Дело № 3а-51/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 августа 2019 года город Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Луковкиной Е.О.,
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
с участием административного истца Печорина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Печорина Алексея Альбертовича к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
установил:
Печорин А.А. обратился в суд с административным иском к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере их рыночной стоимости, при этом с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 2553,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2011 года в размере 3257 000 рублей; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером № площадью 426,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2011 года в размере 593 000 рублей.
Административные исковые требования мотивированы тем, что установленная кадастровая стоимость нежилых зданий является завышенной, чем нарушает права Печорина А.А. как плательщика налога.
В судебном заседании административный истец Печорин А.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, согласившись с заключением судебной экспертизы.
Представители административных ответчиков: Правительства Ивановской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, представители заинтересованных лиц - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала по Ивановской области, Администрации Фурмановского муниципального района в суд не явились, указанные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями ст.150 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав административного истца, показания эксперта, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Печорин А.А. являлся собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого здания (материальный склад и гараж) с кадастровым номером № площадью 2553,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
- нежилого здания (склад сыпучих материалов) с кадастровым номером № площадью 426,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость объектов недвижимости утверждена Постановлением Правительства Ивановской области от 25 сентября 2012 года № 362-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Ивановской области» по состоянию на 10 декабря 2011 года и составляет 21 468 835,79 рублей (в отношении объекта с кадастровым номером № и 4 483 244,31 рублей (в отношении объекта с кадастровым номером №), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменными отзывами на административное исковое заявление лиц, участвующих в деле.
Административный истец в силу требований главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Ивановской области от 18 ноября 2014 года № 90-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Ивановской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» является плательщиком налога на имущество физических лиц, при этом размер данного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости влияют на права и обязанности административного истца как плательщика указанного налога.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Обоценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что размер налога на имущество физических лиц, который обязан уплачивать Печорин А.А. за объект недвижимости зависит от кадастровой стоимости этого объекта, суд приходит к выводу, что административный истец вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Печорин А.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ивановской области не обращался.
В соответствии с ч.3 ст.245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из содержания выписок из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, оспариваемые кадастровые стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости 10 октября 2012 года.
Таким образом, административным истцом, обратившимся в суд с настоящим административным исковым заявлением 10 июня 2019 года, пропущен предусмотренный ч.3 ст.245 КАС РФ срок на обращение в суд с данным административным иском.
Как следует из материалов дела, административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении указанного срока.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен, в том числе в случае, если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что право собственности на объекты недвижимости административный истец приобрел в 2016 и в 2018 году, оспариваемые кадастровые стоимости объектов недвижимости являются актуальными, новая государственная кадастровая оценка в отношении спорных объектов недвижимости не проведена, суд считает, что ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока подлежит удовлетворению и административному истцу следует восстановить срок для обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Как следует из материалов дела, административные ответчики и заинтересованные лица не оспаривают право Печорина А.А. на обращение в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 ч.11 ст.24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Как следует из представленного административным истцом Отчета об оценке № 2018/1265 от 21 февраля 2019 года, изготовленного оценщиками ООО «Центр Делового Развития и Консалтинга «ТРАСТ» Поляковой А.С. (далее - Отчет об оценке), рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная по состоянию на 10 декабря 2011 года, в отношении объекта кадастровым номером № составляет 9283000 рублей, в отношении объекта с кадастровым номером № – 2233000 рублей.
Определением Ивановского областного суда от 26 июня 2019 года для проверки обоснованности представленного Отчета об оценке назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «БизнесОценка» Астраханцевой И.А.
В соответствии с заключением эксперта ООО «БизнесОценка» Астраханцевой И.А. от 12 августа 2019 года № 254 (далее - Заключение эксперта, Экспертное заключение) рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на 10 декабря 2011 года в отношении объекта кадастровым номером № составляет 3257 000 рублей, в отношении объекта с кадастровым номером № – 593 000 рублей.
В судебном заседании эксперт ООО «РосБизнесОценка» Астраханцева И.А. выводы, изложенные в экспертном заключении от 12 августа 2019 года № 254, поддержала, пояснив о сопоставимости избранных объектов-аналогов с учетом примененных корректировок и о существенности допущенных ошибок в Отчете оценщика.
Лицами, участвующими в деле Экспертное заключение не оспорено; административный истец согласен с размером рыночной стоимости объекта недвижимости, определенным судебным экспертом.
Оценивая в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу Отчет об оценке № 2018/1265 от 21 февраля 2019 года, представленный административным истцом, суд считает, что он достоверно не подтверждает рыночную стоимость объекта недвижимости, поскольку как усматривается из выводов, изложенных в Экспертном заключении, Отчет об оценке составлен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135 «Об оценочной деятельности», ввиду неподтвержденности выводов специалиста о величине рыночной стоимости объектов оценки.
Оценив содержание указанного Заключения эксперта, суд полагает, что оно отвечает принципам достоверности, обоснованности и проверяемости, содержит подробную, аргументированную информацию в отношении проведенного исследования об определении рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости на дату оценки.
Как следует из материалов дела, Экспертное заключение составлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит подробное описание проведенного исследования и сделанные в результате его выводы.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости; содержит достаточное количество проверяемой информации, существенной для определения рыночной стоимости объектов недвижимости; подробное описание объектов недвижимости, их количественных и качественных характеристик, вида использования, сведений об имущественных правах и об отсутствии ограничений (обременений) этих прав, информацию о текущем использовании и анализ наиболее эффективного использования объектов недвижимости, что соответствует требованиям п.8 ФСО № 3, раздела6 ФСО № 7. В Экспертном заключении эксперт при определении рыночной стоимости объектов недвижимости обосновал применение и использование в рамках сравнительного подхода метода сравнения продаж, а также привел доводы об отказе от применения затратного и доходного подходов, что полностью отвечает требованиям ФСО № 1, ФСО № 4, ФСО № 7.
Суду не представлено каких-либо доказательств того, что рыночная стоимость объектов недвижимости, определенная Заключением эксперта, является недостоверной, а выводы эксперта в отношении рыночной стоимости объектов недвижимости не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Оснований не доверять Заключению эксперта не имеется.
С учетом изложенного, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст.84 КАС РФ, суд считает, что Экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Как следует из материалов дела, право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости не оспаривается административными ответчиками и заинтересованными лицами не только по основаниям возникновения, но и по содержанию, в том числе по размеру рыночной стоимости объектов недвижимости.
Суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца являются правомерными, в связи с чем подлежат удовлетворению с определением рыночной стоимости объектов недвижимости по состоянию на 10 декабря 2011 года в соответствии с Заключением эксперта в отношении объекта кадастровым номером № - 3257 000 рублей, в отношении объекта с кадастровым номером № – 593 000 рублей.
Проанализировав материалы дела, суд считает, что датой подачи заявления Печорина А.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости следует считать дату обращения Печорина А.А. с административным исковым заявлением в суд – 10 июня 2019 года. У суда отсутствуют правовые основания для определения иной даты подачи данного заявления административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Печорина Алексея Альбертовича к Правительству Ивановской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (материальный склад и гараж) с кадастровым номером № площадью 2553,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2011 года в размере 3257000 (три миллиона двести пятьдесят семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого здания (склад сыпучих материалов) с кадастровым номером № площадью 426,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 10 декабря 2011 года в размере 593000 (пятьсот девяносто три тысячи) рублей.
Датой подачи заявления Печорина Алексея Альбертовича об установлении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости в размере равном их рыночной стоимости считать дату обращения в суд – 10 июня 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ивановского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Луковкина Е.О.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2019 года.
Судья: Луковкина Е.О.