Дело № 2а-2435/2022
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года г. Владивосток Приморского края
Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Логиновой Е.В.
при секретаре Шиманове М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района Приморского края обратился в суд с названным административным исковым заявлением к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, в обоснование которого указал, что по результатам проведенной по заданию прокуратуры Приморского края проверки в сфере технического состояния мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах регионального значения, установлено, что мостовое сооружение на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» находится в аварийном состоянии. По факту выявленных нарушений прокуратурой Приморского края в адрес Правительства Приморского края внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены, государственные контракты на выполнение ремонтных работ не заключены. С учетом уточнения требований в ходе производства по настоящему административному делу, административный истец просил признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер к приведению искусственного сооружения (моста) расположенного на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе (идентификационный № 05 ОП РЗ 05К-186), в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, в непроведении строительства нового мостового сооружения; обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу привести искусственное сооружение (мост), расположенное на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе, в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, произвести строительство нового мостового сооружения.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Первореченского района г. Владивостока Талаевская Ю.С. поддержала уточненные административные исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - Кудряшова Е.А., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска в заявленном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что на настоящий момент в программе мероприятий на 2019 - 2035 г.г. по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту находящихся в предаварийном и аварийном техническом состоянии искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения, осуществляемых с привлечением средств федерального бюджета, проведение проектно-изыскательских работ по строительству указанного в административном иске мостового сооружения не предусмотрено в связи с отсутствием необходимого финансирования. Представителем административного ответчика не оспаривалось аварийное состояние мостового сооружения, расположенного на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе, и необходимость возведения нового мостового сооружения согласно заключению КГКУ «Примуправтодор». При этом приводились доводы о том, что реальный срок исполнения требований прокурора по строительству нового моста составляет от 2 лет 6 месяцев до 5 лет.
Заслушав доводы участников процесса, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ) задачами названного Федерального закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
Часть 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ возлагает обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются приведенной нормой закона (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ), в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В силу ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).
К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации Приморского края от 22.10.2019 г. № 690-па (далее – Положение), министерство является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (п. 1.1 Положения).
Согласно п. 2.2 названного Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в пределах своих полномочий, в числе прочего, осуществляет планирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства; осуществляет деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; готовит предложения по формированию и использованию бюджетных ассигнований дорожного фонда Приморского края; выполняет в порядке, установленном действующим законодательством, функции ответственного исполнителя по разработке и реализации государственных программ, финансируемых за счет средств федерального и краевого бюджета, в пределах компетенции министерства; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ; осуществляет функции главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Михайловского района Приморского края проведена проверка технического состояния мостовых сооружений на дорогах регионального значения, в ходе которой выявлены нарушения при реализации министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края полномочий по осуществлению дорожной деятельности на автомобильной дороге «Ширяевка – Тарасовка», относящейся к дорогам общего пользования регионального значения согласно постановлению Администрации Приморского края от 26.11.2012 г. № 357-па (идентификационный № 05 ОП РЗ 05К-186).
В соответствии с положениями «СП 35.13330.2011. Свод правил. Мосты и трубы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84», утвержденного приказом Министерства регионального развития России от 28.12.2010 г. № 822, требования данного нормативного правового акта распространяются на проектирование новых, реконструируемых и подвергаемых капитальному ремонту постоянных мостовых сооружений и труб, в том числе на автомобильных дорогах, включая внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий, на улицах и дорогах населенных пунктов.
Согласно приложению Б СП 35.13330.2011 мостовым сооружением (мостом) признается инженерное сооружение, состоящее из опор и пролетных строений, предназначенное для пропуска через препятствие разных видов транспортных средств, пешеходов, водотоков, селей и коммуникаций различного назначения.
В соответствии с п. 13.3 технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 г. № 827, мосты, путепроводы и иные дорожные сооружения в течение срока их службы должны сохранять предусмотренное проектной документацией положение в пространстве, а их техническое состояние должно обеспечивать безопасную эксплуатацию сооружения, а также механическое сопротивление всего сооружения в целом и отдельных его частей расчетным нагрузкам и воздействиям. Техническое состояние несущих элементов пролетного строения сооружения должно обеспечивать проектную величину грузоподъемности.
Материалами дела подтверждено, что в марте 2019 г. отделом диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примуправтодор» произведено обследование моста через реку «Лубянка» на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе, по результатам которого составлена служебная записка от 22.01.2019 г. № 19-гр, содержащая вывод об аварийном состоянии указанного мостового сооружения при наличии группы критических дефектов: Г4 по грузоподъемности при Р3 по ремонтопригодности, Д4 по долговечности сооружения при Р4.
В указанной служебной записке специалистами КГУП «Примуправтодор» было рекомендовано внести мостовое сооружение в Государственную программу «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2013-2021 годы» на строительство нового сооружения, до принятия такого решения – выполнить комплекс аварийно-восстановительных мероприятий для возможности безопасного следования транспортных средств по автомобильной дороге.
Вместе с тем при обследовании мостового сооружения на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе в рамках проверок, проведенных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Михайловского района с участием должностных лиц ОГИБДД ОМВД России по Михайловскому району, КГКУ «Примуправтодор», вновь выявлено наличие дефектов, свидетельствующих о нахождении моста в аварийном состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности прокурора Приморского края в адрес Правительства Приморского края внесено представление № об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, в том числе выявленных при обследовании мостового сооружения на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе.
Между тем, каких-либо действенных мер по приведению моста в надлежащее техническое состояние не принято.
ДД.ММ.ГГГГ отделом диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примуправтодор» по результатам проведенных в мае 2022 г. работ по освидетельствованию технического состояния мостового сооружения через реку «Лубянка» на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка – Тарасовка» в Михайловском муниципальном районе составлено техническое заключение, подтверждающее нахождение моста на сегодняшний день в аварийном состоянии. По безопасности движения данное сооружение имеет критические дефекты категории Б4, по выявлению основных дефектов: разрушения бетона свай и швов объединения насадок опор, а также дефектов просадки насыпи сопряжения на всю ширину проезжей части в начале и конце моста, отсутствия разграничения между тротуарами и проезжей частью моста, искривления продольного и поперечного профилей проезжей части моста из-за пучения свай опор, разрушения бетона и провалов тротуарных блоков. Специалистами КГУП «Примуправтодор» сделан вывод о необходимости внесения мостового сооружения в Государственную программу «Развитие транспортного комплекса Приморского края на 2020-2027 годы» на строительство нового сооружения.
Совокупность представленных доказательств свидетельствует об изношенности конструкции мостового сооружения, необходимости выполнения работ по строительству нового моста, данное обстоятельство стороной административного ответчика не оспаривается.
Вместе с тем до настоящего времени указанные выше нарушения не устранены, несмотря на аварийное состояние мостового сооружения, к выполнению работ, необходимых согласно имеющемуся в деле техническому заключению для приведения мостового сооружения в надлежащее техническое состояние, административный ответчик не приступал, в действующую государственную программу, направленную на развитие транспортного комплекса Приморского края, мостовое сооружение не включено.
Установка на подходах к мостовому сооружению запрещающих дорожных знаков не свидетельствует о принятии административным ответчиком надлежащих мер, исключающих угрозу безопасности участников дорожного движения.
Приведенные в обоснование возражений на административный иск доводы об отсутствии в бюджете достаточных денежных средств, необходимых для строительства нового мостового сооружения, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей. При этом действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответственными лицами требований по обеспечению безопасности дорожного движения от их финансовых возможностей.
Исследованная совокупность доказательств свидетельствует о непринятии административным ответчиком своевременных и полных мер по ликвидации условий, способных причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ежедневно эксплуатирующих мостовое сооружение при движении по нему.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконном бездействии административного ответчика, выражающемся в невыполнении надлежащим образом обязанностей по приведению указанного в административном иске мостового сооружения в надлежащее техническое состояние и, как следствие, о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При определении срока исполнения министерством транспорта и дорожного хозяйства Приморского края возлагаемой на него обязанности суд принимает во внимание объем подлежащих выполнению работ исходя из технического состояния мостового сооружения и необходимость соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и полагает целесообразным с учетом защиты интересов участников дорожного движения и обеспечения их безопасности установить срок для выполнения такого рода работ в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом следует отметить, что при возникновении обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Михайловского района Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к министерству транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, выразившееся в непринятии мер к приведению искусственного сооружения (моста), расположенного на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка - Тарасовка» (идентификационный № 05 ОП РЗ 05К-186), в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, в непроведении строительства нового мостового сооружения.
Обязать министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу привести искусственное сооружение (мост), расположенный на 3 км + 059 м автомобильной дороги «Ширяевка - Тарасовка» (идентификационный № 05 ОП РЗ 05К-186), в надлежащее техническое состояние, которое будет соответствовать требованиям безопасности дорожного движения, а именно, произвести строительство нового мостового сооружения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Логинова