Дело №12-11/2020
РЕШЕНИЕ
25 ноября 2020 года п. Цаган Аман
Юстинский районный суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Даваева А.Ю.,
при секретаре Лагаевой Э.К.,
с участием законного представителя юридического лица Мухараевой Т.М.,
представителя административного органа Явановой Ц.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Харбинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Мухараевой Т.М. на постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Манджиева Х.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Манджиева Х.А. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Харбинского СМО Республики Калмыкия признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400000 рублей.
В своей жалобе законный представитель юридического лица - глава Харбинского СМО РК Мухараева Т.М. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование указывает, что в силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация утилизации и переработки мусора относится к вопросам местного значения муниципального района; земельный участок с кадастровым номером 08:11:050201:6 (предыдущий №08:11:190201:1) выделялся для размещения свалки, впоследствии земельный участок переведен в земли сельскохозяйственного назначения под выпас поголовья, однако в надлежащее состояние не приведено, бытовые отходы не утилизированы, несмотря на систематическое проведение администрацией Харбинского СМО субботников по благоустройству села, уборке мусора. Обращает внимание на проведение должностным лицом административного органа выездной проверки в нарушение части 1 статьи 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ) в отсутствие главы Харбинского СМО РК. Указывает, что акт проверки, протокол об административном правонарушении составлены в отсутствие законного представителя Харбинского СМО РК.
В судебном заседании законный представитель Харбинского СМО РК в лице его главы Мухараевой Т.М. просила жалобу удовлетворить, постановление отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Яванова Ц.В., поддержав свои письменные возражения, просила постановление административного органа оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Выслушав законного представителя юридического лица, представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено и это следует из представленных административным органом материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 30 минут должностным лицом Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия на основании распоряжения заместителя руководителя указанного органа от 14 августа 2020 года №ВС-0084 в отношении администрации Харбинского СМО РК проведена внеплановая выездная проверка на земельном участке с кадастровым номером 08:11:190201:1 общей площадью 94280000 кв.м., относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – под выпас поголовья и находящемся в собственности юридического лица.
В ходе проверки должностным лицом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 08:11:190201:1 общей площадью 94280000 кв.м. выявлен факт захламления путем перекрытия отходами производства и потребления в виде бытового мусора (пластиковые и стеклянные бутылки, полиэтиленовые пакеты и т.д.), строительного мусора (битый шифер, кирпич и т.д.), биологическими отходами (навоз, шкуры, кости животных). Из 7 отобранных почвенных проб на определение загрязнения почв и 2 контрольных проб в пробе №9 выявлено химическое загрязнение почвы веществами 1 класса опасности: бенз(а)пиреном и свинцом.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №ВС-0084 и послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в отношении администрации Харбинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и привлечения его постановлением вышестоящего должностного лица указанного органа от ДД.ММ.ГГГГ № к административной ответственности, установленной указанной нормой.
Между тем, частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 названного Кодекса являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не только при применении к такому лицу мер обеспечения производства по делу, но и при составлении протокола об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Анализ положений статьи 28.2 КоАП РФ позволяет прийти к выводу о том, что протокол об административном правонарушении это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Составление протокола осуществляется уполномоченным на то должностным лицом, который является процессуально самостоятельным субъектом административно-процессуальных отношений, осуществляющим производство по делу. Он вправе самостоятельно определять совокупность доказательственной информации, имеющей значение для данного дела, самостоятельно формулировать в протоколе об административном правонарушении объем обвинения.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Так, в судебном заседании законный представитель юридического лица Мухараева Т.М. пояснила, что о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении администрация Харбинского СМО РК не уведомлялась.
Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Харбинского СМО РК в лице её главы Мухараевой Т.М. уведомлена о времени проведения внеплановой выездной проверки в период с 20 августа по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с 09 часов до 17 часов.
Непосредственно сразу после проверки, проведенной в отсутствие законного представителя юридического лица, ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 10 минут, то есть через 10 минут после оформления акта проверки должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении № по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении администрации Харбинского СМО РК.
ДД.ММ.ГГГГ настоящее дело об административном правонарушении рассмотрено вышестоящим должностным лицом с вынесением постановления о привлечении администрации Харбинского СМО РК к административной ответственности в виде штрафа.
Между тем, протокол об административном правонарушении не содержит данных, которые позволяли бы сделать вывод о том, что законный представитель юридического лица участвовал при составлении данного протокола, его подписи отсутствуют.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что в нарушение требований статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя Харбинского СМО РК, не уведомленного о месте и времени его составления, право дать объяснения по факту обстоятельств вмененного административного правонарушения ему не предоставлено. Тем самым лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, оказалось лишенным предоставленных законом гарантий защиты его прав, поскольку не могло квалифицированно возражать и давать объяснения по существу установленных нарушений.
Несоблюдение установленных статьей 28.2 КоАП РФ требований является существенным и повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
С учетом указанных обстоятельств протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством по делу.
В силу пункта 3 статьи 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняется правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ следует, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.
Однако, данное дело было принято заместителем начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Манджиевым Х.А. к производству и рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ по существу.
При таких обстоятельствах в настоящее время возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, такая возможность утрачена, устранение допущенного нарушения на данной стадии невозможно.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая изложенное, вынесенный по делу акт должностного лица административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу законного представителя администрации Харбинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия Мухараевой Т.М. удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия Манджиева Х.А. от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении Администрации Харбинского сельского муниципального образования Республики Калмыкия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Калмыкия через Юстинский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий А.Ю. Даваев