САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Регю№33а-15505/2020 Судья: Курочкина В.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 12 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Ивановой Ю.В.
судей Ильичёвой Е.В., Чуфистова И.В.
при секретаре Васюхно Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 августа 2020 года административное дело №2а-378/2020 по апелляционной жалобе Островского А. В. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года по административному исковому заявлению Островского А. В. к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного ответчика Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» Царева С.М., действующего на основании доверенности №2 от 17 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, представителя заинтересованного лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Матвеевой Е.Б., действующей по доверенности от 12 января 2015 года сроком до 31 декабря 2015 года, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Островский А. В. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просил:
-признать незаконными действия Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства» (далее СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства») по отказу в постановке на учет как лица «без определенного места жительства» от 06 декабря 2019 года;
-признать за Островским А.В. статус лица «без определенного места жительства» с 06 декабря 2019 года.
В обоснование заявленных требований Островский А.В. указал, что проходил военную службу по контракту в период с 26 апреля 1982 года по 31 декабря 1996 года, с перерывом, имеет выслугу лет более 5 лет, в 1996 году признан ограниченно годным к военной службе в связи с заболеванием, полученным в период прохождения военной службы, является инвалидом 2 группы. С 1997 года был зарегистрирован в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>, в котором проживал до 21 июня 2018 года. Определением Санкт-Петербургского городского суда от 07 ноября 2005 года за ним признано право на проживание в общежитии, которое в период с 2011 по 2015 годы командованием ВАМТО готовилось к капитальному ремонту. С 11 июня 2015 года он признан нуждающимся в жилом помещении, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2015 года на ЗРУЖО возложена обязанность предоставить ему постоянное социальное жилье, однако до настоящего времени он состоит на жилищном учете в органах Министерства обороны Российской Федерации. Апелляционным определением Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2015 года по делу №2-1145/2015 на ЗРУЖО возложена обязанность предоставить ему постоянное социальное жилое помещение, вместе с тем, решение суда от 28 сентября 2015 года не исполняется, предлагались жилые помещения в п.Хвойный в нарушение требований и норм предоставления жилья, исполнительное производство не окончено, временное (маневренное) жилье не предоставлено, администрация Петродворцового района Санкт-Петербурга предоставить жилое помещение отказывается. СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан в Российской Федерации без определенного места жительства» отказал в признании его лицом без определенного места жительства, чем нарушены его жилищные права, поскольку он не имеет жилья и жилое помещение ему не предоставлено (л.д.4-8).
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано (л.д.69-72).
В апелляционной жалобе Островский А.В. просит решение суда отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указал, что отказ в постановке на учет лица «без определенного места жительства» является незаконным, поскольку фактически жилья он не имеет и является лицом без определенного места жительства, при этом наличие или отсутствие регистрации не может являться основанием для возникновения или прекращения жилищных прав (л.д.108).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации – по электронной почте и телефонограммой.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Административный истец об отложении дела не просил и доказательств уважительной причины неявки не представил, его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, возражавших против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлены и подтверждаются материалами дела следующие обстоятельства.
Островский А.В. обратился в СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан в Российской Федерации без определенного места жительства» с заявлением о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства.
Уведомлением от 06 декабря 2019 года № 24329 в постановке на учет Островскому А.В. отказано со ссылкой на наличие регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>. (л.д.9).Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку Островский А.В. имеет регистрацию по месту жительства, то у административного ответчика не имелось правовых оснований для признания его лицом без определенного места жительств.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
В статье 2 Закона Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» (далее - Социальный кодекс Санкт-Петербурга) дано понятие гражданина без определенного места жительства – это гражданин Российской Федерации, не имеющий регистрации по месту жительства в Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 4 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено, что место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда.
В соответствии с пунктом 2 Положения об учете граждан Российской Федерации без определенного места жительства, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2007 года №1010 (далее Положение) постановка на учет граждан, продление срока учета граждан и снятие с учета граждан осуществляется СПб ГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан Российской Федерации без определенного места жительства».
Согласно пункту 3 Положения постановка граждан на учет осуществляется на основании письменного заявления гражданина. Вместе с заявлением представляются следующие документы: документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт последней регистрации (прописки) по месту жительства в Санкт-Петербурге (Ленинграде).
Гражданину, поставленному на учет, выдается справка о постановке на учет по форме, утвержденной Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга (пункт 4 Положения).
Гражданину отказывается в постановке на учет в случае непредставления им документов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, или представления документов, содержащих недостоверные сведения (пункт 5 Положения).
Из материалов дела следует, что Островский А.В. имеет регистрацию по месту жительства в общежитии Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии Хрусталева А.В. по адресу: <адрес>.
При этом, решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 12 октября 2016 года по делу №2-1368/16, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 апреля 2017 года, в удовлетворении искового заявления ФГКВОУВО «Военная академия материально-технического обеспечения им генерала армии А.В.Хрулёва» о выселении Островского А.В. из общежития по адресу: <адрес>, отказано (л.д.58-59, 60-62).
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713, установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Регистрация подтверждает факт постоянного проживания в определенной местности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года №4-П указал, что регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 23 января 2003 года №17-О также указывает на то, что регламентируя условия реализации конституционного права на жилище, включая порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, законодатель в целях исключения злоупотребления правом может предусмотреть в нормативных правовых актах определенные организационно-учетные правила. Введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства - поскольку оно направлено на обеспечение справедливого распределения жилья, на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны граждан, обращающихся с заявлениями о постановке на учет по улучшению жилищных условий, и органов управления муниципальным жильем, а также на защиту прав и законных интересов собственников жилого фонда, иных граждан - не может рассматриваться как не согласующееся с положениями Конституции Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что Островский А.В. не мог быть принят административным ответчиком на учет граждан без определенного места жительства поскольку имеет регистрацию по месту жительства, является правильным.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Нарушений норм процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Островского А. В. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: