Дело № 2-174/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июня 2020 года п. Ибреси
Ибресинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Александрова Ю.Н.,
при секретаре Кузиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайлова ФИО17 и Михайловой ФИО18, действующей за себя и в интересах малолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании постановления администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязании восстановить семью в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – участников федеральной целевой программы,
УСТАНОВИЛ:
Михайлов С.В. и Михайлова Т.В., действующая за себя и в интересах малолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратились в суд с иском о признании постановления администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязании восстановить семью в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы в Чувашской Республике он обратился в администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики с заявлением о включении его семьи в состав участников данной программы, а также представил необходимые документы. Далее через определенное время от ответственного работника администрации названного выше поселения ему стало известно о признании его, а также его супруги Михайловой Т.В. и дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения нуждающимися в жилых помещениях и включении их в список молодых семей-участников подпрограммы вышеуказанной федеральной программы и о заведении ДД.ММ.ГГГГ учетного дела его семьи, при этом соответствующее постановление главы городского поселения вынесено не было. Впоследствии в список также была включена его дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ его семья была включена в списком молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших получить социальную выплату в 2020 году. Однако ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление главы администрации указанного выше городского поселения об исключении на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, поскольку уровень обеспеченности жилого помещения на каждого члена его семьи составляет 13,2 кв.м., что превышает установленную Решением собрания депутатов Ибресинского городского поселения от 10 февраля 2006 года № 7/2 учетную норму обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена молодой семьи по пос. Ибреси 12 кв.м. Основанием для вынесения данного постановления послужило то, что в собственности матери его жены ФИО13 имеется жилое помещение общей площадью 39,60 кв.м., расположенное по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Однако, согласно техническому паспорту процент износа указанного жилого помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 66 %, а по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ – 74 %. Также имеется заключение межведомственной комиссии администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанное жилое помещение относится к категории непригодного для постоянного проживания, дефекты которого не могут быть устранены технически, а их устранение экономически не целесообразно, в связи с чем постановлением главы администрации Ибресинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № он был признан аварийным и подлежащим сносу. При этом при принятии решения об исключении его семьи из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчик не выяснил техническое состояние жилого дома матери супруги, площадь которого потом могла быть учтена при вынесении данного решения. После признания дома матери его жены аварийным он обратился с заявлением об отмене вышеуказанного постановления главы администрации Ибресинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия его семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в этом ему было отказано.
Просили признать незаконным вышеуказанное постановление администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из списка в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» и обязать администрацию Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики восстановить молодую семью Михайлова С.В. и членов его семьи в составе жены Михайловой Т.В., дочери ФИО1 и дочери ФИО2 в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – участников утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы с момента первичной постановки на указанный учет с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства истец Михайлова Т.В., действующая за себя и в интересах малолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также представитель истцов – адвокат Федоров Л.Г. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям и просили их удовлетворить.
Надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания истец Михайлов С.В. в суд не явился и представил заявление о рассмотрении гражданского дела без его участия, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики Федорова Е.М. в суде исковые требования не признала и суду показала, что в ДД.ММ.ГГГГ году семья Михайловых была поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и они были включены в список участников в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы. При перерегистрации участников в 2019 году выяснилось, что у совместно проживающего с истцами члена их семьи есть еще один дом, в связи с чем суммарная площадь жилых помещений не соответствовала нормативам и на каждого члена семьи приходилось более 12 кв.м., в связи с чем семья была снята с учета и исключена из списка. После этого истцы предприняли действия по уменьшению суммарной площади и вскоре один из домов был признан аварийным и не пригодным для проживания. При этом вопреки доводам истцов обязанность отслеживания состояния жилого помещения лежит на собственнике жилья, а не администрации городского поселения, при принятии решения о снятии семьи истцов с учета и исключении из списка заключения об аварийности жилья не имелось. В настоящее время, учитывая наличие заключения комиссии о признании одного жилого дома аварийным и не пригодным для проживания, истцы могут вновь обратиться с заявлением о включении их в список участников вышеназванной федеральной программы. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица – глава администрации Ибресинского района Чувашской Республики Горбунов С.В. в суд не явился, представив заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя администрации района, а также просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая надлежащее извещение истца Михайлова С.В. и представителя третьего лица – администрации Ибресинского района Чувашской Республики о времени и месте судебного заседания и наличие их заявлений о рассмотрении дела без их участия, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствии.
Выслушав участников гражданского судопроизводства и изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 3, 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12 января 2006 года № 2 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1 Порядка, он в соответствии с Законом Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» устанавливает единые правила ведения органами местного самоуправления поселений учета граждан, проживающих в сельской местности, в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам.
Согласно п. 3 Порядка, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), установленной органом местного самоуправления. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 11 Порядка предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку сохраняется за гражданином до получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилого помещения, за исключением указанных в пункте случаев, в том числе выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении и наличии права на государственную поддержку, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.
В силу ст. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы. В состав названной программы включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» и утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В последующем Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», наименование «подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» заменено на наименование «основное мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей».
Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила) одним из условий участия в подпрограмме является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, при определении уровня обеспеченности гражданина и членов его семьи общей площадью жилого помещения в целях постановки их на учет нуждающихся в жилых помещениях, подлежат учету только те жилые помещения, в отношении которых гражданином и (или) членами его семьи в соответствии с законом приобретено право собственности или право бессрочного пользования.
Согласно п. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно Решению Собрания депутатов Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от 10 февраля 2006 года № 7/2, учетная норма общей площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. на человека.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (часть 2).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из копий паспортов Михайлова С.В. и Михайловой Т.В. (л.д. 6-7) следует, что они зарегистрированы по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
Согласно копии свидетельства о заключении брака (л.д. 8), Михайлов С.В. и ФИО11 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия «Михайлова».
Копиями свидетельств о рождении (л.д. 9, 10) подтверждается, что ФИО1 и ФИО2 родились соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, их родителями указаны Михайлов С.В. и Михайлова Т.В.
Из копии выписки из похозяйственной книги Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики (л.д. 22, 23) следует, что в списке членов хозяйства по адресу: Чувашская Республика, <адрес> числятся ФИО12, ФИО13, ФИО14, Михайлова Т.В., ФИО15, ФИО1, Михайлов С.В. и ФИО2
Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 15), собственником квартиры <адрес> Чувашской Республики является ФИО19, площадь квартиры составляет 66,3 кв.м.
Копиями списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2011-2015 годы (л.д. 25-27) и списка молодых семей – участников мероприятия по обеспеченностью жильем молодых семей государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (л.д. 28-31) подтверждается, что члены семьи истцов были включены в данные списки.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 58) следует, что ФИО13 является собственником жилого дома <адрес> Чувашской Республики, общая площадь которого составляет 39,59 кв.м.
Согласно копиям технических паспортов на объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом <адрес> Чувашской Республики по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36-43) и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 44-52), его площадь составляет соответственно 39,59 кв.м. и 39,6 кв.м.
Копиями постановления администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 32) и протокола жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33-34) подтверждается, что молодая семья Михайлова С.В. с составом семьи из 4 человек была исключена из списка в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения, поскольку площадь на каждого члена семьи составляет 13,2 кв.м., что превышает учетную норму жилья – 12 кв.м. на одного человека.
Следовательно, на момент вынесения оспариваемого постановления органа местного самоуправления площадь, исходя из общей площади вышеназванных жилых помещений, на каждого члена семьи истцов приходилось 13,2 кв.м.
Из копии заключения комиссии администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 53) следует, что жилой дом <адрес> Чувашской Республики был отнесен к категории непригодного для постоянного проживания граждан, дефекты которого не могут быть устранены технически, а их устранение экономически нецелесообразно. Жилой дом подлежит сносу.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности действий ответчика по исключению семьи ФИО16 с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку размер площади жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи на момент снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях составляла более учетной нормы, в связи с чем исковые требования Михайлова С.В. и Михайловой Т.В., действующей за себя и в интересах малолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании постановления администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики незаконным и обязании восстановить семью в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Михайлова ФИО20 и Михайловой ФИО21, действующей за себя и в интересах малолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения о признании постановления администрации Ибресинского городского поселения Ибресинского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об исключении из списка в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» незаконным и обязании восстановить семью в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке граждан – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилье» на 2015-2020 годы с момента первичной постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ибресинский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 8 июня 2020 года.