Дело №2-41/2024
УИД 48RS0018-01-2023-001777-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2024 года г. Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего Пироговой М. В.
при секретаре Шестаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Татьяны Вячеславовны к ОСФР по Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включении периодов обучения и работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Борисова Т.В. обратилась с иском к ОСФР по Липецкой области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, указав на то, что решением от 24.08.2023 № 230000034476/88096/23 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. При этом в специальный стаж работы ей не были засчитаны периоды работы в МБОУ СОШ с. Девица в должности воспитателя в объеме 0,5 ставки с 01.09.2009 по 01.09.2013, отпуска по уходу за ребенком с 04.08.2000 по 31.08.2001, а также период обучения в Усманском педагогическом колледже с 01.09.1992 по 28.06.1996. Истица не согласна с указанным решением ответчика, считая, что период обучения подлежит включению в специальный стаж, поскольку после окончания обучения она была назначена учителем русского языка и литературы в Пашковскую школу основного общего образования, то есть после ее обучения непосредственно следовала педагогическая деятельность. Ее педагогический стаж в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, составляет более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии.
В этой связи, Борисова Т.В. просила суд обязать ОСФР по Липецкой области включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения в Усманском педагогическом колледже Липецкой области с 01.09.1992 по 28.06.1996 и признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.05.2023.
Впоследствии Борисова Т.В. уточнила исковые требования и просила суд обязать ОСФР по Липецкой области включить ей в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период обучения в Усманском педагогическом колледже Липецкой области с 01.09.1992 по 01.10.1993, периоды работы в должности учителя начальных классов с 01.11.2010 по 13.11.2010, с 31.01.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 30.05.2011, периоды работы в должности воспитателя с исполнением обязанностей заведующего по учебно-воспитательной работе в с. Пашково и признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 11.05.2023.
Истица, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Представитель истицы по доверенности Семыкина В.В. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что в период с 01.09.2011 по 31.08.2013 Борисова Т.В. работала в должности воспитателя в МБОУ СОШ с. Девица на 0,5 ставки. Помимо этой работы Борисова Т.В. также выполняла работу в должности заведующего по учебно-воспитательной работе, за что к ее заработной плате производилась доплата.
Представители ответчика ОСФР по Липецкой области и третьего лица МБОУ СОШ с. Девица Усманского муниципального района Липецкой области, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении судебного заседания не просили.
Суд на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации ( ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) ( ч.4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены сроки назначения страховой пенсии по старости в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Борисова Т.В. зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 2 декабря 1998 года.
Согласно трудовой книжке Борисова Т.В. имеет следующие периоды трудовой деятельности:
с 31.08.1996 по 31.08.2004 – учитель русского языка и литературы в МОУ СОШ с. Пашково Усманского района Липецкой области;
с 01.09.2004 по 31.08.2009 – учитель начальных классов в МОУ СОШ с. Пашково Усманского района Липецкой области;
с 01.09.2009 по 31.08.2011 – воспитатель в МОУ СОШ с. Девица Пашковский филиал;
с 01.09.2011 по 31.08.2023 – воспитатель в МБОУ СОШ с. Девица Усманского района Липецкой области.
11.05.2023 Борисова Т.В. обратилась в ОСФР по Липецкой области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Решением ОСФР по Липецкой области N 230000034476/88096/23 от 24.08.2023 Борисовой Т.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием у нее требуемого специального стажа (25 лет).
По расчетам пенсионного органа, продолжительность специального стажа истицы на дату ее обращения составляет 21 год 07 месяцев 12 дней.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью, ответчиком не засчитаны следующие периоды:
с 01.09.1992 по 28.06.1996 – учеба в Усманском педагогическом колледже;
с 04.08.2000 по 31.08.2001 – отпуск по уходу за ребенком;
с 01.09.2009 по 01.09.2013 – работа в должности воспитателя в объеме 0,5 ставки.
Разрешая требование Борисовой Т.В. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в Усманском педагогическом колледже с 01.09.1992 по 28.06.1996, суд исходит из следующего.
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, учет периодов такой деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года, производится в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой". Этим постановлением было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт "а" пункта 1 постановления). Этим же постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
В соответствии с абзацем 5 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В силу подпункта "м" пункта 1 Постановления от 16 июля 2014 г. N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, Перечень организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению от 17 декабря 1959 г. N 1397) подлежит применению для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место только до 1 января 1992 г.
1 января 1992 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности периодов иной деятельности допускается только при условии такой деятельности в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г. (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Таким образом, сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Поскольку до 01 января 1992 года истица не имела педагогического стажа в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, период обучения имел место после 01 января 1992 года, правовых оснований для включения в специальный педагогический стаж периода обучения с 01.09.1992 по 28.06.1996 не имеется.
Требование Борисовой Т.В. о включении в специальный педагогический стаж периода работы в МБОУ СОШ с. Девица с 01.09.2011 по 31.08.2013 также не подлежит удовлетворению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Из изложенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Согласно материалам дела, в период с 01.09.2011 по 31.08.2013 Борисова Т.В. осуществляла педагогическую деятельность в должности воспитателя в МБОУ СОШ с. Девица на 0,5 ставки, то есть на неполную ставку.
Утверждение представителя истицы о том, что помимо работы в должности воспитателя Борисова Т.В. осуществляла трудовую деятельность в должности заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе в с. Пашково, не может быть принято во внимание.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, за период начиная, с 1 сентября 2000 г., при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Согласно подп. "б" п. 8 названных Правил, в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Допустимых доказательств, свидетельствующих об исполнении истицей в спорный период обязанностей заместителя директора (заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, Борисовой Т.В. не представлено.
Согласно материалам дела, приказом директора МБОУ СОШ с. Девица от 16.08.2011 №85 распределена педагогическая нагрузка на 2011-2012 учебный год, в том числе воспитателю Борисовой Т.В. – 0,5 ставки (15 часов). Аналогичным образом была распределена педагогическая нагрузка и на 2012-2013 учебный год.
Положением о порядке установления компенсационных и стимулирующих выплат в МБОУ СОШ с. Девица, Крутче-Байгорского, Новоуглянского филиалов МБОУ СОШ с. Девица Усманского района было предусмотрено, что педагогическим работникам школы устанавливается доплата до 150% за организацию учебно-воспитательного процесса, повышение качества образования, соблюдение правил безопасности, организацию обеспечения технического обслуживания зданий, сооружений, оборудования, контроля в ночное время сторожей (пункт 4.2 Положения).
На основании приказа директора МБОУ СОШ с. Девица от 31.08.2011 №168 с 01.09.2011 Борисовой Т.В. была установлена стимулирующая доплата в размере 80% от оклада воспитателя за организацию учебно-воспитательного процесса, соблюдение правил безопасности, организацию обеспечения технического обслуживания, контроля в ночное время сторожей.
Приказом директора МБОУ СОШ с. Девица от 28.08.2012 №126 в с. Пашково с 01.09.2012 была скомплектована группа кратковременного пребывания в количестве 8 человек. Воспитателем группы кратковременного пребывания, ответственным за организацию учебно-воспитательного процесса, соблюдения правил безопасности, организацию обеспечения технического обслуживания зданий, сооружений, оборудования, назначена Борисова Т.В.
На основании приказа директора МБОУ СОШ с. Девица от 31.08.2012 №163 с 01.09.2012 Борисовой Т.В. была установлена стимулирующая доплата в размере 150% от оклада воспитателя за организацию учебно-воспитательного процесса, соблюдение правил безопасности, организацию обеспечения технического обслуживания, контроля в ночное время сторожей.
Таким образом, Борисова Т.В. в спорный период получала доплату стимулирующего характера, рассчитываемую от оклада воспитателя, не только за организацию учебно-воспитательного процесса, но и за организацию иной деятельности, не связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Факт осуществления указанной доплаты не свидетельствует о выполнении истицей обязанностей заместителя директора (заведующего) по учебно-воспитательной, воспитательной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом.
Поскольку в спорный период истица выполняла работу в должности воспитателя не на полную ставку, доказательств совмещения должности заместителя директора (заведующего) по учебно-воспитательной, воспитательной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, не представлено, требование о включении в специальный стаж периода работы в МБОУ СОШ с. Девица с 01.09.2011 по 31.08.2013 не может быть удовлетворено.
Вместе с тем, требования Борисовой Т.В. о включении в специальный стаж периодов работы в должности учителя начальных классов с 01.11.2010 по 13.11.2010, с 31.01.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 30.05.2011 суд находит подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включаются в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно материалам дела в периоды с 01.11.2010 по 13.11.2010, с 31.01.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 30.05.2011 Борисова Т.В. совмещала работу в должности учителя начальных классов в МБОУ СОШ с. Девица Пашковский филиал, что подтверждается приказами директора МБОУ СОШ с. Девица от 01.11.2010 №88/3, от 01.02.2011 №7, от 01.04.2011 № 39 «О распределении учебной нагрузки».
Поскольку работа в должности учителя начальных классов засчитывается в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки, суд считает возможным включить в специальный педагогический стаж Борисовой Т.В. периоды работы, в течение которых она совмещала должность воспитателя и учителя начальных классов, с 01.11.2010 по 13.11.2010 (13 дне), с 31.01.2011 по 30.04.2011 (3 месяца), с 01.05.2011 по 30.05.2011 (1 месяц).
При суммировании специального стажа, включенного ответчиком в бесспорном порядке, и периодов, включенных в судебном порядке, специальный педагогический стаж Борисовой Т.В. составляет 21 год 11 месяцев 25 дней (21.07.12 + 00.00.13 +.00.03.00.+ 00.01.00), что менее требуемого стажа (25 лет).
В связи с отсутствием у истицы требуемого специального стажа и права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, требование об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Борисовой Татьяны Вячеславовны удовлетворить частично:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ИНН 4826004782, ОГРН 1024840838362) засчитать Борисовой Татьяне Вячеславовне, паспорт №, в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы учителем начальных классов в МОУ СОШ с. Девица Усманского района Липецкой области Пашковский филиал: с 01.11.2010 по 13.11.2010, с 31.01.2011 по 30.04.2011, с 01.05.2011 по 30.05.2011.
В удовлетворении остальной части исковых требований о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении периодов обучения с 01.09.1992 по 01.10.1993 и работы с 01.09.2011 по 31.08.2013 в МБОУ СОШ с. Девица отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова
Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2024 года
Судья: М.В. Пирогова