№2-427/2022
24RS0002-01-2021-008166-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года г. Ачинск Красноярского края.
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Корявиной Т.Ю.,
при секретаре Гордеевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района Красноярского края о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Лапшихинского сельсовета Ачинского района обратилась в суд с заявлением о признании объекта недвижимости: объект культурного наследия <данные изъяты> кадастровым номером – №, расположенного по адресу: <адрес> бесхозяйным, признании права собственности на указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества, мотивируя свои требования тем, что 21 октября 2020 года, муниципальное образование Лапшихинский сельсовет Ачинского района Красноярского края в лице администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района обратилась в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества указанного объекта культурного наследия. 18 декабря 2020 года Управлением Россреестра внесена запись о принятии объекта на учет в качестве бесхозяйного. Наличие прав иных лиц на указанный объект недвижимости проверялось заявителем посредством направления запросов в Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления Ачинского района, осуществляющие управление соответствующим имуществом. Спор о праве отсутствует. В связи с чем, администрация Тарутинского сельсовета просила признать объект недвижимости объект культурного наследия <данные изъяты> с кадастровым номером – №, расположенного по адресу: <адрес> бесхозяйным и признать право собственности на указанный объект недвижимости за Муниципальным образованием Лапшихинским сельсоветом Ачинского района Красноярского края (л.д.2-3).
Представитель истца администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела ( л.д.25), в судебное заседание не явился, глава сельсовета Шмырь О.А. просил рассмотреть дело без присутствия представителя администрации Лапшихинского сельсовета (л.д.26)
Представитель заинтересованного лица Администрации Ачинского района Красноярского края, будучи надлежащим образом извещенный о дате и месте судебного заседания, в суд не явился, представитель Симановская А.В., действующая по доверенности от 18 марта 2021 года (л.д. 31), направила письменный отзыв на заявление, в котором против исковых требований не возражала, указав, что в реестре муниципальной собственности администрации Ачинского района, отсутствует объект культурного наследия, просила дело рассмотреть в отсутствие представителя администрации Ачинского района (л.д.29-30)
Представитель заинтересованного лица Управления Россресстра по Красноярскому краю, извещенный о дне слушания дела (л.д.25), в судебное заседание не явился, об уважительности причины своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, письменного отзыва по существу требований не представил.
Исследовав материалы дела, суд считает требования администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.
В собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения.
Обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, возложена на органы местного самоуправления, на территориях которых они находятся (ст. 11 Закона РФ от 14 января 1993 года № 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества").
Как установлено по делу, объект культурного наследия <данные изъяты> с кадастровым номером – №, расположенного по адресу: <адрес> согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости не имеет собственника (л.д.9-10)
18.12.2020 г. Ачинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, внесена запись о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - объект культурного наследия - памятник истории <данные изъяты> с кадастровым номером - №. Номер записи № что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества от 18.12.2020г. Общая площадь сооружения составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д.9-10).
По истечении года Администрация Лапшихинского сельсовета Ачинского района Красноярского края в пределах предоставленных полномочий обратилась в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект недвижимого имущества.
Данный объект культурного наследия не включен в реестры объектов муниципальной собственности Ачинского района и Лапшихинского сельсовета, объектов государственной собственности Красноярского края, объектов федерального имущества, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорный объект (л.д.12,13,15,19).
Согласно сведений из Ачинского отделения ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества <данные изъяты>» с кадастровым номером – №, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют (по состоянию на 03.03.1999) (л.д.16).
Изложенное свидетельствует о том, что спорный объект обладает всеми признаками бесхозяйной вещи.
Согласно п.2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном законом.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Принимая во внимание, что указанный объект недвижимого имущества не принят во владение, пользование и распоряжение иными лицами, учет недвижимого имущества произведен с соблюдением требований ст. ст. 131, 225 ГК РФ, суд считает необходимым требования Администрации Лапшихинского сельсовета Ачинского района удовлетворить частично, признав право собственности за муниципальным образованием.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за муниципальным образованием Лапшихинский сельсовет Ачинского района Красноярского края право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: объект культурного наследия <данные изъяты> с кадастровым номером – №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Корявина Т.Ю.
Мотивированное решение составлено 18 января 2022 года.