Решение по делу № 33-2191/2023 от 11.01.2023

Судья Сафин А.Р.                   УИД 16RS0046-01-2022-014968-80

                               дело № 2-9570/2022

№ 33-2191/2023

                                                                                                              Учет № 082 г

                     А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 февраля 2023 года                                город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Сахиповой Г.А.,

судей Муртазина А.И., Новосельцева С.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Нимгатзяновой А.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сахиповой Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения РТ – Шакировой Д.Р. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от 9 ноября 2022 года, которым иск Прокурора Приволжского района г. Казани, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Фарукшиной Г.Ф. удовлетворен и постановлено:

Возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать обеспечение Ф.Г.Ф., <дата> года рождения лекарственными препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил) в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией на постоянной основе до его отмены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика Министерства здравоохранения РТ - Шакирову Г.Р., представителя прокурора Приволжского района г. Казани – прокурор Дворянского И.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Приволжского района г. Казани, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Ф.Г.Ф., <дата> года рождения обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Татарстан о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами.

В обоснование требований указывается, что прокуратурой Приволжского района г.Казани по обращению Фарукшиной А.И. в интересах Ф.Г.Ф., <дата> года рождения, проведена проверка исполнения законодательства об основах охраны здоровья граждан в сфере обеспечения лекарственными препаратами.

Ф.Г.Ф. признана «ребенком-инвалидом» в связи с <данные изъяты>. Указанное заболевание включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный <дата> па официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.ros minzdra v. r u).

Протоколом врачебного консилиума Hауно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им. Академика Ю.Е. Вельтищева Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет км. П.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федераций» от <дата> .... по жизненным показаниям Ф.Г.Ф. назначен препарат «Афинитор» (Эверолимус).

Консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 10.04.2019 года .... Ф.Г.Ф. по жизненным показаниям был назначен «Вигабатрин» (Сабрил). Этим же решением разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Вигабатрин» (Сабрил) для оказания медицинской помощи Ф.Г.Ф.

На основании решения, вынесенного врачебным консилиумом федерального центра, 21.09.2021 года проведена врачебная комиссия ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» с назначением препарата Афинитор (Эверолимус) Ф.Г.Ф. В связи с изменениями массы тела Ф.Г.Ф. 15.08.2022 года проведена повторная врачебная комиссия с перерасчетом дозы препарата «Афинитор» (Эверолимус).

Лекарственные препараты «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновелон), «Эверолимус» (Афинитор) включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года № 2406-р (с изменениями от 23.12.2021 № 3781-р). Лекарственный препарат «Вигабатрин» (Сабрил) на территории Российской Федерации не зарегистрирован.

Таким образом, несовершеннолетняя Ф.Г.Ф. имеет право на льготное лекарственное обеспечение препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновелон), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил) как ребенок-инвалид, а также как лицо, страдающее заболеванием - туберозный склероз.

На основании вышеизложенного прокурор Приволжского района города Казани, действующий в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Ф.Г.Ф. просил суд возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанность организовать обеспечение Ф.Г.Ф. лекарственными препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил) в объеме и дозировке, рекомендуемыми уполномоченной медицинской организацией на постоянной основе до его отмены, обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании представитель прокуратуры Приволжского района г. Казани - Файзрахманов Р.Р. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РТ - Шакирова Д.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.

Заинтересованное лицо Фарукшина А.И. на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена.

Представитель третьего лица Фонд "Круг добра" на судебное заседание не явился, поступили письменные объяснения с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Судом принято решение об удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Татарстан – Шакирова Д.Р., выражая несогласие с данным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, что лекарственные препараты Вигабатрин, Клобазам, Руфинамид в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р, не включены. Установлено, что финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации. Данное заболевание не является орфанным и не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403. Таким образом, Ф.Г.Ф. к установленной категории граждан, имеющей право на безвозмездное обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджета Республики Татарстан, не относится. Согласно Положению, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052, Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовывает свою работу, в том числе по обеспечению населения лекарственными средствами за счет средств, предусмотренных в бюджете республики, и не вправе принимать самостоятельные решения, приводящие к увеличению расходов бюджета Республики Татарстан, не предусмотренных Законом о бюджете, а также заключать соответствующие государственные контракты в целях обеспечения Ф.Г.Ф. лекарственными препаратами Вигабатрин, Клобазам, Руфинамид, без выделения необходимых финансовых средств.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения РТ - Шакирова Г.Р. просит удовлетворить апелляционную жалобу.

Представитель прокурора Приволжского района г. Казани – прокурор Дворянский И.Н. полагал решение суда подлежащим оставлению без изменения.

           Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Государства – участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года; далее – Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Согласно статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых – соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года. № 323-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 августа 2005 года № 494.

Согласно пункту 3 названного порядка в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ф.Г.Ф. является «ребенком-инвалидом» в связи с заболеванием - туберозный склероз (МКБ 10 Q 85.1). Указанное заболевание включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.

Протоколом врачебного консилиума Hаучно-исследовательского клинического института педиатрии и детской хирургии им. Академика Ю.Е. Вельтищева Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет км. П.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федераций» от 10 апреля 2019 года № 65/7 по жизненным показаниям Ф.Г.Ф. назначен препарат «Афинитор» (Эверолимус).

Консилиумом врачей Обособленного структурного подразделения научно-исследовательского клинического института педиатрии им. Академика Ю.Е. Вельтищева ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации» от 10 апреля 2019 года № 64/2 Ф.Г.Ф. по жизненным показаниям был назначен «Вигабатрин» (Сабрил). Этим же решением разрешен к индивидуальному ввозу и применению не зарегистрированный на территории Российской Федерации лекарственный препарат «Вигабатрин» (Сабрил) для оказания медицинской помощи Ф.Г.Ф.

На основании решения, вынесенного врачебным консилиумом федерального центра, 21 сентября 2021 года проведена врачебная комиссия ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ» с назначением препарата Афинитор (Эверолимус) Ф.Г.Ф. В связи с изменениями массы тела Ф.Г.Ф. 15 августа 2022 года проведена повторная врачебная комиссия с перерасчетом дозы препарата «Афинитор» (Эверолимус).

Лекарственные препараты «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновелон), «Эверолимус» (Афинитор) включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р (с изменениями от 23.12.2021 № 3781-р). Лекарственный препарат «Вигабатрин» (Сабрил) на территории Российской Федерации не зарегистрирован.

До настоящего времени лекарственные средства Ф.Г.Ф. поставляются с нарушением сроков.

Ф.Г.Ф. как ребенок-инвалид в соответствии с федеральной и территориальной программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 8 июля 2013 г. N 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

На Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложено исполнение государственной функции – разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (абзац 5 пункта 3.1 Положения о Министерстве здравоохранения РТ). Таким образом, реализация государственной политики в сфере здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Республики Татарстан, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Заключениями врачебной комиссии Ф.Г.Ф. назначены лекарственные препараты «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил). Исходя из того, что протокол лечения на дату рассмотрения дела не изменен, учитывая характер заболевания, инвалидность с детства вследствие заболевания, нуждаемость Ф.Г.Ф. по жизненным показаниям в лечении лекарственными препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил), принимая во внимание, что лекарственными препаратами Ф.Г.Ф. не обеспечена, суд принимает решение о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Ф.Г.Ф. лекарственными препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил) в объеме и дозировке, рекомендуемой уполномоченной медицинской организацией, на постоянной основе до отмены уполномоченной медицинской организацией применения лекарственных препаратов.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у несовершеннолетней Ф.Г.Ф. права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил) по жизненным показаниям, ввиду того, что она является ребенком-инвалидом, страдающим редким (орфанным) заболеванием, нуждаемость по жизненным показаниям в лечении которого данным препаратом и его назначение является единственно возможным вариантом лечения.

Оснований не согласиться с данными выводами судебная коллегия не имеет.

Доводы апелляционной жалобы ответчика, которые сводятся к отсутствию оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Ф.Г.Ф. указанным лекарственным препаратом, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

Статьей 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (часть 1 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.

Так, в Разделе «Группы населения» указаны «дети-инвалиды в возрасте до 18 лет», а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Татарстан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2011 года № 1052 (далее – Положение), Министерство здравоохранения Республики Татарстан является органом исполнительной власти Республики Татарстан, реализующим государственную политику в сфере здравоохранения, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИД, медицинской помощи и медицинской реабилитации, лекарственного обеспечения, деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Татарстан является организация лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения Республики Татарстан, в том числе льготного при амбулаторном обслуживании (пункт 2 Положения).

В соответствии с абзацем 4 пункта 3.1, пунктами 3.3.6, 4 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан несет ответственность за осуществление основной функции по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами питания и изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на безвозмездное лекарственное обеспечение.

На основании пункта 3.3.21 Положения Министерство здравоохранения Республики Татарстан осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Татарстан, предусмотренных на содержание Министерства здравоохранения Республики Татарстан и реализацию возложенных на него функций.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 года № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Разделом 5.2 названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются: обеспечение граждан, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о наличии у несовершеннолетней Ф.Г.Ф. права на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами «Клобазам» (Фризиум, Урбанил), «Руфинамид» (Иновенол), «Эверолимус» (Афинитор), «Вигабатрин» (Сабрил) по жизненным показаниям и возложении на Министерство здравоохранения Республики Татарстан обязанности организовать обеспечение ребенка указанными лекарственными препаратами в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.

Тот факт, что заболевание, диагностированное у Ф.Г.Ф., не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403, а назначенный ей препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, в силу вышеприведенных норм права не является основанием для отказа в бесплатном обеспечении Ф.Г.Ф., являющегося ребенком-инвалидом, страдающего редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ему решением консилиума врачей по жизненным показаниям.

Отсутствие денежных средств на приобретение лекарственного препарата не может послужить основанием для снижения уровня государственных гарантий по обеспечению Ф.Г.Ф. необходимым для ее жизнедеятельности лекарственным препаратом.

Указание в апелляционной жалобе на то, что самостоятельными средствами на закупку дорогостоящих препаратов Министерство здравоохранения Республики Татарстан не располагает и не обладает полномочиями по заключению государственного контракта без выделения финансирования на конкретные цели, не может быть расценено в качестве основания для неисполнения возложенных законом функций. Отсутствие бюджетных денежных средств само по себе не должно умалять установленное законодательством Российской Федерации право лица, страдающего тяжелым заболеванием, на получение лечения необходимыми лекарственными препаратами в рамках установленных мер государственных гарантий. При этом пациенты, страдающие редкими заболеваниями, должны иметь право на такое же качество лечения, как другие пациенты.

Вопросы, связанные с финансированием закупа лекарственных препаратов, находятся вне компетенции суда, и Министерство здравоохранения Республики Татарстан способно разрешить данный вопрос в пределах своей компетенции с учетом собственного правового статуса, места в системе органов государственной власти и межведомственного взаимодействия, получения субвенций из федерального бюджета, а также с применением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов. В связи с чем, другие доводы апелляционной жалобы ответчика также подлежат отклонению.

Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционная жалоба не содержит.

С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, уточнив резолютивную часть решения указанием о возложении на ответчика обязанности в части обеспечения несовершеннолетней Ф.Г.Ф. лекарственным препаратом «Вигабатрин» с торговым наименованием (Вегабек)

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 9 ноября 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – представителя ответчика Министерства здравоохранения РТ – Шакировой Д.Р. - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения указанием о возложении на ответчика обязанности в части обеспечения несовершеннолетней Ф.Г.Ф. лекарственным препаратом «Вигабатрин» с торговым наименованием (Вегабек).

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 3 февраля 2023 года

Председательствующий

Судьи

33-2191/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Информация скрыта
Прокурор Приволжского района г. Казани в интересах Фрукшиной Гульсины Фаиковны
Ответчики
Министерство здравоохранения РТ
Другие
Фонд Круг Добра
Фарукшина Алсу Ильдаровна
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сахипова Галия Алиевна
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
11.01.2023Передача дела судье
02.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2023Передано в экспедицию
02.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее