дело № 2-1759/2022
УИД 03RS0064-01-2020-002367-71
судья Уфимского районного суда
Республики Башкортостан Мозжерина Г.Ю.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-17524/2023
г. Уфа 5 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Якуповой Н.Н.
судей Абубакировой Р.Р., Аюповой Р.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ищенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Уфимского района на решение Уфимского районного суда от 6 декабря 2022 г.,
заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Уфимского района Республики Башкортостан обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском с последующим уточнением к администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО ЖКХ «Шемяк», ООО Коммунальное хозяйство «Авдон» (далее ООО КХ «Авдон»), ООО «Сервис-С», ООО СЗ «МК-Ситистрой», ООО СЗ «МКД-Стройгрупп» о признании действий и бездействия ответчиков незаконными и возложении обязанностей.
Требования мотивированы тем, что проведенной Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан проверкой установлено, что потребителям сельских поселений Булгаковский, Миловский, Чесноковский, Ольховский, Зубовский, Жуковский сельсоветы Уфимского района поставляется вода для технических нужд.
Установлено, что вода в населенные пункты с. Зубово сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка сельского поселения Чесноковский сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения Ольховский сельсовет, муниципального района Уфимский район поступает из Киешкинского водозабора в очистные сооружения, расположенные в с. Чесноковка муниципального района Уфимский район, в дальнейшем в распределительную сеть указанных населенных пунктов.
Населенные пункты с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения Чесноковский сельсовет, с. Жуково Жуковского сельсовета обеспечиваются водой из собственных скважин, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район обеспечивается водой из Покровского водозабора.
Требования к технической воде не регламентируются санитарными правилами и нормами.
По результатам анализа, проведенного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» (протокол лабораторных исследований от 13 апреля 2020 г. №...) 1 проба холодной воды системы централизованного холодного питьевого водоснабжения, отобранная из водопроводного крана МОБУ СОШ с. Зубово муниципального района Уфимский район, не соответствуют обязательным требованиям пункта 3.4 СанПиН. 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных 3 систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по показателю «жесткость общая» составляет 9,5±1,4 мг-экв/дмЗ при нормативе не более 7 мг- экв/дмЗ (с учетом погрешности 8,1 мг-экв/дмЗ).
Аналогичные несоответствия выявлены по следующим населенным пунктам муниципального района Уфимский район: - с. Чесноковка по показателю «жесткость общая» составляет 10,0±1,5 мг-экв/дмЗ при нормативе не более 7 мг - экв/дм3 (протокол лабораторных исследований от 28 февраля 2019 № 5180); - д. Песчаная по показателю «жесткость общая» составляет 29,2±4,4 мг-экв/дмЗ при нормативе не более 7 мг - экв/дм3, по показателю «общая минерализация) составляет 2568,0±231,1 при нормативе 1000 (протокол лабораторных исследований от 8 октября 2018 № 24105); - мкр. Томилино с. Чесноковка по показателю «жесткость общая» составляет 10,0±1,5 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7 мг - экв/дм3 (протокол лабораторных исследований от 28 февраля 2019 № 5185); - д. Федоровка по показателю «жесткость общая» составляет 9,1±1,4 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7 мг - экв/дм3 (протокол лабораторных исследований от 5 октября 2018 № 24108); - д. Камышлы по показателю «жесткость общая» составляет 8,0±1,2 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7 мг - экв/дм3 (протокол лабораторных исследований от 28 февраля 2019 №5190); - д. Геофизиков по показателю «жесткость общая» составляет 10,0±1,5 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7 мг - экв/дм3 (протокол лабораторных исследований от 28 февраля 2019 № 5188); - д. Стуколкино по показателю «жесткость общая» составляет 16,0±2,4 мг-экв/дм3 при нормативе не более 7 мг - экв/дм3, по показателю «общая минерализация) составляет 1167,5± 105,1 при нормативе 1000, по показателю «марганец» составляет 0,612±0,104 при нормативе 0,1, кроме того обнаружены общие калиформные и термотолерантные бактерии (протокол лабораторных исследований от 28 февраля 2019 №5192); - с. Миловка по показателю по показателю «марганец» составляет 0,731±0,124 при нормативе 0,1 (протокол лабораторных исследований от 5 октября 2018 №24280).
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» пробы воды по населенным пунктам с. Булгаково, д. Загорский, с. Лебяжий, муниципального района Уфимский район не отбирались.
Установлено, что 20 ноября 2013 г. между ООО ЖКХ «Шемяк» и администрацией сельского поселения Ольховский сельсовет муниципального района Уфимского района заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры - водопроводные сети с. Ольховое муниципального района Уфимский район.
16 марта 2015 г. между ООО ЖКХ «Шемяк» и администрацией муниципального района Уфимский район заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры - водопроводные сети с. Зубово муниципального района Уфимский район.
16 августа 2015 г. между ООО ЖКХ «Шемяк» и администрацией сельского поселения Чесноковский сельсовет муниципального района Уфимский район заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры — водопроводные сети с. Чесноковка муниципального района Уфимский район.
17 ноября 2015 г. между ООО ЖКХ «Шемяк» и администрацией сельского поселения Булгаковский сельсовет муниципального района Уфимский район заключен договор аренды объектов коммунальной инфраструктуры — водопроводные сети с. Булгаково, д. Песчаный, д. Дубки, д. Стуколкино муниципального района Уфимский район.
На основании данных договоров поставщиком технической воды в указанные населенные пункты является ООО ЖКХ «Шемяк» (ИНН №...).
Поставщиком технической воды в с. Жуково Жуковского сельсовета муниципального района Уфимский район является ООО КХ «Авдон».
ООО ЖКХ «Шемяк» и ООО КХ «Авдон» с потребителями (населением и юридическими лицами) указанных населенных пунктов заключаются договоры поставки технической воды, что является недопустимым.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам 28 ноября 2017 г. установлены тарифы на техническую воду, поставляемую ООО ЖКХ «Шемяк» потребителям сельских поселений Булгаковский, Миловский, Чесноковский, Ольховский, Зубовский сельсоветы муниципального района Уфимский район, тарифы на питьевую воду для данных сельских поселений не установлены.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в период с 15 августа 2016 г. по 26 августа 2016 г. проведена плановая выездная проверка в отношении администрации муниципального района Уфимский район.
По результатам проверки в отношении администрации муниципального района Уфимский район выдано предписание со сроком исполнения до 5 августа 2017 г., согласно которому органу местного самоуправления предписано обеспечить население муниципального района Уфимский район питьевой водой гарантированного качества в приоритетном порядке и количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
За неисполнение предписания в отношении администрации муниципального района Уфимский район составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса об административным правонарушениях Российской Федерации вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Между тем, в настоящее время администрацией муниципального района Уфимский район население (потребители) сельских поселений Булгаковский, Миловский, Чесноковский, Ольховский, Зубовский, Жуковский сельсоветы Уфимского района не обеспечены питьевой водой гарантированного качества в приоритетном порядке и количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Учитывая, что в результате указанных действий нарушены интересы неопределенного круга лиц прокурору в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено право на обращение в суд по данному делу. Просит суд:
- признать действия администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк», выраженные в поставке населению с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения Чесноковский сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения Ольховский сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан технической воды - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- признать бездействия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк», выраженные в части необеспечения населения с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения Чесноковский сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения Ольховский сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой соответствующей требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО ЖКХ «Шемяк» оказывать услугу по водоснабжению населения с. Зубово, с. Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения Чесноковский сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения Ольховский сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащего качества: поставлять питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- признать действия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО КХ «Авдон», выраженные в поставке населению с. Жуково Жуковского сельского поселения муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан технической воды - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- признать бездействия администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО КХ «Авдон», выраженные в части необеспечения населения с. Жуково Жуковского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой соответствующей требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» - противоправными в отношении неопределенного круга потребителей;
- обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан и ООО КХ «Авдон» оказывать услугу по водоснабжению населения в сельских поселениях с. Жуково сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан надлежащего качества: поставлять питьевую воду, соответствующую требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»;
- обязать администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан обеспечивать население микрорайона «Зубово Лайф 2» с. Зубово муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан питьевой водой бесперебойно.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 6 декабря 2022 г. исковые требования прокурора Уфимского района Республики Башкортостан оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, прокурором подано апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
На доводы апелляционного представления прокурора представителями ответчиков администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, ООО ЖКХ «Шемяк», ООО КХ «Авдон» поданы письменные возражения, в которых указано о законности и обоснованности решения суда.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционного представления, (часть 1 статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), выслушав представителя истца прокурора Сафина А.Р., поддержавшего доводы представления прокурора, представителей администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - Абдулгазизову Р.Р., ООО ЖКХ «Шемяк» - ФИО5, ООО КХ «Авдон» – ФИО6, возражавших против доводов апелляционного представления, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьями 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение вышеуказанным требованиям соответствует в полном объеме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктам 71 и 74 указанных Правил, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена обязанность органа местного самоуправления поселения организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Законом постановлениями Правительства Российской Федерации.
Перечень полномочий органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях содержится в части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1), определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2), утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (п. 5), согласование инвестиционных программ (пункт 6), иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26 сентября 2001 г. введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. СанПиН 2.1.4.1074-01» (далее - Правила), которые устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (пункт 2.2 Правил).
Пунктом 3.1 Правил установлено, что питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
При этом благоприятные органолептические свойства воды определяются ее соответствием нормативам, указанным в таблице 4, а также нормативам содержания веществ, оказывающих влияние на органолептические свойства воды, приведенным в таблицах 2 и 3 и в Приложении 2 (пункт 3.5 Правил).
Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.
Вместе с тем обеспечение качества питьевой воды поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется органами местного самоуправления путем разработки или корректировки инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
При этом законом установлен предельный срок реализации указанных мероприятий - 7 лет, в течение которого должно быть обеспечено приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. В этот период допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность.
Таким образом, порядок и объем осуществления органами местного самоуправления публичных полномочий в сфере водоснабжения, в том числе полномочий по обеспечению качества питьевой воды, урегулирован нормами специального закона.
В то же время нормами данного закона обязанности по обеспечению качества поставляемой питьевой воды с использованием систем центрального водоснабжения также возложены на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, которая обязана обеспечить разработку и согласование плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями в установленный законом срок.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что водоснабжение на территории сельских поселений с. Зубово, с Лебяжий, с. Нижегородка сельского поселения Зубовский сельсовет, д. Булгаково, д. Камышлы, д. Песчаный, д. Стуколкино, д. Дубки сельского поселения Булгаковский сельсовет, с. Чесноковка, д. Загорский, д. Геофизиков сельского поселения Чесноковский сельсовет, с. Ольховое, д. Федоровка сельского поселения Ольховский сельсовет, с. Миловка Миловского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан осуществляется с использованием централизованных систем водоснабжения, объекты которых переданы в аренду ООО «ЖКХ «Шемяк», а в с. Жуково Жуковского сельсовета муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан - ООО «Авдон» в целях предоставления населению коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению.
Потребителям сельских поселений Булгаковский, Миловский, Чесноковский, Ольховский, Зубовский, Жуковский сельсоветы Уфимского района поставляется вода для технических нужд на основании договоров на отпуск холодной технической воды.
Также судом установлено, что во исполнение республиканской адресной инвестиционной программы на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 г.г., утвержденной распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 28 декабря 2017 г. №...-р, заключен государственный контракт №...-П от 6 ноября 2018 г. на выполнение проектно-изыскательских работ для хозяйственно-питьевого водоснабжения с. Жуково Уфимского района Республики Башкортостан. Программа по строительству и реконструкции рассчитана до 2024 г.
Постановлением администрации Уфимского района №... от 1 марта 2022 г. утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО ЖКХ «Шемяк» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на территории Уфимского района на 2023-2029 года, которое выдано ООО ЖКХ «Шемяк» 1 марта 2022 г.
ООО ЖКХ «Шемяк» разработало план мероприятий по приведению качества воды до уровня питьевого и согласовало данный план в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.
1 июля 2022 г. проект инвестиционной программы по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения согласован Государственным комитетом РБ по тарифам.
24 августа 2022 г. названный проект согласован администрацией Уфимского района.
8 сентября 2022 г. проект инвестиционной программы по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения направлен ООО ЖКХ «Шемяк» для рассмотрения и согласования в Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства от 14 сентября 2022 г., направленная инвестиционная программа не должна содержать мероприятия, не обеспеченные источниками финансирования, в связи с чем инвестпрограммы направлены на доработку.
ООО ЖКХ «Шемяк» довело данный ответ до сведения администрации муниципального района Уфимский район.
26 сентября 2022 г. администрацией муниципального района Уфимский район в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства направлено письмо об изыскании иных механизмов субсидирования реализации инвестиционных программ.
1 марта 2022 г. постановлением администрации Уфимского района утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы ООО КХ «Авдон» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на территории Уфимского района на 2023-2029 г.г., которое в тот же день выдано ООО КХ «Авдон».
ООО КХ «Авдон» разработало план мероприятий по приведению качества воды до уровня питьевого и согласовало данный план в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан.
22 июня 2022 г. ООО КХ «Авдон» на утверждение в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства направлен проект инвестиционной программы по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения, в адрес администрации Уфимского района письмо о просьбе предоставить информацию о наличии финансирования либо о возможности финансирования инвестиционной программы по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения.
26 августа 2022 г. в ответ на обращение ООО КХ «Авдон» о выделении финансирования мероприятий инвестиционной программы за счет бюджета Республики Башкортостан получен ответ от Министерства жилищно-коммунального хозяйства об отсутствии источников финансирования у Министерства.
9 сентября 2022 г. направлены письма в администрацию Уфимского района и Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостана об отсутствии источников финансирования.
Постановлением главы администрации муниципального района Уфимский район от 2 февраля 2022 г. утвержден порядок осуществления подвоза питьевой воды населению, согласно которому подвоз воды должен осуществляться муниципальным автономным учреждением Хозяйственное управление муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан.
5 августа 2022 г. Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в связи с обращением МАУ «Хозяйственное управление муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» об установлении тарифов принято решение о выборе метода регулирования тарифов на 2022 - 2023 г.г.: для МАУ «Хозяйственное управления муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан» при установлении тарифов по подвозу питьевой воды населению муниципального района Уфимский район принят метод экономически обоснованных затрат и открыто дело по установлению тарифов по подвозу питьевой воды населению.
Кроме того, согласно списку постаматов в Уфимском районе по 107 адресам установлены постаматы с питьевой водой, что не оспорено стороной истца.
При этом, возражая против удовлетворения исковых требований, администрация муниципального района Уфимский район в письменном отзыве на исковое заявление указала, что несоответствие качества поставляемой воды по показателю «общей жесткости» обусловлено исходным составом воды, добываемой непосредственно из недр земли, в связи с гидрогеологическими свойствами и подземных вод на территории Уфимского района. Имеющиеся сети водоснабжения не соответствуют требованиям действующего законодательства (сети тупиковые, диаметры не соответствуют гидравлическим расчетам, скважины не соответствуют санитарно –эпидемиологическим требованиям). Обеспечение бесперебойного качественного питьевого водоснабжения не представляется возможным с использованием существующих источников воды. Вместе с тем, на территории муниципального района Уфимский район организовано питьевое водоснабжение населения путем установки постаматов по продаже питьевой воды. Органами местного самоуправления принимаются меры по организации надлежащего водоснабжения населения на территории Уфимского района путем включения Уфимского района в федеральный проект «Чистая вода» национального проекта «Экология» в программу по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки на 2019-2024 г.г. В данную программу входит, в том числе, реконструкция (модернизация, строительство) систем центрального водоснабжения с. Булгаково, д. Камышлы, с. Миловка, с. Нижегородка, которая включает в себя по сельским поселениями Зубовский, Чесноковский, Ольховский строительство нового водопровода от Киешкинского водозабора до ВНС д. Чесноковка (9 км), реконструкцию ВНС д. Чесновковка, строительство водопроводных сетей (20 км) и очистных сооружений; по сельскому поселению Миловский строительство водопроводной сети (11км), строительство водовода от проектируемого водозабора (10 км), строительство водозабора и очистных сооружений; по сельскому поседению Булгаковский – строительство водозабора, замена водовода от Киешкинского водозабора (19 км), реконструкция ВНС Камышлы, строительство водовода от ВНС Камышлы до ВНС Булгаково (6 км), строительство ВНС Булгаково, строительство водопроводных сетей (10 км), строительство очистных сооружений.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установив, что администрацией муниципального района Уфимский район, ООО «ЖКХ «Шемяк» и ООО КХ «Авдон» предпринимаются меры в рамках реализуемых проектов на территории населенных пунктов сельских поселений Зубовский, Чесноковский, Ольховский, Жуковский, Миловский муниципального района Уфимский район по устранению нарушений требований к качеству воды, поставляемой с использованием централизованных систем водоснабжения в установленный законом предельный срок.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционного представления исходя из следующего.
Федеральным законом № 416-ФЗ установлены мероприятия по доведению качества воды до уровня питьевой, определенный порядок согласования и утверждения инвестиционной программы, которые представляют из себя поэтапный порядок мероприятий, идущих в определенной последовательности один за другим.
Согласно положениям статьи 23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.
В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Срок согласования плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и основания для отказа в таком согласовании устанавливаются в порядке разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, утвержденном Правительством Российской Федерации.
На срок реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, допускается несоответствие качества подаваемой питьевой воды установленным требованиям в пределах, определенных таким планом мероприятий, за исключением показателей качества питьевой воды, характеризующих ее безопасность. В течение срока реализации плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не допускается снижение качества питьевой воды.
Органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В случае существенного ухудшения качества питьевой воды, выявленного по результатам исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды, орган местного самоуправления обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в том числе разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет»).
Проверяя законность решения, принимая во внимание представленные ответчиками доказательства, подтверждающие установленные судом обстоятельства и отвергающие доводы апелляционного представления прокурора, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда соглашается, отклонив доводы представления прокурора о том, что имеется бездействие со стороны как администрации муниципального района, так и со стороны ресурсоснабжающих организаций, не обеспечивших в настоящее время население (потребители) сельских поселений Булгаковский, Миловский, Чесноковский, Ольховский, Зубовский, Жуковский сельсовета Уфимского района питьевой водой гарантированного качества в приоритетном порядке и количестве достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Исходя из заявленных уточненных исковых требований и обстоятельств дела, судом дана надлежащая оценка представленным доказательствам, согласно которым, ответчиками предпринимались меры по реализации инвестиционной программы по модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения и водоотведения. Доказательств обратного истцом ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Так, согласно представленным ответчиками доказательствам, ООО ЖКХ «Шемяк» на постоянной основе осуществляет мониторинг и анализ потребления воды по двум направлениям от Киешкинского водозабора в сторону ВНС-2 с. Чесноковка и ВНС-2 д. Камышлы. По результатам анализа потребления воды, ООО ЖКХ «Шемяк» проводит регулировку расходов, чтобы исключить опустошение резервуаров и отключение насосного оборудования на насосных станциях. Вынужденные отключения водоснабжения согласно графика, необходимы для предотвращения аварийного отключения водоснабжения, связанного с перегоранием насосного оборудования из-за полного опустошения резервуаров.
Для решения вопроса обеспечения бесперебойным водоснабжением жителей с. Зубово, с. Булгаково, д. Камышлы, с. Чесноковка в настоящее время ООО ЖКХ «Шемяк» введены три дополнительные скважины производительностью около 3000 м3/сут. на Киешкинском водозаборе.
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона № 416 органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой водой, соответствующей установленным требованиям.
Данные мероприятия начинаются с действий территориального округа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, далее действий органа местного самоуправления по внесению изменений в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды, затем следует этап: организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, в данном случае ООО КХ «Шемяк» и ООО КХ «Авдон» - по разработке плана мероприятий про приведению качества питьевой воды, его согласования и включения в инвестиционную программу, которая в силу частей 5 и 6 статьи 40 Федерального закона № 416 согласовывается с соответствующими организациями.
Как установлено судом, и согласно представленным в материалы дела доказательствам, по данному вопросу в администрации Уфимского района совместно с представителями ресурсоснабжающих организаций было проведено рабочее совещание, на котором обсуждались вопросы, доведения качества воды до уровня питьевой, а именно возврат на доработку Министерства ЖКХ Республики Башкортостан проектов инвестиционных программ ресурсоснабжающим организациям, в связи с содержанием мероприятий, источником финансирования которых является бюджет республики, так как республика не располагает источниками финансирования для реализации инвестпрограмм, о чем указано в повестке дня, что подтверждается протоколом №... от 20 сентября 2022 г.
Во исполнение принятых на совещании мероприятий администрацией муниципального района Уфимский район в адрес Министерства ЖКХ направлено письмо №... от 26 сентября 2022 г. об изыскании иных механизмов субсидирования реализации инвестиционных программ.
При этом, судебная коллегия принимает во внимание, согласно представленных ответчиками доказательств, которые приняты судебной коллегией в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции», по вопросу наличия у ООО ЖКХ «Шемяк» инвестиционных программ, после получения уведомления №... от 31 января 2023 г. от Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан о результатах контроля за качеством питьевой воды централизованных систем водоснабжения, 27 февраля 2023 г. администрация муниципального района Уфимский район РБ выдала новое техническое задание ООО «ЖКХ Шемяк» на разработку инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения на территории Уфимского района Республики Башкортостан на 2024-2030 г.г. В техническое задание вошли такие мероприятия как: - разработка проекта реконструкции существующего Киешкинского водозабора; - выполнить строительно-монтажные работы по реконструкции существующего Киешкинского водозабора производительностью 12000 м3/сут.; - разработка и утверждение проекта ЗСО, с получением положительного эпидемиологического заключения на водный объект для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; - строительство водовода от с. Зубово для водоснабжения с. Нижегородка, - реконструкция ВНС-2 д. Камышлы с системой водоочистки; - реконструкция ВНС-2 с. Чесноковка с системой водоочистки. Выполнение вышеперечисленных мероприятий позволит обеспечить населения бесперебойным и качественным водоснабжением.
Дополнительно администрация муниципального района Уфимский район указала на то, что администрацией района ежегодно (с 2021 г.) выдается техническое задание на разработку инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения, куда вошли мероприятия по приведению качества питьевой воды в соответствии с требованиями всем ресурсоснабжающим организациям муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан. В настоящее время Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан не утверждена ни одна инвестиционная программа ввиду отсутствия средств Республики Башкортостан для субсидирования инвестпрограмм. Ресурсоснабжающая организация не может предусмотреть финансирование инвестпрограммы за счет собственных средств ввиду необоснованно низких тарифов. Ежегодно, размер тарифов корректируется с учетом предельного индекса роста тарифов и роста цен на топливно-энергетические ресурсы, потребляемые ресурсоснабжающими организациями. При этом в адрес Министерства ЖКХ неоднократно направлялись обращения о других возможных механизмах финансирования инвестпрограмм. В настоящее время ведутся: - строительно-монтажные работы по объекту «Водоснабжение д. Сергеевка муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан»; поисково-разведочные работы для определения источника водоснабжения с дальнейшим проектированием по объекту: «Строительство водозабора и ВНС-2 для водоснабжения с. Станция Юматово»; подготовка закупочной документации для определения специализированной организации по проектированию объекта: «Реконструкция (модернизация, строительств) системы водоснабжения д. Нурлино СП Николаевский сельсовет»; подготовка закупочной документации для определения специализированной организации по проектированию объекта: «Реконструкция (модернизация, строительств) системы водоснабжения с. Нижегородка СП Зубовский сельсовет», включенному в Федеральный проект «Чистая вода» за счет средств муниципального бюджета.
Кроме того, подготовлены проекты Покровского водозабора и мкр. «Дружбы» с. Михайловка. Направлен пакет документов в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан для участия в региональной программе «Чистая вода» по строительству и реконструкции объектов согласно проекта. Также ведется подготовка к выставлению объектов жилищно-коммунального хозяйства Уфимского района на торговой площадке для поиска потенциальных концедентов.
В силу пункта 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 410 орган местного самоуправления утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.
Таким образом, доказательств бездействия в нарушение вышеуказанного пункта 43 Постановления Правительства по утверждению инвестпрограммы до 30 октября 2022 г. со стороны администрации муниципального района Уфимский район, как и бездействия с учетом предусмотренного законом определенного поэтапного порядка действий по приведению качества воды до уровня питьевой, порядка согласования и утверждения инвестиционных программ, со стороны ООО ЖКХ «Шемяк» и ООО ЖК «Авдон», материалами дела не установлено.
Соответственно судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения уточненного иска прокурора.
Доводы апелляционного представления по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда от 6 декабря 2022 г. оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Уфимского района – без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Якупова
Судьи Р.Р. Абубакирова
Р.Н. Аюпова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 октября 2023 г.