Дело № 2а-258/2022
УИД 13RS0025-01-2021-002763-37
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Саранск 04 февраля 2022 года
Октябрьский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Куриновой Л.Ю.,
с участием секретаря судебного заседания – Терехиной А.В.,
с участием в деле:
административного истца Соскова С.А., его представителя - адвоката Рамазанова В.Н., действующего на основании доверенности и ордера,
административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, его представителя Русяевой М.А., действующей на основании доверенности,
административного ответчика - государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Плигиной И.В.,
заинтересованных лиц – Ильиной Е.В., Гусакова В.В., Черновой Л.Н., Кашигина Б.В., Кудерова Н.А., Мухортовой М.М.,
заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соскова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Мордовия Плигиной Ирине Владимировне о признании незаконными действий об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации земельного участка,
установил:
Сосков С.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Мордовия Плигиной И.В. о признании незаконными действий об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации земельного участка.
В обоснование иска указал, что уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 12 марта 2021 года отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером <..>, расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве причины отказа в совершении указанных действий на земельный участок Управлением Росреестра по Республике Мордовия указывается на то, что им не представлены акты согласования владельцами смежных земельных участков границ местоположения их земельных участков с другими владельцами, чьи земельные участка имеют с ними общие границы в результате изменения их местоположения относительно друг друга по результатам проведения кадастровых работ с земельным участком, принадлежащих ему.
Считает, что отказ является незаконным.
В целях государственного кадастрового учета земельного участка и его государственной регистрации права на земельный участок им выполнены все необходимые требования, предусмотренные действующим законодательством.
Им был предоставлен административному ответчику межевой план земельного участка, отражающий координаты характерных точек границ его местоположения относительно смежных с ним земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>.
При этом границы местоположения земельного участка с кадастровым номером <..> были согласованным с владельцами смежных земельных участков, получивших свое юридическое закрепление в акте согласования границ между ними. Следствием уточнения координат местоположения земельного участка с кадастровым номером <..> стало изменение конфигурации смежных земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, относительно имеющихся сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости о границах их местоположение по отношению к сопредельным с ними земельным участкам. Возможность определения характерных точек границ их местоположения относительно смежных с ним земельных участков ввиду изменения их конфигурации связано с проведением в отношении них отдельных кадастровых работ по уточнению границ их местоположения в рамках действующего законодательства.
Требование административного ответчика от него иных актов согласования границ земельного участка, помимо предоставленного им, является необходимым лишь в результате проведения в отношении других земельных участков кадастровых работ, на что прямо указано в пункте 82 Требований к подготовке межевого плана, Приложение № 2 приказа Минэкономразвитие РФ от 08 декабря 2015 года.
Ни один из смежных земельных участков по отношению к его земельному участку с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..> не были объектом проведения кадастровых работ, в силу этого они не могут быть отнесены к земельным участкам, координаты границ местоположения которых подлежат уточнению, а сами границы их местоположения подлежат оформлению актами согласования.
На это указывается в Приложении к письму Минэкномразвитии РФ от 06 ноября 2018 года № 32226-ВА.
Исходя из указанных положений действующего законодательства на нем, как заказчике проведения кадастровых работ не лежит обязанность требовать проведение кадастровых работ владельцев смежных земельных участков.
Также необоснованными являются выводы административного ответчика по причине того, что в межевом плане кадастровым инженером не проведено обоснование уточнения границы местоположения его земельного участка, отсутствия в нем сведений о документах, на основании которых были сформированы первоначально смежные земельные участки с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>. Между тем, на указанные недостатки никогда не указывалось в актах приостановления государственного кадастрового учета.
Кадастровым инженером Гусаковым В.В. в разделе «Заключение кадастрового инженера к подготовке межевого плана» проведено обоснование необходимости уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <..>, согласно требований действующего законодательства им указаны необходимые документы, с учетом которых был сформирован данный земельный участок, уточнены границы его местоположения, ставшие предметом согласования с владельцами смежных земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>.
С учетом вышеуказанного, ссылаясь на требования статей 14, 16, 25, 26, 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", части 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 12 марта 2021 года по отказу в государственном кадастровом учете и государственной регистрации земельного участка с кадастровым номером <..>, расположенного по адресу: <адрес>, и возложить обязанность на административного ответчика принять решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации за Сосковым С.А. права на земельный участок.
В судебное заседание административный истец Сосков С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Соскова С.А. - адвокат Рамазанов В.Н. административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Русяева М.А. административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
В судебном заседании заинтересованное лицо – кадастровый инженер Гусаков В.В. судье объяснил, что все работы проведены им в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана.
В судебном заседании Мухортова М.М. полагала, что административный иск подлежит удовлетворению.
В судебное заседание административный ответчик - государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Плигина И.В., заинтересованные лица – Ильина Е.В., Чернова Л.Н., Кашигин Б.В., Кудеров Н.А., представитель заинтересованного лица – Администрации городского округа Саранск, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
Заслушав объяснение участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно материалам дела, об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета стороне административного истца стало известно 12 марта 2021 года.
С данным административным исковым заявлением административный истец обратился 19 июля 2021 года, то есть по истечении установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации трехмесячного срока.
В соответствии с частью 7 статьи 219 КАС Российской Федерации, пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Представитель административного истца адвокат Рамазанов В.Н. обратился с заявлением о восстановлении срока на обращение в суд с настоящим административным иском.
В обосновании ходатайства указано, что первоначально административный истец обращался в Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия, определением судьи административное исковое заявление было оставлено без движения, а в последующем возвращено.
Затем при повторной подаче, определением судьи Ленинского районного суда г.Саранска от 24 июня 2021 года было отказано в принятии административного искового заявления. Административный иск был подан в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия, определением от 11 июня 2021 года было отказано в его принятии. Считает причины пропуска срока обращения в суд уважительными, поэтому просит его восстановить.
Судом установлено, что первоначально с административным иском представитель административного истца адвокат Рамазанов В.Н. обратился в установленный срок 11 мая 2021 года в Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия. 13 мая 2021 года административное исковое заявление оставлено без движения. Определением судьи Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 25 мая 2021 года административное исковое заявление возвращено.
07 июня 2021 года адвокат Рамазанов В.Н. с административным иском обратился в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия. Определением судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 11 июня 2021 года административному истцу отказано в принятии административного искового заявления на основании пункта 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В последующем представитель административного истца вновь обратился в Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия 1 июля 2021 года.
Определением судьи от 06 июля 2021 года административное исковое заявление возвращено, так как не было подписано (пункт 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В последующем представитель административного истца обратился в Октябрьский районного суд г.Саранска Республики Мордовия 19 июля 2021 года.
Анализируя все представленные доказательства, суд считает, что заявление о восстановлении срока подлежит удовлетворению, поскольку административным истцом в установленный законом срок несколько раз последовательно принимались меры к подаче административного искового заявления в суд, что свидетельствует о его явно выраженной воли оспаривать решение должностного лица в связи с его несогласием.
Суд считает, что пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, в связи с чем, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с данным административным иском.
Согласно материалам дела, административный истец Сосков С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <..>, расположенного по адресу: Республики Мордовия, <адрес> (л.д.69-71, том № 1).
Собственником земельного участка, с кадастровым номером <..>, распложенным по адресу: Республики Мордовия, <адрес>, является Чернова Л.И. (л.д.72-74 том № 1).
Собственником земельного участка, с кадастровым номером <..>, распложенным по адресу: Республики Мордовия, <адрес>, является Кашигин Б.В. (л.д.75-77 том № 1).
Арендатором земельного участка, с кадастровым номером <..>, распложенным по адресу: Республики Мордовия, <адрес>, является Кудеров Н.А. (л.д.78-79 том № 1).
Судом установлено, что в административном исковом заявлении в указании кадастровых номеров вышеназванных земельных участков допущена описка, правильные кадастровые номера земельных участков - <..>, <..>, <..>, <..>.
06 октября 2020 года супругой Соскова С.А. – Ильиной Е.В., действующей на основании доверенности от 01 августа 2020 года (л.д.90), в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия подано заявление об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав (исправление реестровой ошибки) (л.д.88-89), был представлен межевой план от 05 октября 2020 года на земельный участок с кадастровым номером <..>, подготовленный кадастровым инженером Гусаковым В.В.
Уведомлением государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Плигиной И.В. от 15 октября 2021 года сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета до 15 января 2021 года на основании пунктов 7 и 20 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации; границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. Заявителю предложено подготовить межевой план в соответствии с Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08 декабря 2015 года № 921, установить сведения о местонахождения границ земельных участков (л.д.119).
С целью устранения причин приостановления государственного кадастрового учета представителями административного истца неоднократно предоставлялись исправленные межевые планы на земельный участок с кадастровым номером <..>, расположенный по адресу: <адрес>, - 21 октября 2020 года (л.д.94,95), 30 октября 2020 года (л.д.96-99), 14 января 2021 года (л.д.100-103), 15 января 2021 года (л.д. 104-106), 29 января 2021 года (л.д.107-110), 02 марта 2021 года (л.д. 111-118).
Уведомлениями от 22 октября 2020 года и от 09 ноября 2020 года административный истец уведомлялся о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета (л.д.120, 121, т.1).
Уведомлением государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Плигиной И.В. от 04 февраля 2021 года сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, с кадастровым номером <..>, расположенный по адресу: <адрес>, до 15 июля 2021 года.
Уведомлением государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Плигиной И.В. от 12 марта 2021 года административному истцу сообщено, что в государственном кадастровом учете отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета - форма и (или) содержание документа, предоставленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (л.д.123-124 т.1).
Решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета мотивировано тем, что с заявлением об изменении основных характеристик объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав (исправление реестровой ошибки) представлен межевой план от 29 января 2021 года, подготовленный кадастровым инженером Гусаковым В.В. в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <..>, а также уточнением местоположения части границ земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>.
В составе межевого плана представлен чертеж в отношении земельного участка с кадастровым номером <..>, на земельные участки с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..> чертежи не представлены (пункт 77 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).
В межевом плане отсутствуют сведения о документах на основании которых, были сформированы первоначально земельные участки с кадастровыми номерами - <..>, <..>, <..> (пункт 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).
При внесении уточненных сведений о характерных точках смежной границы земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, в соответствии с межевым планом выявлено изменение конфигурации земельных участков после уточнения местоположения части границ по отношении к конфигурации, содержащиеся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
Согласно сведений межевого плана у земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, изменяется не только часть границы, смежная с границей земельного участка с кадастровым номером <..>, но и часть границы не смежная к уточняемому земельному участку с кадастровым номером <..>.
При выполнении кадастровых работ и оформлении межевого плана, если в результате кадастровых работ в отношении смежных земельных участков требуется изменение местоположения всех их границ (либо изменение местоположения не только общих с объектом кадастровых работ частей границ, но и иных, не являющихся общими, частей границ) помимо разделов, содержащих сведения о земельном участке – объекте кадастровых работ, в отношении смежных земельных участков необходимо в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана привести обоснование положения уточненных границ объекта кадастровых работ, а также обоснование местоположения границ (частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Закона 218-ФЗ необходимо внести изменения.
В предоставленном межевом плане отсутствует Акт согласования на земельные участки с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..> (пункты 11, 82 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921).
Согласно характерным точкам (координаты) и схеме расположения земельных участков, земельный участок с кадастровым номером <..> от т.7 до т. 10 не является смежным с земельным участком с кадастровым номером <..>, однако в акте согласования граница земельного участка с кадастровым номером <..> согласована с земельным участком с кадастровым номером <..> от т.7 до т.10.
Законность данного решения оспаривает административный истец.
Анализируя все представленные доказательства в соответствии со статьями 59-61 Кодекса административного судопроизводства, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Законность и справедливость при рассмотрении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также с получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, далее - КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон N 218-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу положений части 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона № 218-ФЗ).
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 названного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствие с частью 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее Закон №221-ФЗ), при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
В силу части 1 статьи 39 Закона №221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Требования к содержанию межевого плана содержатся в статье 22 Закона N 218-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 22 Закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана (часть 6 статьи 22 Закона № 218-ФЗ), при этом при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 Закона о государственной регистрации).
Частью 8 статьи 22 этого Федерального закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с частью 13 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 и подпунктом 5.2.29 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921, утверждены Требования к форме и составу сведений межевого плана, требования к его подготовке.
Судом установлено, что согласно межевому плану кадастровым инженером Гусаковым В.В. он подготовлен в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <..>, а также уточнение местоположения части границ земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>.
При этом, согласно схемы расположения земельного участка (л.д.28. т.1) после уточнения местоположения части границ земельного участка с кадастровым номером <..>, изменяется конфигурация земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>.
Согласно межевому плану у земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, изменяется не только часть границы смежная с границей земельного участка административного истца, но и часть границы не смежная к земельному участку с кадастровым номером <..>. Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании лицами, участвующими в деле.
Из указанного следует, что административный истец уточняет не только общие части границ с объектом кадастровых работ (земельный участок с кадастровым номером <..>), но и части границ не смежные с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ земельных участков оформляется в виде акта согласования.
В приложение к письму Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ", разъяснено, что в случае необходимости внесения изменений в местоположение не только общих с объектом кадастровых работ частей границ смежного земельного участка, но и в местоположение частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ, в отношении каждого смежного земельного участка оформляется отдельный акт согласования. Разделы "Акт согласования местоположения границ земельного участка" в отношении смежных земельных участков включаются в состав межевого плана с учетом положений пункта 82 Требований N 921.
В соответствии с пунктом 82 Требований к подготовке межевого плана, а случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка (земельных участков) или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных земельных участков, на обороте Чертежа оформляется Акт согласования.
В результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ нескольких смежных земельных участков количество Актов согласования должно соответствовать количеству уточняемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 11 Требований Раздел "Сведения об уточняемых земельных участках" включается в состав межевого плана, подготавливаемого в результате выполнения кадастровых работ:
по уточнению сведений ЕГРН о местоположении границ и (или) площади земельного участка;
по исправлению ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ и (или) площади земельного участка.
Судом установлено, что административным истцом в связи с государственным кадастровым учетом земельного участка, отдельных актов согласования на земельные участки с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, в соответствии с требованиями абзаца второго пункта 82 Требований к подготовке межевого плана не представлено, что явилось законным основанием для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка.
Доводы стороны административного истца со ссылкой на пункт 82 Требований и приложение к письму Минэкономразвития России от 06.11.2018 N 32226-ВА/Д23и, о том, что ни один из смежных земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..> по отношению к земельному участку с кадастровым номером <..>, не были объектом проведения кадастровых работ, в силу этого они не могут быть отнесены к земельным участкам, координаты границ местоположения которых подлежат уточнению, а сами границы их местоположения подлежат оформлению актами согласования, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства.
В данном случае, как установлено судом, у земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..> изменяется не только часть границы, смежная с границей земельного участка с кадастровым номером <..>, но и часть границы не смежная к уточняемому земельному участку с кадастровым номером <..>, соответственно предоставление актов согласования границ земельных участков с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, является обязательным.
Также в соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Требований, обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежат следующие разделы: общие сведения о кадастровых работах; исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; схема расположения земельных участков; чертеж.
Между тем, судом установлено, что в составе межевого плана представлен только чертеж в отношении земельного участка с кадастровым номером <..>, на земельные участки с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, чертежи не представлены, о чем обоснованно административном ответчиком указано в уведомлении об отказе государственного кадастрового учета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 70 Требований, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.
При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.
В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например:
описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания);
сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
В представленном административным истцом межевом плане отсутствуют сведения о документах, на основании которых сформированы первоначально земельные участки с кадастровыми номерами <..>, <..>, <..>, что также явилось законным основанием для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка.
Кроме того, в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» кадастровый инженер должен обосновывать положение уточненных границ объекта кадастровых работ, а также местоположение границ (частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения Единого государственного реестра недвижимости место положении которых в соответствии с частью 2 статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", необходимо внести изменения.
В качестве обоснования кадастровый инженер должен предоставить информацию, подтверждающую несоответствие сведений о местоположении границ смежных земельных участков, документам, являющимся согласно части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", и пункту вышеуказанных Требований основанием для определения их местоположения при уточнении.
В судебном заседании установлено, что кадастровым инженером не было обосновано изменение конфигурации смежных земельных участков.
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в связи с тем, что административным истцом не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета, уведомлением Управления Росреестра по Республике Мордовия от 12 марта 2021 года, административному истцу законно отказано в государственном кадастровом учете земельного участка. Решение административного ответчика по отказу в государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером <..>, в соответствии с межевым планом от 29 января 2021 года соответствует выше приведенным нормам закона и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
Доводы стороны административного истца о том, что государственный регистратор в уведомлении об отказе указал недостатки, о которых ранее не указывал в уведомлении о приостановлении, не влияют на законность принятого Управлением Росреестра по Республике Мордовия решения.
Согласно материалам дела, первоначально с заявлением о государственном кадастровом учете представитель административного истца обратился 06 октября 2020 года, предоставив межевой план от 05 октября 2020 года.
В последующем с целью устранения оснований для приостановления государственного кадастрового учета предоставлялись четыре других межевых плана, в которых содержалась иная информация и другие сведения, в связи с чем, были выявлены новые препятствия к осуществлению государственного кадастрового учета.
Административным истцом не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в уведомлениях о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с этим ему было отказано в государственном кадастровом учете, а поскольку на момент вынесения оспариваемого решения в межевом плане были обнаружены иные нарушения, в уведомлении об отказе регистратор по итогу указал все недостатки межевого плана, которые были обнаружены на момент отказа.
Доводы о том, что на Соскове С.А., как заказчике проведения кадастровых работ не лежит обязанность требовать проведение кадастровых работ от владельцев смежных с ним земельных участков, требовать и получать от них акты согласования по уточнению границ местоположения их земельных участков с другими владельцами, чьи земельные участки по отношению к их земельным участкам являются смежными, также не влияет на выводы суда о законности оспариваемого решения Управления Росреестра по Республике Мордовия.
Требования к содержанию межевого плана установлены законодательно – статья 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", приказ Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года № 921, Требования к форме и составу сведений межевого плана, требования к его подготовке, и данные требования должны соблюдаться.
Довод о том, что собственник земельного участка не может продать спорный земельный участок из-за ошибки в местоположении границ земельного участка административного истца, не подлежит оценке суда, поскольку к юридически значимым обстоятельствам по данному делу также не относится.
Административный истец не лишен возможности обраться в суд с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом судебное решение не должно сводиться лишь к констатации нарушения требований закона.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, суд отказывает в удовлетворении административного иска в полном объеме.
При этом требования административного искового заявления о признании незаконным действия по отказу в государственной регистрации земельного участка удовлетворению не подлежат, поскольку с заявлением о государственной регистрации административный истец к административному ответчику не обращался. Включение в просительную часть административного искового заявления данных требований основано на ошибочном толковании стороны административного истца о тождественности действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении административного иска Соскова Сергея Александровича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, государственному регистратору Управления Росреестра по Республике Мордовия Плигиной Ирине Владимировне о признании незаконными действий об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации земельного участка – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья Л.Ю.Куринова
Мотивированное решение
составлено 14 февраля 2022 года.
Судья Л.Ю.Куринова