Дело№2а-1730/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 июня 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе суда:
председательствующего судьи Истягиной Н.М.,
при секретаре судебного заседания Бабинец Е.М.,
с участием административного истца – Шевцова В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шевцова В.М. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Шевцова В.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным и отменить решение об отказе в перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, оформленное письмом от 16.03.2022 №, возложить обязанность повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении указанной услуги.
Заявление мотивировано тем, что оспариваемый отказ вынесен ответчиком незаконно, перечень оснований для решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не подлежат применению после 1 января 2020 года.
Административный истец в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик в судебное заседание не явился о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав административного истца, проверив доводы административного искового заявления, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.
Судом установлено, что административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям с заявлением зарегистрированным под вх.№ с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя письмом № от 16.03.2022 года, отказал в предоставлении государственной услуги на основании пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 7 декабря 2016 г. № 299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее – Закон города Севастополя № 299-ЗС), поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации.
Из содержания оспариваемого решения следует, что согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, формируемый земельный участок соответствии с которым, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; частично в зоне незастроенных территорий;
Кроме того, в решении указано, что формируемых земельный участок относится в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.08.2016 №1864 «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения – достопримечательное место «Древний город Херсонес Таврический и крепости Чембало и Каламита», расположенного в городе Севастополе» к зоне Р-4-3 уч. МЗ-9. Также, земельный участок расположен в III поясе зоны санитарной охраны скважины №95/5658.
Согласно положениям статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статья 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности определен положениями и основания для отказа в перераспределении земельных участков.
Согласно положениям пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Согласно пункту 1.1 Положению о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя утвержденному Постановлением Правительства Севастополя от 22 сентября 2016 г. № 883-ПП Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – это исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 4.54 названного Положения, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществляет подготовку проектов решений Правительства Севастополя, в частности, о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 19 января 2017 г. № 542-РДЗ утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее – Административный регламент).
Пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в перераспределении земельного участка.
Данный перечень оснований приведен в пункте 2.9 Административного регламента.
Согласно положениям пункта 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Согласно пункту 2.3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является:
- распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - Распоряжение);
- соглашение о перераспределении земельных участков (далее - Соглашение);
- письменный мотивированный отказ Уполномоченного органа в предоставлении государственной услуги.
В оспариваемом решении об отказе в предоставлении государственной услуги, административный истец не приводя конкретные основания для отказа в соответствии с пунктом 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, указал на несоответствие схемы расположения испрашиваемого земельного участка Генеральному плану города Севастополя, со ссылкой на положения Закона города Севастополя № 299-ЗС.
Между тем, такой результат рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков и предоставления указанной государственной услуги как отказ в утверждении схемы расположения земельного участка в качестве административной процедуры указанный регламент не содержит.
Пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации также по результатам рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков не предусмотрено принятие решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В рассматриваемой ситуации, по результатам рассмотрения заявления Шевцова В.М. о предоставлении испрашиваемой услуги, на административного ответчика, была возложена обязанность предусмотренная пунктом 2.3 Административного регламента, издать распоряжение о даче согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков и заключить соглашения о перераспределении земельных участков, либо, при отсутствии таких оснований – направить заявителю письменный мотивированный отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Вопреки приведенным требованиям статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктам 2.3, 2.9 Административного регламента, Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя не было принято решение по существу испрашиваемой услуги, в связи с чем отказ Департамента в предоставлении спрашиваемой административным истцом государственной услуги является незаконным и нарушает его права, свободы и законные интересы, в связи с чем, суд считает исковые их требования законными и обоснованными.
В данном случае, устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем возложения обязанности компетентного органа повторно рассмотреть заявление административного истца. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст. ст. 175-176 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Шевцова В.М. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - удовлетворить.
Признать решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 16.03.2022 года, выраженное в письме № об отказе в перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя рассмотреть заявление Шевцова В.М. о перераспределении земель (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенного по адресу: <адрес> от 06.12.2021 года №
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года.
Председательствующий Н.М. Истягина