ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Судья Тютрина С.Н.
№ дела в суде 1-ой инстанции 2-23/22
УИД: 27RS0002-01-2021-001181-26
пост. 20.05.2022 г.
дело № 33-1969/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2022 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ивановой В.А.,
судей коллегии Вагановой Е.С., Богдановой И.Ю.
при секретаре Рампиловой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности, по апелляционным жалобам представителей Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А., Мирошниковой С.Б. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования Военного прокурора Улан-Удэнского гарнизона удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной №..., расположенной по адресу: <...>, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Улан-Удэнского гарнизона, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просит обязать Министерство обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации произвести оборудование прикотельной территории №..., расположенной по адресу: <...>, места складирования и накопления (хранения) золошлаковых отходов в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование искового заявления указали, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой №10 ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Восточному военному округу экологических и санирно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Проверкой установлено, что на территории котельной №... отходы, образующиеся от сжигания угля-золошлаки, хранятся в открытом грунте на необорудованной площадке.
В ходе производства по делу истец уточнил исковые требования, просил суд обязать Министерство обороны РФ произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной №43, расположенной по адресу: <...>, в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу. Заявил отказ от исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление».
Определением суда от 22.09.2021 г. производство по делу в части исковых требований к ФГБУ «Центральное жилищно- коммунальное управление» прекращено.
Представитель истца Стукалов И.Д. в судебном заседании иск к Министерству обороны Российской Федерации поддержал в полном объеме. Суду пояснил, что прикотельная территория, где хранятся золошлаковые отходы, должна быть оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель ответчика Министерства Обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Суду представлено письменное возражение, в котором представитель ответчика просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представители ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, ЖКС №10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Минобороны России Трофимова А.А. просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что суд с недостаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, не дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены не верно.
В апелляционной жалобе представитель Минобороны России Мирошникова С.Б. также ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции.
В заседание судебной коллегии не явились представители Минобороны России, филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, Жилищно-коммунальной службы № 10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ по Восточному военному округу – о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, посчитала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании прокурор Стукалов И.Д. полагал, что доводы апелляционных жалоб не подлежат удовлетворению.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно абз. 5 ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 размещение отходов представляет собой хранение (складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения) и захоронение отходов (изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Министерство обороны РФ является собственником котельной инвентаризационный номер №43, расположенной в военном городке №62 по адресу: Республика Бурятия, Заиграевский район, п. Онохой-3.
В соответствии с актом о приеме-передаче здания, коммунального сооружения, инженерных сетей в эксплуатацию от 31.03.2017 г. №ВВО/ЖКО № 6/ЖКС №6/4/0354 за ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) на праве оперативного управления закреплена котельная № ..., расположенная по адресу: <...>. С 01 апреля 2017 года теплогенерирующий объект Министерства обороны Российской Федерации фактически эксплуатируются ЖКС № 10.
Военной прокуратурой Улан-Удэнского гарнизона проведена проверка исполнения жилищно-коммунальной службой № 10 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу (далее - ЖКС № 10) экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Из контрольного листа проверки с привлечением специалистов 718 Регионального экологического центра Минобороны России (по Восточному военному округу) от 03.03.2021 года следует, что отходы 4(5) класса опасности накапливаются навалом, насыпью, в виде гряд. Площадка для хранения золошлаковой смеси на котельной располагается с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесов и т.д.); поверхность площадки имеет искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт); по периметру площадки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков.
Таким образом, установлено, что площадка для временного хранения отходов производства - золошлаков не оборудована в соответствии с требованиями законодательства в области окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Установив вышеприведенные обстоятельства, руководствуясь ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 11, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 8, 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.ст. 12, 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 296, 209, 210 ГК РФ, п. 3.4 СанПин 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.04.2003 N 80), пунктами 215, 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 3, п. 1 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом суд исходил из того, что обязанность по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, а также соблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства законом возложено на собственников таких земельных участков и объектов, в результате эксплуатации которых появляются отходы производства и потребления. Вследствие указанных нарушений требований действующего законодательства ущемляются права неопределенного круга лиц на санитарно-эпидемиологическое благополучие и на благоприятную и безопасную окружающую среду. Хранение в открытом грунте на необорудованной площадке отходов, образующихся от сжигания угля – золошлаков, приводит к загрязнению почвы, окружающей среды и атмосферы, создает неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую обстановку, а также способствует возникновению и развитию у граждан дыхательных и неинфекционных заболеваний. Действия ответчика по накапливанию и хранению золошлаков на необорудованной площадке прикотельной территории нарушают вышеуказанные положения ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Земельного кодекса Российской Федерации, СанПиН 2.1.3684-21, это создает неблагополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку, влечет угрозу наступления неблагоприятных последствий, что затрагивает интересы неопределенного круга лиц. Доказательств обратного ответчиком суду, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, так как он соответствует установленным обстоятельствам и не противоречит нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со ст. 4 Закона об отходах производства и потребления право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
В силу положений статьей 209 и 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу указанных норм Министерство обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность произвести строительство мест накопления и хранения золошлаковых отходов на прикотельной территории котельной.
Доводы апелляционной жалобы о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, являются необоснованными.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 3. ст. 35 этого Федерального закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено прав обращения в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Заявление по данному делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
Судебная коллегия отмечает, что возложение истребуемой прокурором обязанности на ЦЖКУ невозможно, поскольку в оперативное управление им передано лишь помещение котельной, земельные же участки на которых возможно строительство площадок находятся в собственности Министерства Обороны ПФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судебное решение должно быть исполнимым, выполнение работ по обеспечению обустройства площадки для хранения золошлаковых отходов возможно только после определения стоимости подлежащих выполнению работ, объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана капитального ремонта на соответствующий год, судебная коллегия отклоняет, поскольку судебным актом на Минобороны России возложена обязанность по устранению норм действующего законодательства, и в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ самостоятельно определяет порядок действий, которые ему надлежит совершить для исполнения требований судебного акта.
Доводы апелляционных жалоб не содержат правовых оснований для отмены решения суда, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств и не могут являться основаниями для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права.
С учетом изложенного, решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 17 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья:
Судьи коллегии:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01.07.2022 г.