УИД 24RS0026-01-2020-000143-84
№ 2-145/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2020 года с.Каратузское
Каратузский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,
при секретаре Улеевой С.Г.,
с участием прокурора Логуновой В.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Каратузская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Таятская основная общеобразовательная школа им.Героя России И.Кропочева», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа имени В.П. Астафьева», муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Таскинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности по устранению нарушений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исками к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Каратузская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова» (МБОУ Каратузская СОШ), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Таятская основная общеобразовательная школа им.Героя России И.Кропочева» (МБОУ Таятская ООШ), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа имени В.П. Астафьева» (МБОУ Верхнекужебарская СОШ), муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Таскинская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ Таскинская СОШ) об устранении нарушений законодательства.
Дела соединены судом в одно производство.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Каратузского района проверки установлено нарушение указанными образовательными учреждениями требований пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и ст.ст. 36, 40 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» обязывающих проведение оценки соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
Внесенные прокурором района представления об устранении нарушений законодательства оставлены без удовлетворения.
В связи с изложенным прокурор просил возложить на каждое указанное образовательное учреждение в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Каратузского района Логунова В.Л. поддержала заявленные прокурором требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков МБОУ Таятская ООШ, МБОУ Верхнекужебарская СОШ, МБОУ Таскинская СОШ направили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ответчик МБОУ Каратузская СОШ своего представителя в суд не направил, извещен надлежаще.
Представитель третьего лица – администрации Каратузского района (учредитель) Квятковская С.С., действующая на основании доверенности, в письменном отзыве просила в удовлетворении требований отказать по причине отсутствия в бюджете района денежных средств на исполнение решения суда, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и третьего лица.
Выслушав доводы прокурора и исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к нижеследующему выводу.
На основании ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, а также ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Часть 3 ст.28 Федерального закона РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со статьями 8, 9, подп. 2 п. 6 статьи 28, подл. 8 п. 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти, местного самоуправления и образовательные организации обеспечивают безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон №384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 36 Федерального закона №384-ФЗ предусмотрено, что в целях периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения осуществляется оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации.
Статьей 40 Федерального закона №384-ФЗ предусмотрена обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации требованиям настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в проектной документации, которая осуществляется в форме: эксплуатационного контроля (надзора) лицом, ответственным за эксплуатацию здания или сооружения, в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственного контроля (надзора) и осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Примерный перечень работ по техническому обслуживанию зданий установлен ведомственными строительными нормами «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее - Положение), которое является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
Согласно пунктам 3.1, 3.2 Положения техническое обслуживание зданий должно обеспечить поддержание работоспособности, исправности всех элементов здания, обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории посредством систематических осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Материалами дела подтверждается, что образовательным учреждениям на праве оперативного управления принадлежит следующее имущество:
- МБОУ Верхнекужебарская СОШ здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Верхний Кужебар, Садовая,8;
- МБОУ Каратузская здания, расположенные по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. Шевченко, 16 и ул. Пушкина, 10А;
- МБОУ Таскинская СОШ здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Таскино, ул. Шкльная,1;
- МБОУ Таятская ООШ здание, расположенное по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Таяты, ул. Кропочева,1.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Каратузского района, установлено, что в соответствии с требованиями Федерального закона №384-ФЗ в целях обеспечения безопасности и подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации ответчиками – образовательными учреждениями оценка соответствия зданий используемых учреждениями, а также связанных с ним процессов эксплуатации не проводилась.
Указанные обстоятельства ответчиками в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты, что, по мнению суда, создает опасность для жизни и здоровья обучающихся и работников образовательной организации, то есть неопределённого круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При указанных обстоятельствах требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Доказательств невозможности исполнения решения суда в определённый прокурором срок ответчиками не представлено.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков – образовательных учреждений подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -196 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Каратузского района удовлетворить:
- возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таятская основная общеобразовательная школа им.Героя России И.Кропочева» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с.Таяты, ул. Кропочева,1 посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каратузская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести оценку соответствия зданий, расположенных по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Каратузское, ул. Шевченко, 16 и ул. Пушкина, 10А и связанных с ним процессов эксплуатации в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа имени В.П. Астафьева» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Верхний Кужебар, ул. Садовая,8 посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения;
- возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таскинская средняя общеобразовательная школа» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в соответствии с требованиями ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценку соответствия здания и связанных с ним процессов эксплуатации, расположенного по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Таскино, 1 посредством осмотра и контрольной проверки состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каратузская средняя общеобразовательная школа им.Героя Советского Союза Е.Ф. Трофимова», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таскинская средняя общеобразовательная школа», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнекужебарская средняя общеобразовательная школа имени В.П. Астафьева», муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Таятская основная общеобразовательная школа им.Героя России И.Кропочева» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Каратузский район по 300 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде (01.06.2020), через Каратузский районный суд.
Председательствующий Е.В.Чугунников