Решение по делу № 2-1112/2022 от 20.04.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 июня 2022 года                                             город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе

председательствующего судьи                                Просолова В.В.,

при секретаре                           Щербаковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврентьевой Н. В. к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), Государственному казенному Учреждению г. Севастополя «Севастопольское лесничество», Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, установлении границ земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Лаврентьева Н.В. обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит установить границы земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:003009:70, согласно межевому плану, обязать Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя исключить из Единого государственного реестра недвижимости из земель лесного фонда, сведения, в части, относящейся к земельному участку, расположенному по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 1 000 кв. м., с кадастровым номером 91:01:003009:70; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра г.Севастополя осуществить кадастровый учет изменений земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 1 000 кв. м., с кадастровым номером 91:01:003009:70; признать отсутствующим право ГКУ «Севастопольское лесничество» на земельный участок, расположенный по адресу: г.Севастополь, <адрес>, общей площадью 1 000 кв. м., с кадастровым номером 91:01:003009:70, путем погашения соответствующей регистрационной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.

В обоснование заявленных требований истец указала, что она является собственником земельного участка площадью 1000 кв. м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. В ходе проведения кадастровых работ на указанном земельном участке выяснилось, что его границы пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 91:01:003009:213. Поданный истицей в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя межевой план согласован не был. С Департаментом природных ресурсов и экологии города Севастополя согласование также не состоялось. В связи с чем, полагая свои права подлежащими защите, истец обратилась с данным иском в суд.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Согласно статье 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

В случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, суд рассматривает дело без их участия (часть 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С учетом вышеизложенных обстоятельств в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ ОК «ЖСТИЗ «Диорама» утверждена землеустроительная документация по отведению земельных участков общей площадью 2,6 га для обслуживания квартала индивидуальных жилых домов в районе <адрес> в г. Севастополе.

ДД.ММ.ГГГГ на основании названного распоряжения Главным управлением Госкомзема города Севастополя Куликову В.В. выдан государственный акт серии ЯИ о праве собственности на земельный участок, площадью 0,1000 га.

ДД.ММ.ГГГГ между Лаврентьевой Н.В. и Куликовым В.В. заключен договор купли-продажи спорного земельного участка.

Истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок, в удовлетворении которого отказано по причине отсутствия у Лаврентьевой Н.В. прав на испрашиваемый земельный участок со ссылкой на постановление Апелляционного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, впоследствии право собственности Лавреньтевой Н.В. на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером 91:01:003009:70 в российском правовом поле зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ без определения границ.

Как усматривается из представленного истцом межевого плана на земельный участок с кадастровым номером 91:01:003009:70, указанный земельный участок является смежным по всей внешней границе с участком с кадастровым номером 91:01:003009:213.

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 91:01:003009:213 площадью 45832 +- 75 кв.м., находящийся по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, <адрес>, квартал 21 выдел 3,4,7 Севастопольского участкового лесничества, имеет виды разрешенного использования: «отдых (рекреация)», «Использование лесов». Дата регистрации права собственности города Севастополя на данный земельный участок ДД.ММ.ГГГГ.

В силу частей 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В соответствии с частью 10 статьи 22 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

На основании частей 1, 2 статьи 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом, об изменении описания местоположения границ лесного земельного участка в указанном случае орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных правоотношений, а также лица, в также лица, права которых на лесные участки и (или) ограничении прав в пользу которых зарегистрированы в ЕГРН уведомляются и их согласие на такое изменение описания местоположения границ лесного земельного участка не требуется.

По совокупному смыслу положений частей 4, 6, 8, 10 статьи 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» такое изменение границ лесных участков, в том числе расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, законодателем допускается в случае пересечения его границ с земельным участком, право на которое зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ, а также в случае, если в защите имущественных прав и интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке было отказано.

Согласно положениям статьи 60.2 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

Положения части 4 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Как разъяснено в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится (статья 1205 ГК РФ).

В связи с тем, что спорные правоотношения возникли в период действия на территории города Севастополя законодательства Украины, то к данным правоотношениям применяются нормы права Украины.

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Решением Апелляционного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба прокурора <адрес> города Севастополя на решение суда первой инстанции удовлетворена частично, решение Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора <адрес> города Севастополя в интересах государства в лице Севастопольского городского Совета к Куликову В. В.чу, Лаврентьевой Н. В. о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок и истребовании земельного участка из незаконного владения отменено, принято новое решение, которым иск удовлетворен частично.

Суд апелляционной инстанции постановил отменить государственный акт на право собственности на земельный участок площадью 0,1000га, расположенный в г. Севастополе, в районе <адрес>, выданный Куликову В. В.чу ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением Госкомзема в г. Севастополе.

Свойством преюдиции обладают обстоятельства, составляющие фактическую основу ранее вынесенного по другому делу и вступившего в законную силу решения, когда эти обстоятельства имеют юридическое значение для разрешения спора, возникшего позднее.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

Пределы действия преюдициальности судебного решения объективно определяются тем, что установленные судом в рамках его предмета рассмотрения по делу факты в их правовой сущности могут иметь иное значение в качестве элемента предмета доказывания по другому делу, поскольку предметы доказывания в разных видах судопроизводства не совпадают, а суды в их исследовании ограничены своей компетенцией в рамках конкретного вида судопроизводства.

Преюдициальный характер носят факты, установленные при рассмотрении другого дела, вплоть до их опровержения другим судом по другому делу или в ином судопроизводстве.

Объективные пределы преюдициальности относятся лишь к фактам, установленным вступившим в законную силу судебным постановлением, а не к правовым выводам суда, которые преюдициального значения не имеют, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд Российской Федерации, в том числе в Определении от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая вышеизложенное, решение Апелляционного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ имеет преюдециальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Из текста решения следует, что основанием для удовлетворения исковых требований о признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, выданный Куликову В.В., послужило то обстоятельство, что Распоряжением Севастопольской городской государственной администрации -р от ДД.ММ.ГГГГ, послужившим основанием для выдачи государственного акта, утвержден проект землеустройства и передан в собственность ОК ЖСТИЗ «Диорама» земельный участок площадью 2,6 га, расположенный в районе <адрес> г.Севастополя. Вопрос о передаче земельного участка в собственность Куликову В.В. указанным распоряжением не разрешался. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что вышеуказанное распоряжение не соответствует требованиям ч.3 ст.116, ст.118 Земельного кодекса Украины, которые предусматривают бесплатную передачу земельных участков в собственность граждан, а не юридических лиц. Кроме того, судом апелляционной инстанции отмечено, что спорный земельный участок находится в границах населенного пункта город Севастополь, а следовательно полномочиями по распоряжению участком согласно пункту 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины наделен Севастопольский городской Совет, а не Севастопольская городская государственная администрация, что свидетельствует о том, что распоряжение выдано органом, не имевшим на то соответствующих полномочий.

Поскольку Куликов В.В. продал спорный земельный участок Лаврентьевой Н.В., которая является добросовестным приобретателем, то истребование указанного имущества возможно на основании п.3 ч.1 ст.388 Гражданского кодекса Украины. Однако с такими исковыми требованиями прокурор не обращался, в связи с чем апелляционный суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлено, что распоряжение уполномоченного государственного органа о предоставлении земельного участка в собственность правопредшественника истца Куликова В.В. не принималось, а следовательно право собственности Куликова В.В. на спорный земельный участок возникло незаконно.

При указанных обстоятельствах судом достоверно установлено отсутствие законных оснований для возникновения права собственности Куликова В.В., в связи с чем государственный акт на право собственности на земельный участок был признан недействительным.

Земельный участок не был истребован из незаконного владения Лаврентьевой Н.В. в связи с отсутствием соответствующих исковых требований прокурора.

Данное решение суда Лаврентьевой Н.В., как и лицами, участвовавшими в деле, не обжаловалось и вступило в законную силу.

Установленные решением суда обстоятельства свидетельствуют о незаконности возникновения права собственности Куликова В.В. на спорный земельный участок, а следовательно и об отсутствии права на отчуждение его в пользу Лаврентьевой Н.В.

Государственная регистрация права в силу положений Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" является единственным доказательством наличия зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Признание права отсутствующим является особым способом защиты гражданских прав, подлежащим применению лишь в случае, если использование иных способов защиты нарушенного права (признание права, истребование имущества из чужого незаконного владения) невозможно.

Из приведенных положений следует, что требование о признании обременения отсутствующим в качестве самостоятельного способа защиты может быть предъявлено владеющим собственником имущества в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения.

С учетом вышеизложенных норм права и установленных обстоятельств, свидетельствующих о незаконности возникновения права собственности правопредшественника истца Куликова В.В. на земельный участок, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Лаврентьевой Н.В. о признании отсутствующим права на земельный участок, об установлении границ земельного участка.

Наличие зарегистрированного права собственности Лаврентьевой Н.В. на спорный земельный участок при установленном вступившим в законную силу судебным актом факте незаконности возникновения права собственности на земельный участок, а следовательно и наличии правопритязаний города Севастополя на данный участок, основанием для удовлетворения исковых требований не является.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Лаврентьевой Н. В. к Департаменту природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор), Государственному казенному Учреждению г. Севастополя «Севастопольское лесничество», Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании отсутствующим право на земельный участок, об установлении границ земельного участка, возложении обязанности совершить определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья (подпись)

Копия верна:

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                            В.В.Просолов

Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела в Балаклавском районном суде города Севастополя.

Судья Балаклавского районного суда

города Севастополя                            В.В.Просолов

Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.

2-1112/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Лаврентьева Надежда Васильевна
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Государственное казенное учреждение г.Севастополя "Севастопольское лесничество"
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Беркут Надежда Васильевна
Правительство Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Просолов Виктор Викторович
Дело на сайте суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
20.04.2022Передача материалов судье
21.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2022Судебное заседание
09.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее