Решение по делу № 33а-3979/2021 от 28.04.2021

Дело № 33а-3979/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                     03 июня 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего     Рябинина К.В.,

судей    :             Григорьевой Н.М., Муратовой С.В.,

при секретаре              Голушко П.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2705/2021 (47RS0004-01-2020-010282-37) по апелляционной жалобе административного ответчика - Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 января 2021 года,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рябинина К.В., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Всеволожский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка по факту не проведения правомочных заседаний совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Установлено, что территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района Ленинградской области 11.09.2019 г. принято решение «О регистрации избранных депутатов совета депутатов по Свердловским одномандатным избирательным округам , , , , , , , , , , , , , , , .

Всеволожским городским судом Ленинградской от 21.02.2020 г. №2а-2634/2020 отменены результаты выборов депутатов совета депутатов четвертого созыва по Свердловским одномандатным избирательным округам , , , , . Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района Ленинградской области 06.08.2020 г. принято решение «О признании недействительными результатов выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловским одномандатным избирательным округам , , , , .

Всеволожский городской прокурор указывает, что в настоящее время совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области состоит из 10 депутатов от установленной уставом муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области.

Заседания совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области проводятся в соответствии с графиком проведения заседаний совета депутатов, утвержденного решением совета депутатов, как правило, не реже одного раза в три месяца, в зале заседаний совета депутатов.

График заседаний совета депутатов четвертого созыва муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 2020 год утвержден решением совета депутатов от 24.12.2019 г. .

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение требований закона, а также графика заседаний совета депутатов, несмотря на надлежащее извещение депутатов путем направления электронных писем на адрес электронной почты каждому депутату, очередное заседание совета депутатов созывалось только 28.04.2020 г., внеочередное заседание совета депутатов проводилось 27.07.2020 г., после указанной даты заседания не созывались из-за отсутствия правомочного кворума. А именно, на заседании совета депутатов 10.08.2020 г. присутствовало 6 депутатов из 10 депутатов, аналогичный состав депутатов присутствовал 15.09.2020 г.

Таким образом, совет депутатов, являясь представительным органом, не проводит заседания совета депутатов в правомочном составе более трех месяцев подряд, а именно в период с 27.07.2020 г. по настоящее время, что противоречит положениям ч.1.1 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В связи с чем, Всеволожский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, просит суд:

- признать незаконным бездействие совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в не проведении правомочных заседаний совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области более трех месяцев подряд, а именно в период с 27.07.2020 г. по настоящее время.

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 января 2021 года административные исковые требования Всеволожского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к совету депутатов муниципального образования «Свердловского городского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия – удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие совета депутатов муниципального образования «Свердловского городского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в не проведении правомочных заседаний совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области более трех месяцев подряд в период с 28.07.2020 г. по 06.11.2020 г. включительно.

В удовлетворении административных исковых требований Всеволожского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в остальной части отказано.

В апелляционной жалобе административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм действующего законодательства, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Представитель Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Прокурор Махмудов Э.Т. в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать, считая решение суда законным и обоснованным.

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав прокурора, оценив материалы административного дела и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, распоряжением от 24.07.2020 г. главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области созвано заседание совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области на 17.00 часов 27.07.2020 г. (л.д.70-72 том 1), на котором, согласно протоколу и листу регистрации, присутствовало 10 действующих депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (л.д.74-88 том 1).

    Распоряжением от 07.08.2020 г. главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области созвано внеочередное заседание совета депутатов на 12.00 часов 10.08.2020 г. (л.д.89 том 1), о чем извещены депутаты (л.д.93 том 1).

    Из протокола внеочередного заседания совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 10.08.2020 г., листа регистрации к нему следует, что на заседании присутствовали 6 действующих депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (л.д.94-95 том 1), то есть кворум отсутствовал.

    Распоряжением от 14.09.2020 г. главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области созвано очередное заседание совета депутатов на 17.00 часов 15.09.2020 г., о чем извещены депутаты (л.д.97, 100-102 том 1).

Из протокола очередного заседания совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 15.09.2020 г., листа регистрации к нему следует, что на заседании присутствовали 6 действующих депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (л.д.103-104 том 1), то есть кворум отсутствовал.

Распоряжением от 27.10.2020 г. главы муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области созвано очередное заседание совета депутатов на 17.00 часов 29.10.2020 г., о чем извещены депутаты (л.д.198 том 1).

Из протокола очередного заседания совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.10.2020 г., листа регистрации к нему следует, что на заседании присутствовали 7 действующих депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области (л.д.26-30 том 2), то есть кворум отсутствовал.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, изложенным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации РФ от 27 сентября 2016 г. №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Согласно ч.2 ст.3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст.ст.2, 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими: они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

    В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (статья 34).

Деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.

Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования, является закрепленная в п.1.1 ст.35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.

В случае неисполнения данной обязанности представительным органом местного самоуправления законодатель в п. 2.1 ст. 73 указанного Закона установил меру ответственности - возможность роспуска представительного органа муниципального образования.

В силу п. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

Таким образом, уставом муниципального образования должна быть определена правомочность заседания представительного органа муниципального образования, то есть кворум для проведения заседаний. При этом установлено Законом, что заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% от числа избранных депутатов. Вместе с тем, минимально допустимым кворумом для проведения заседаний является простое (неквалифицированное) большинство от числа избранных депутатов. Муниципальные образования вправе определить лишь более высокий кворум, например, простое большинство от установленной численности депутатов или квалифицированное (две трети, три четверти и т.д.) от числа избранных депутатов, от установленной численности депутатов.

Материалами административного дела установлено, что Устав муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области утвержден решением №21 Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 13.09.2009 г., решением совета депутатов №29 от 25.10.2018 г. в Устав внесены изменения.

В соответствии с п.1 ст.24 Устава Совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области состоит из 15 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования (л.д.129 том 1).

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области по административному делу по административному иску Ивановой Н.Н., Романова М.В., Шимук Т.А., Гусевой Н.Н., Кузьминой О.С. к Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района об отмене результатов выборов от 21.02.2020 г. (дело №2а-2634/2020), вступившего в законную силу 23.07.2020 г. административные исковые требования удовлетворены.

Отменены результаты выборов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу , оформленные протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу от ДД.ММ.ГГГГ; отменены результаты выборов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу , оформленные протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу от 10.09.2019 г.; отменены результаты выборов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу , оформленные протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу от 10.09.2019 г.; отменены результаты выборов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу , оформленные протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу от 10.09.2019 г.; отменены результаты выборов Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу , оформленные протоколом Территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии по Свердловскому одномандатному избирательному округу от 10.09.2019 г. (л.д.52-75 том 3).

06.08.2020 г. Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района принято решение «О признании недействительными результатов выборов депутатов совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по Свердловским одномандатным избирательным округам , , , , ».

После указанных решений Всеволожского городского суда Ленинградской области, Территориальной избирательной комиссией Всеволожского муниципального района Ленинградской области, совет депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области по день принятия настоящего решения суда, состоит из 10 депутатов от установленной Уставом совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области численности.

Пунктом 4 статьи 23 Устава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области определено, что срок полномочий совета депутатов составляет 5 лет. Совет депутатов может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной настоящим уставом численности депутатов (л.д.129 том 1).

Согласно п.8 ст.26 Устава муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, порядок созыва, подготовки и проведения заседаний совета депутатов, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия депутатов совета депутатов, должностных лиц администрации, других органов местного самоуправления, представителей общественности, населения муниципального образования в работе заседаний совета депутатов, комиссий, групп, а также материального, организационно-технического, правового обеспечения работы депутатов устанавливается регламентом совета депутатов (л.д.135 том 1).

Регламент Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области утвержден решением совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 01.12.2015 г., с изменениями, внесенными решениями от 25.10.2016 г., от 07.12.2017 г., от 08.02.2018 г., от 17.04.2018 г., от 20.09.2019 г., от 26.11.2019 г. (л.д.147-163 том 3).

Согласно пункта 1 ст.13 Регламента совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, основной формой работы совета депутатов является заседание совета депутатов (л.д.151 том 3).

Согласно пункту 2 ст.13 Регламента совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, заседания совета депутатов проводятся в соответствии с графиком проведения заседаний совета депутатов, утвержденного решением совета депутатов, как правило, не реже одного раза в три месяца в зале заседаний совета депутатов по адресу: <адрес>л.д.151 том 3).

В соответствии с положениями пункта 4 ст.13 Регламента совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, очередные заседания созываются главой муниципального образования на основании графика проведения заседаний совета депутатов. Внеочередные заседания созываются главой муниципального образования по собственной инициативе, по инициативе главы администрации или по инициативе не менее одной трети депутатов совета депутатов.

    Положениями пункта 1 ст.14 Регламента совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области установлено, что заседание совета депутатов считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от установленной Уставом муниципального образования численности депутатов совета депутатов (л.д.152 том 3).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и установив, что в течение более трех месяцев подряд Совет не проводил правомочных заседаний, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований и удовлетворил их в указанной части.

Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.

Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 28 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу совета депутатов муниципального образования «Свердловского городского поселения» Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                

Судьи:

33а-3979/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Всеволожская Городская прокуратура
Ответчики
Совет Депутатов МО Свердловское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Другие
Тарбу Алхас Владимирович
Кузнецова Маргарита Михайловна
Новиков Павел Николаевич
Скиба Светлана Владимировна
Рогачева Виктория Викторовна
Клименко Алексей Анатольевич
Круглов Николай Алексеевич
Терешкина Наталья Александровна
Григорьева Любовь Викторовна
Стрелкова Светлана Николаевна
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Рябинин Константин Владимирович
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
28.04.2021Передача дела судье
03.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2021Передано в экспедицию
03.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее