках не вел, участки свободны от построек, в хозяйственной деятельности они не использовались.

Таким образом, из пояснений представителей ответчиков и третьего лица следует, что участки фактически в хозяйственной деятельности администрации Кукуштанского сельского поселения, муниципального казенного учреждения «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» либо арендаторов не использовались и не используются. Кошение травы и уход за участками, предназначенными под объекты складского назначения и оптовые базы промышленных товаров, не свидетельствуют об использовании участков в соответствии с целями, ради которых они были сформированы.

При таких обстоятельствах, учитывая пояснения лиц, участвующих в деле, а также имеющиеся в деле доказательства, следует вывод о том, что, по существу, администрация Кукуштанского сельского поселения, осуществляя предоставление спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению, действовала произвольно, в своих интересах, без обоснования необходимости такого предоставления, а исключительно с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования. Вместе с тем, такой порядок разграничения прав на земельные участки противоречит смыслу действующего законодательства, а потому не может быть признан законным и обоснованным.

При указанных обстоятельствах, право собственности Кукуштанского сельского поселения на спорные участки в результате состоявшегося разграничения государственной собственности на землю не возникло и не могло быть зарегистрировано в установленном для этого законом порядке.

Постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом постановления от ДД.ММ.ГГГГ ) о предоставлении спорных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования муниципальному учреждению, а также постановления администрации Кукуштанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении этого права судом при разрешении данного спора не применяются как ненормативные правовые акты, противоречащие статье 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и нарушающие права истца (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При указанных обстоятельствах, распоряжение данными участками, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции истца Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (участки не являются собственностью муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение», не являются собственностью Российской Федерации или собственностью Пермского края).

Учитывая, что участок выбыл из владения истца, за ответчиком муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение» зарегистрировано право муниципальной собственности на указанные участки, участки вовлечены в хозяйственную деятельности администрации поселения (в частности, сдаются в аренду), исковые требования Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» в лице администрации Кукуштанского сельского поселения об истребовании спорных земельных участков с кадастровыми номерами и подлежат удовлетворению.

В силу статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав) (часть 3). Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (часть 5).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Учитывая, что исковые требования Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения муниципального образования «Кукуштанское сельское поселение» подлежат удовлетворению, решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости записи о праве собственности муниципального образования Кукуштанское сельское поселение на эти земельные участки.

Помимо изложенного выше суд считает возможным применить при разрешении данного спора принцип правовой определенности, который заключается в следующем:

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом (часть 1). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2).

По смыслу указанных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55 конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства (статья 19 Конституции Российской Федерации) означает, помимо прочего, недопустимость введения не имеющих объективного и разумного оправдания ограничений в правах лиц, принадлежащих к одной категории (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Тем самым, положение части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации «все равны перед законом и судом» означает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении.

Применительно к данному спору с учетом указанного выше следует отметить, что ранее Арбитражным судом Пермского края рассмотрен аналогичный иск Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района к муниципальному образованию «Кукуштанское сельское поселение» об истребовании из незаконного владения ответчика земельного участка с кадастровым номером . Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № А50-33010/18 исковые требования удовлетворены. Решение с учетом постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2019, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2019, определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2020 вступило в законную силу. При рассмотрении данного дела арбитражными судами установлено, что земельный участок вопреки требованиям законодательства незаконно выбыл из владения истца, в отношении участка вопреки требованиям закона неправомерно было зарегистрировано право муниципальной собственности поселения, соответствующие постановления администрации поселения о закреплении участка на праве постоянного (бессрочного) пользования за муниципальным казенным учреждением «Управление ЖКХ и земельно-имущественных отношений Кукуштанского сельского поселения» и о прекращении данного права противоречат закону и нарушают права Комитета имущественных отношений как органа, уполномоченного распоряжаться земельными участками. При рассмотрении настоящего гражданского дела с участием тех же лиц и при идентичных фактических обстоятельствах каких-либо иных исключительных обстоятельств, влияющих на существо спора и на исход данного дела, не установлено. А потому участники данных правоотношений исходя из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом вправе рассчитывать на определенный правовой результат, который должен быть стабильным и понятным для любого количества однотипных правовых споров. Возможность предоставления суду доказательств в опровержение заявленных требований у участников спора имелась, однако иного, чем указано выше, суду вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено не было.

Требования Комитета имущественных отношений администрации Пермского муниципального района к Петровой Е.В. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения следует оставить без удовлетворения в связи со следующим:

Как было указано выше, спорные земельные участки предоставлены Петровой Е.В. на условиях аренды исключительно только в пользование, что следует из договоров аренды земельных участков. Из совокупности представленных в материалы дела доказательств следует, что по договорам аренды земельные участки были предоставлены в пользование ФИО3, а впоследствии права аренды были уступлены Петровой Е.В., права которой в ЕГРН зарегистрированы именно на основании указанных договоров аренды и (том 1 л.д. 11-12, 123-124 соответственно). Таким образом, во владение ФИО3 участки не передавались, и, соответственно, с учетом пункта 1 статьи 384 Гражданского кодекса Российской Федерации не могли быть переданы им далее во владение Петровой Е.В. Доказательств обратного суду не предоставлено. Поскольку участки во владении ответчика Петровой Е.В. не находятся, они не могут быть у нее истребованы.

При этом суд считает необходимым указать, что в силу пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.

Доводы письменных возражений представителя ответчика администрации Кукуштанского сельского поселения и третьего лица ФИО3 в опровержение заявленных требований подлежат отклонению.

В частности, необоснованными следует признать доводы о том, что владельцем участков является Петрова Е.В., поскольку ей во владение земельные участки предоставлены не были, на что было указано выше.

Необоснованной является ссылка представителя ответчика на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу (том 1 л.д. 99-105), поскольку в данном случае рассматривалось иное дело с иным составом участников спора и при иных фактических обстоятельствах.

Не состоятельной также следует признать довод о необоснованности исковых требований Комитета по тем мотивам, что Комитет не является законным владельцем спорных земельных участков. Как было указано выше, по обстоятельствам дела именно истец как уполномоченный орган вправе осуществлять распоряжение спорными участками, что возможно только при владении ими, в связи с чем иск об истребовании участков из незаконного владения ответчика во владение истца является при таких обстоятельствах обоснованным и соразмерным нарушению способом защиты нарушенного права. Истец вправе владеть данными участками в силу действующего законодательства, положения которого приведены выше. По этим же основаниям подлежат отклонению доводы о том, что только прокурор вправе заявить исковые требования относительно данных участков.

Доводы о том, что на ДД.ММ.ГГГГ, когда участками, собственность на которые не разграничена, вправе стал распоряжаться истец, право собственности на спорные участки было зарегистрировано за муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение», которое в таком случае только и вправе ими распоряжаться, подлежат отклонению, поскольку установлено судом при рассмотрении данного дела, что разграничение собственности на землю с последующей регистрацией права муниципальной собственности на спорные участки состоялось с нарушением действующего законодательства, в результате чего право собственности не перешло к поселению, в связи с чем именно истец в настоящее время вправе распоряжаться спорными участками и в связи с этим именно истец вправе ставить вопрос об их истребовании из чужого незаконного владения ответчика. Оценка этих обстоятельств приведена выше. В связи с этим отклонению подлежат доводы о том, что в данном случае оспаривается право постоянного (бессрочного) пользования, что истец вправе заявить иск об оспаривании сделки, поскольку способ защиты нарушенного права истцом избран верно, на что было указано выше. При этом судом не применены постановления администрации Кукуштанского сельского поселения о предоставлении участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и о прекращении данного права как ненормативные правовые акты, противоречащие закону. Возможность применения такого способа защиты гражданских прав прямо предусмотрена статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Применение данного способа защиты права относится к компетенции суда. В рассматриваемом споре применение данного способа защиты права основано на доводах заявленных исковых требований, что исключает необходимость дополнительного оспаривания правовых актов ответчика либо оспаривания сделок. Соответственно, предъявление виндикационного иска в такой ситуации является правомерным и обоснованным.

Доводы о необходимости применения к спорным правоотношения срока исковой давности подлежат отклонению.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Заявляя о применении срока исковой давности, ответчик указывает, что данный срок следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты регистрации права муниципальной собственности за муниципальным образованием «Кукуштанское сельское поселение», считая, что с этого времени истец имел возможность узнать о нарушении своего права. При этом истец мог узнать о нарушении своего права в связи с полномочиями по муниципальному земельному контролю (пункт 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации), а также в связи с приобретением с ДД.ММ.ГГГГ полномочий по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена.

Возражая против применения срока исковой давности, истец ссылается на заявления ФИО7 о предоставлении спорных земельных участков (том 1 л.д. 26, 144). Оба заявления поступили в Комитет ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем только после этой даты у истца появилась информация о нарушенном праве.

Оценивая данные доводы, суд считает возможным согласиться с доводами истца и отклонить доводы ответчика. По смыслу действующего законодательства, применение срока исковой давности возможно с момента, когда истец узнал или объективно, при наличии конкретных, достоверно известных истцу обстоятельств мог и должен был узнать о нарушении своего права, действуя при этом добросовестно и с необходимой осмотрительностью. Суждение ответчика о том, что в рамках реализации полномочий по муниципальному земельному контролю истец имел возможность выявить нарушение своего права, является гипотетическим, носит предположительный характер, однако не свидетельствует о том, что именно с ДД.ММ.ГГГГ истец мог и должен был узнать о нарушении своих прав в отношении спорных земельных участков. При этом следует учитывать, что сами участки как конкретные объекты права были сформированы и введены в оборот без ведома истца, который таким образом не знал об их появлении и не имел возможности их контролировать. Соответственно, все последующие действия в отношении участков были совершены также без ведома истца, который не имел возможности проверить законность подобных манипуляций. Кроме того, в данном случае следует учитывать, что фикция тем и характерна, что представляет собой внешне правомерное действие. Предположение о том, что истец в рамках проверки деятельности всех поселений и всего массива земли на территории Пермского муниципального района мог и должен был выявить данные конкретные нарушения в отношении спорных земельных участков, являются только предположениями, не влекущими отказ в удовлетворении заявленных исковых требований. По сути, аналогичной оценки заслуживают доводы о том, что с ДД.ММ.ГГГГ у истца появились полномочия по распоряжению земельными участками, собственность на которые не разграничена. В данном случае правовое значение имеет момент, с которого истец объективно мог узнать о нарушении своего права, не права как такового вообще, а конкретного права в отношении конкретного имущества, вывод о чем может быть сделан только на основе фактических данных о дате осведомленности истца о нарушении такого права (либо дате, с которой истец имел возможности получить сведения о нарушении своего права). Таких данных стороной ответчика суду не предоставлено. Наоборот, доводы истца о том, что выявление факта нарушения стало возможным только в ходе проверки по заявлениям ФИО7 заслуживают внимания, поскольку подтверждаются конкретными доказательствами. При этом с учетом даты поступления этих обращений истцу срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен. Иного суду не доказано.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 6300 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ .

░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 20468 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ .

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ .

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (22 ░░░░░ 2021 ░░░░).

░░░░░:         ░░░░░░░                ░.░. ░░░░░░░

░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:

░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-53/2021 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░

░░░ 59RS0008-01-2020-004133-27

2-53/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет имущественных отношений Администрации ПЕрмского муниципального района
Ответчики
Администрация Кукуштанского сельского поселения
Петрова Елена Владимировна
Другие
Шкляева Елена Викторовна
Писарев Сергей Николаевич
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Казаков Михаил Викторович
Дело на сайте суда
permsk.perm.sudrf.ru
20.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.10.2020Передача материалов судье
23.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
23.10.2020Предварительное судебное заседание
11.11.2020Предварительное судебное заседание
07.12.2020Предварительное судебное заседание
26.01.2021Производство по делу возобновлено
26.01.2021Предварительное судебное заседание
26.01.2021Судебное заседание
09.03.2021Судебное заседание
15.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее