66RS0006-01-2020-005729-20
2-774/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2021 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Богдановой Ю. А., с участием представителя истца Батуевой Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 к Исанбаевой Л. А. о взыскании незаконно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 (далее - Управление) обратилось в суд с иском к Исанбаевой Л. А. о взыскании незаконно полученной ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно в размере 82 826 рублей 52 копеек, указав, что Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 01.01.2020 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно п. 3 Указа, ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. На территории Свердловской области порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 №1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка». 22.06.2020 в Управление с Единого портала государственных и муниципальных услуг поступило заявление Исанбаевой Л. А. о предоставлении государственной услуги - назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно. Управлением в порядке межведомственного электронного взаимодействия в государственные органы и организации, в распоряжении которых находятся документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, были направлены запросы на всех членов семьи ответчика. По информации Федеральной налоговой службы, поступившей в Управление через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, было установлено, что сведения о доходах супруга ответчика Исанбаева Р. Н. за период с 01.12.2018 по 30.11.2019 не найдены. В этой связи Управлением было принято решение от 16.07.2020 о назначении ответчику ежемесячной денежной выплаты на детей И.А.Р., < дд.мм.гггг > года рождения, и И.А.Р., < дд.мм.гггг > года рождения. В целях проверки сведений о доходах семьи ответчика Управлением был направлен запрос, на который 25.08.2020 в Управление поступила справка из Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации, согласно которой супруг ответчика Исанбаев Р. Н. проходит военную службу по контракту с 01.01.2012 и ему начисляется денежное довольствие и материальное стимулирование (материальная помощь). С учетом поступившей информации о доходах супруга ответчика был произведен расчет среднедушевого дохода семьи ответчика с ноября 2018 года по декабрь 2019 года. В результате произведенного расчета было установлено, что среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Следовательно, право на получение ежемесячной денежной выплаты у ответчика отсутствовало. Решение от 16.07.2020 о назначении ежемесячной денежной выплаты Управлением отменено. В результате указанных обстоятельств ответчиком были незаконно получены средства федерального бюджета за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 в размере 82 826 рублей 52 копеек. До настоящего времени действий по возврату незаконно полученной суммы ответчиком не предпринято.
В судебном заседании представитель истца Батуева Е. С. заявленное требование поддержала, суду пояснила, что ответчик обратилась за назначением ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, хотя, имея сведения о доходах своего супруга, не могла не знать о размере среднедушевого дохода своей семьи. Кроме того, исходя из обстоятельств, данные средства были предоставлены ответчику не в качестве средств к существованию.
Ответчик Исанбаева Л. А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л. д. 57-58), о причинах неявки суд не уведомлен.
В судебное заседание не явились третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Исанбаев Р. Н. и представитель Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л. д. 55-56, 59), о причинах неявки суд не уведомлен.
С учетом мнения представителя истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства и в отсутствие третьих лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела и личного дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ от 20.03.2020 №199) в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемую нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
П. 3 данного Указа (в редакции, действующей на момент назначения выплаты) установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 №384 утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении.
Установленные данным Постановлением Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее - Основные требования) применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
В соответствии с Основными требованиями (в редакции, действующей на момент назначения выплаты), заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. №384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (п. 10).
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся (п. 12).
В состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети (п. 19).
При расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме, в частности: вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия; пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления; денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии) (пп. а, б, ж п. 21).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п. 22).
На основании данного Постановления на территории Свердловской области Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно утверждены Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2000 №1004-ПП «О реализации статей 21, 22-1 и 23 Областного закона «О защите прав ребенка».
На основании пп. 3 п. 2 данного Порядка (в редакции, действующей на момент назначения выплаты) одним из условий предоставления ежемесячной денежной выплаты является то, что семья, в которой проживает ребенок, имеет среднедушевой доход семьи, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.
Суммы ежемесячной денежной выплаты, излишне перечисленные заявителю вследствие представления недостоверных сведений и (или) сокрытия данных, влияющих на право предоставления ежемесячной денежной выплаты, возмещаются лицом, которому назначена ежемесячная денежная выплата, добровольно, а в случае отказа лица, которому назначена ежемесячная денежная выплата, взыскиваются в судебном порядке (п. 24).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 22.06.2020 в Управление с Единого портала государственных и муниципальных услуг поступило заявление Исанбаевой Л. А. о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (л. д. 9).
По информации Федеральной налоговой службы, поступившей в Управление через систему межведомственного электронного взаимодействия, имелись сведения о доходах Исанбаевой Л. А., сведения о доходах супруга ответчика Исанбаева Р. Н. за период с 01.12.2018 по 30.11.2019 не найдены (л. д. 11-15).
Решением Управления (протокол < № > от 16.07.2020) Исанбаевой Л. А. назначена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет включительно И.А.Р., < дд.мм.гггг > года рождения, с 01.01.2020 по 12.07.2020 в размере 2 228 рублей 52 копеек ежемесячно, и И.А.Р., < дд.мм.гггг > года рождения, с 01.01.2020 по 21.06.2021 в размере 5 757 рублей ежемесячно. При этом расчет произведен исходя из состава семьи 5 человек, общего дохода семьи за период с 01.12.2018 по 30.11.2019 в размере 278 545 рублей 90 копеек, среднедушевого дохода - 4 642 рублей 43 копеек, при прожиточном минимуме - 11 019 рублей (л. д. 10, 16).
На основании п. 13 Порядка от 07.12.2000 №1004-ПП Управлением 19.08.2020 была проведена проверка наличия условий предоставления ежемесячной денежной выплаты (л. д. 19).
25.08.2020 в Управление из ФКУ Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации поступили сведения о доходах Исанбаева Р. Н. с ноября 2018 г. по декабрь 2019 г., согласно которым Исанбаев Р. Н. проходит военную службу по контракту и зачислен на денежное довольствие в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации с 01.01.2012, его доход с ноября 2018 г. по декабрь 2019 г. составил 664 753 рубля 15 копеек (л. д. 20, 21).
Решением Управления от 25.08.2020 отменено решение < № > от 16.07.2020 о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет включительно ввиду поступления дополнительной информации, на основании которой выявлен факт несоблюдения одного из условий назначения ежемесячной денежной выплаты - семья, в которой проживает ребенок, имеет среднедушевой доход семьи, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Свердловской области за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (л. д. 17).
Согласно представленному Управлением расчету среднедушевого дохода, с учетом сведений о доходах Исанбаева Р. Н. за период с 01.12.2018 по 30.11.2019, общий доход семьи составлял 801 734 рубля 84 копейки, среднедушевой доход - 13 362 рубля 25 копеек, при прожиточном минимуме - 11 019 рублей (л. д. 18).
Согласно представленному истцом расчету, не оспоренному ответчиком, за период с 01.01.2020 по 31.08.2020 Исанбаевой Л. А. была выплачена ежемесячная денежная выплата на детей в возрасте от трех до семи лет в размере 82 826 рулей 52 копеек (л. д. 7, 8).
Таким образом, истцом доказано, что с учетом дохода Исанбаева Р. Н. размер среднедушевого дохода на каждого члена семьи превышал установленный минимум, что исключало возможность назначения ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет и свидетельствует о неосновательном получении ответчиком в период с 01.01.2020 по 31.08.2020 ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет, установленной Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Как следует из данного Указа, ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет предоставляется только нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей. Согласно вышеприведенным нормам, имущественная обеспеченность семьи Исанбаевой Л. А. не свидетельствовала о ее нуждаемости в социальной поддержке в целях назначения данной ежемесячной выплаты, в связи с чем данные денежные суммы не могли быть предоставлены ответчику в качестве средства к существованию.
При таких обстоятельствах подлежит удовлетворению требование Управления о взыскании с Исанбаевой Л. А. незаконно полученной суммы ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от трех до семи лет в размере 82 826 рулей 52 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, поскольку исковые требования удовлетворены, взысканию с ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 2 684 рублей 80 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №23 ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №23 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 82 826 ░░░░░░ 52 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 684 ░░░░░░ 80 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.04.2021.
░░░░░