УИД № 69OS0000-03-2021-000045-87
Дело № 3а-67/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2021 года город Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Пержуковой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,
с участием представителя заинтересованного лица Администрации города Твери Нагибиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зайцева Д.А. об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,
установил:
Зайцев Д.А. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, равной рыночной стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества существенно превышает их рыночную стоимость, что затрагивает права и законные интересы административного истца как налогоплательщика земельного налога.
Ссылаясь на положения пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Зайцев Д.А. просил восстановить пропущенный процессуальный срок подачи административного иска.
В судебное заседание административный истец не явился, его представитель ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административных ответчиков: Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области, Управления Росреестра по Тверской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что против иска возражает, поскольку снижение кадастровой стоимости повлечет уменьшение поступлений в бюджет городского округа г.Тверь и негативно отразится на финансовом состоянии муниципального образования как получателя местного налога.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Твери Нагибина С.В. против иска возражала, полагая, что представленный в дело отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что нежилые здания, расположенные по адресу: <адрес>:
- административное здание с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.,
- цех технической продукции с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м.,
- птицецех с кадастровым номером кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- блок подсобных помещений с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- скотобаза (загон для скота) МРС с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- здание столярной мастерской с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- здание санбойни с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- консервный цех с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- скотобаза (загон для свиней) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- скотобаза (загон для свиней) с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- здание взгона с каныжной с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- здание зарядной с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- здание центральной проходной с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.,
- мастерская по дезинфекции машин с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежат Зайцеву Д.А. на праве собственности.
Государственная регистрация права на объекты с кадастровыми номерами: №, №, №, №, №, №, №, №, №, № произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Государственная регистрация права на объекты с кадастровыми номерами: №, №, №, №, произведена ДД.ММ.ГГГГ.
Предыдущий собственник всех указанных в иске объектов недвижимости ОАО «Тверской мясокомбинат» ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
Являясь правообладателем объектов недвижимого имущества, административный истец вправе оспаривать их кадастровую стоимость, поскольку данная стоимость применяется для целей налогообложения.
В соответствии с частью 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Объекты с кадастровыми номерами: №, №, вошли в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Тверской области утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области от 17 сентября 2012 года № 4-нп по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Кадастровая стоимость объекта с кадастровым номером № определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объекта с кадастровым номером: № - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объектов с кадастровыми номерами: №, № - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объектов с кадастровыми номерами: №, №, №, № - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объектов с кадастровыми номерами: №, №, № - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, объекта с кадастровым номером: № - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выпискам из ЕГРН, а также данным филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Тверской области, кадастровая стоимость на указанные выше даты составила:
объекта с кадастровым номером № - 38498556,33 руб.;
объекта с кадастровым номером №- 28749272,58 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 23602518,40 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 14352735,17 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 12099052,66 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 11962658,71 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 11771707,18 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 10665097,60 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 10299561,81 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 10250459,99 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 7353452,49 руб.;
объекта с кадастровым номером № -1725838,11 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 956576,24 руб.;
объекта с кадастровым номером №- 810180,06 руб.
В подтверждение рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке от ДД.ММ.ГГГГ №, составленный оценщиком <данные изъяты> ФИО1, согласно которому рыночная стоимость объектов оценки по состоянию на вышеуказанные даты составила:
объекта с кадастровым номером № - 32748000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 20960000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 22874000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 8648000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 5825000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 5668000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 7531000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 8580000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 4880000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 4907000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 6793000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 1679000 руб.;
объекта с кадастровым номером № - 900000 руб.;
объекта с кадастровым номером №-791000 руб.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № заявление Руськиной Н.Н., действующей по доверенности от Зайцева Д.А., о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных в иске объектов недвижимости, было отклонено со ссылкой на нарушение оценщиком требований п. 5 ФСО № 3.
Оценив представленный отчет об оценке в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает, что он соответствует требованиям действующего законодательства.
Изложенные в отчете об оценке выводы оценщик ФИО1 полностью подтвердил, будучи допрошенным в судебном заседании.
Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральными стандартами оценки, на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет содержит необходимые данные, идентифицирующие объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка недвижимости Тверской области, в том числе предложений о продаже и об аренде из сегмента объектов производственно-складского назначения, к которому относятся оцениваемые объекты, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.
В отчете имеются ссылки на источники информации, используемой при проведении оценки, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Несмотря на ретроспективную дату оценки оценщиком был произведен осмотр объектов оценки в ходе которого с учетом их технических характеристик существенных ремонтных воздействий не обнаружено, в устной беседе заказчик оценки подтвердил их отсутствие. При этом износ определялся оценщиком на даты оценки каждого из объектов.
Рыночная стоимость определена с применением затратного подхода (метода удельных затрат на единицу) - в отношении всех объектов оценки.
В соответствии с пунктом 25 ФСО № 7 оценщик самостоятелен в выборе используемой в процессе оценки методологии и методов оценки недвижимости.
Обязанности применять в рамках избранных оценщиком подходов и методов оценки конкретную методологию расчета применяемых корректировок и источники необходимой для этого информации действующие нормативные правовые акты в области оценочной деятельности не устанавливают.
Мотивы выбора данных подхода и метода оценки объекта недвижимости в отчете приведены, отказ от использования иных подходов, в том числе, сравнительного, обоснован оценщиком на страницах 150-151 отчета. В частности, учитывая ограниченное количество представленных на вторичном рынке объектов коммерческой недвижимости на дату оценки, а также их существенное отличие от объектов оценки, оценщик отказался от использования сравнительного подхода, полагая недостаточным для его реализации количество ценовой информации и возможность искажения в значительной степени рыночной стоимости объектов оценки при применении существенных корректировок.
Отнесение объектов оценки к сегменту рынка - производственно-складская недвижимость ни законодательству об оценочной деятельности, ни федеральным стандартам оценки не противоречит. В приложении № 5 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2016 г. №358, приведены основные сегменты рынка недвижимости, перечень которых не является исчерпывающим, а сами Методические указания норм, обязательных к исполнению при проведении оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, не содержат.
Установив на основании сведений о технических характеристиках объектов оценки их принадлежность к классу конструктивной системы КС-1, оценщик, используя средние нормативные сроки службы основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете, утвержденные ЦСУ СССР, Министерством финансов СССР, Госпланом СССР, Госстроем СССР 28.02.1972 № 9.17.ИВ, определил срок службы основных конструктивных элементов оцениваемых объектов, равный 80 годам.
В соответствии с пунктом 24 ФСО № 7 в рамках затратного подхода оценщик рассчитал затраты на замещение объектов оценки без учета износа с использованием справочников укрупненных показателей стоимости строительства серии КО-ИНВЕСТ, учел корректирующие коэффициенты, затем исключил величину накопленного износа зданий, определив таким образом их рыночную стоимость на дату оценки.
Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости участвующие в деле лица не заявили.
Выводы, содержащиеся в отчете об оценке, иными доказательствами не опровергнуты.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества должна быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Основания для определения в судебном порядке даты начала применения установленной судом кадастровой стоимости для целей налогообложения отсутствуют, поскольку указанная дата определена законом. Так, согласно части 2 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости вследствие установления его рыночной стоимости является основанием для внесения сведений об измененной кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, которые в силу пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, составляющий пять лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» подлежит восстановлению, поскольку до настоящего времени очередная кадастровая оценка объектов недвижимого имущества на территории Тверской области не проведена и для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей применяются результаты кадастровой оценки, пересмотреть которые просит административный истец.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Зайцева Д.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, расположенных по адресу: город Тверь, улица Коминтерна, дом 97, равной рыночной стоимости, определенной
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером № в размере 20960000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № – 8648000 руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером № в размере 32748000 руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером № в размере 22874000 руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером № в размере 5825000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № – 1679000 руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером № в размере 5668000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № – 7531000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № –6793000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № - 8580000 руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером № в размере 4907000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № – 900000 руб.;
- объекта с кадастровым номером № – 4880000 руб.;
по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ:
- объекта с кадастровым номером: № в размере 791000 руб.
Датой подачи заявления считать дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тверской области – ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Пержукова
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Л.В. Пержукова