№ 2-331/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Омутинское 19 июня 2018 года
Омутинский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Меркушевой М.Н.
при секретаре судебного заседания Поповой И.Ф.
с участием: помощника прокурора Омутинского района Тюменской области Лузгиновой А.В.,
истца К.,
представителя Правительства Тюменской области Муравьевой Е.Ю., действующей на основании доверенности за № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-331/2018 по иску прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах К. к Правительству Тюменской области, администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о предоставлении жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Омутинского района в интересах К. обратился в суд с иском к Правительству Тюменской области, администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о предоставлении К. жилого помещения, отвечающего установленным законодательством требованиям, и заключении договора найма специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что его мать ФИО2 лишена родительских прав (копия решения Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ), отец ФИО3 в свидетельстве о рождении согласно акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ записан на основании заявления матери. Распоряжением администрации Омутинского сельсовета Омутинского района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р несовершеннолетний К. был передан под опеку Шитовой Л.Т. В соответствии с приказом Сектора по опеке, попечительству и охране прав детства Омутинского района Департамента социального развития Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Омутинского района. В соответствии с уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поступившим из Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении К. отсутствуют. Аналогичное следует и из ответа ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Тюменского филиала <адрес> отделения. Жилое помещение, в котором зарегистрирован и проживает К. по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений администрации Омутинского района № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, Правительство Тюменской области обязано обеспечить К. благоустроенным жилым помещением специализированного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ. Согласно ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 ( в редакции от 03.10.2012 года) «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области норма предоставления устанавливается в размере 18 кв.метра общей площади жилого помещения на одного члена семьи. В соответствии с Законом Тюменской области от 26.12.2014 года № 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов отнесены полномочия по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( п.6 ч.8 ст.1).
В судебном заседании помощник прокурора Омутинского района Лузгинова А.В. поддержала указанные исковые требования прокурора, по основаниям, указанным в исковом заявлении, и просила обязать Правительство Тюменской области предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Омутинского района Тюменской области и обязать администрацию Омутинского муниципального района заключить с К. договор найма специализированного жилого помещения в течение двух месяцев после предоставления Правительством Тюменской области жилого помещения.
Истец К. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить, объяснив суду, что в настоящее время проживает с бабушкой, жилья в собственности не имеет.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Тюменской области Муравьева Е.Ю. не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, просила суд принять решение в соответствии с законом.
В судебное заседание представитель ответчика - администрации Омутинского муниципального района Тюменской области не явился. О месте, дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представитель ответчика по доверенности Никитина А.В. в суд направила заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора, при условии предоставления Правительством Тюменской области жилого помещения истцу.
В судебное заседание представитель третьего лица - Департамента социального развития Тюменской области не явился. О месте, дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, не обеспечили явку представителя в судебное заседание.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Омутинского района Тюменской области обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении I-ФР № отДД.ММ.ГГГГ выданного отделом ЗАГС администрации Омутинского района Тюменской области, родителями К. записаны: отец – ФИО3; мать – ФИО2. (л.д. 10).
Согласно справке о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной отделом ЗАГС администрации Омутинского района Тюменской области, сведения об отце К. внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. (л.д. 11).
Из решения Гаврилов-Ямского районного суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО2 лишена родительских прав в отношении своего сына К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. (л.д. 12).
На основании Распоряжения администрации Омутинского муниципального района Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р, несовершеннолетний К. был передан под опеку Шитовой Л.Т. (л.д. 13).
Как следует из уведомления выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по состоянию на 05.02.2014г. сведения о правах К. на объекты недвижимого имущества отсутствуют. ( л.д. 18).
Согласно данным ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Тюменский филиал Омутинское районное отделение от ДД.ММ.ГГГГ №, за К. какого-либо недвижимого имущества не зарегистрировано. (л.д. 19).
Согласно справке администрации Омутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в Омутинском районе. (л.д. 20).
В силу распоряжения главы администрации Омутинского муниципального района Тюменской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечении родителей (л.д. 14)
На основании распоряжения администрации Омутинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р К. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Омутинского района. (л.д. 15).
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1,2, 4, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Данная статья не ставит право на предоставление жилья по достижению совершеннолетия в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилья. Нет указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
В соответствии с ч.1 ст.30.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области, в порядке установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п.6 статьи 30.1 указанного Закона Тюменской области детям (лицам), оставшимся без попечения родителей и включенным в Список, предусмотренный статьей 30.2 настоящего Закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области предоставляются по месту их жительства (при невозможности определения места жительства – по месту пребывания) в границе соответствующего муниципального района или городского округа.
Таким образом, К., являясь лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение вопросов социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно пп.24 п.2 ст. 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ.
В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ.
Разработка, корректировка и обеспечение исполнения областного бюджета в соответствии с Уставом Тюменской области отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти области – Правительства Тюменской области, последнее обязано предоставить истцу благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
В соответствии с ч.3 ст.24 Закона Тюменской области от 02.12.1014 года № 102 « О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов», органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по принятию решения о заключении договоров найма специализированных жилых помещений государственного жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа; по заключению таких договоров найма.
Согласно ст.1 Закона Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» норма предоставления устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Подпунктами 6 и 7 пункта 8 ст.1 Закон Тюменской области от 26.12.2014 N 125 «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тюменской области полномочия органов государственной власти Тюменской области отнесены полномочия по принятию решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты) и полномочия по заключению с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений жилищного фонда Тюменской области и осуществлению предусмотренных действующим законодательством прав и обязанностей наймодателя, за исключением осуществления капитального ремонта указанных жилых помещений.
В связи с чем, суд находит исковые требования прокурора Омутинского района Тюменской области законными и обоснованными, а следовательно, подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Омутинского района Тюменской области в интересах К. к Правительству Тюменской области, администрации Омутинского муниципального района Тюменской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения и заключении договора найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящееся на территории Омутинского района Тюменской области.
Обязать администрацию Омутинского муниципального района Тюменской области принять решение о заключении договора найма специализированного жилого помещения жилищного фонда Тюменской области и заключить с К. договор найма специализированного жилого помещения в течение двух месяцев после предоставления Правительством Тюменской области жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения, путем подачи жалобы через Омутинский районный суд.
Судья М.Н.Меркушева