24OS0000-01-2021-000177-43
Дело № 3А-339/2021
121а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
с участием представителя Правительства Красноярского края Пенкина И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-339/2021 по административному иску Михальченко Евгения Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания,
У С Т А Н О В И Л:
Михальченко Е.В. обратился с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:0004, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, <адрес> и нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, <адрес>
По результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2011 года для земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:0004 установлена кадастровая стоимость в размере 1 610 278 рублей 02 копейки; по состоянию на 01 июня 2011 года для нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 установлена кадастровая стоимость в размере 5 059 809 рублей 34 копейки.
По итогам независимой оценки, выполненной ООО «Независимая оценка» и представленной в отчете № 021005 от 21 января 2021 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 759 000 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 по состоянию на 01 июня 2011 года составляет 3 416 000 рублей.
Установление кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания, не соответствующей их рыночной стоимости нарушает права административного истца, поскольку она является плательщиком налога на имущество и земельного налога, размер которых определяется исходя из кадастровой стоимости зданий и земельного участка.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:0004 в размере его рыночной стоимости – 759 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года; установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 в размере его рыночной стоимости – 3 416 000 рублей, определенной по состоянию на 01 июня 2011 года.
Представитель Правительства Красноярского края Пенкин И.И., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что значительная разница между кадастровой и рыночной стоимостью объектов недвижимости свидетельствует о недостоверности определенной рыночной стоимости.
В письменных пояснениях представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее - Управление Росреестра по Красноярскому краю) Байрамова Э.М., действующая на основании доверенности, ходатайствовала о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Управления Росреестра по Красноярскому краю, возражений относительно административного искового заявления и изложенных в нем доводов не привела.
Административный истец Михальченко Е.В., Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра»), администрация города Назарово Красноярского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие административного истца Михальченко Е.В., представителей Управления Росреестра по Красноярскому краю, ФГБУ «ФКП Росреестра», администрации города Назарово Красноярского края, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (пункт 1).
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2)
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом (подпункт 1); квартира, комната (подпункт 2); гараж, машино-место (подпункт 3); единый недвижимый комплекс (подпункт 4); объект незавершенного строительства (подпункт 5); иные здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6).
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Законом Красноярского края от 01 ноября 2018 года № 6-2108 «Об установлении единой даты начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Красноярского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2019 года.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии (часть 2). Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4).
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 3 части 11).
Судом установлено, что Михальченко Е.В. на основании договоров купли-продажи от 10 октября 2006 года и от 29 апреля 2003 года является собственником земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, <адрес>, и нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, <адрес>, что подтверждается указанными договорами и выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2020 года (л.д. 10-33).
Согласно выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 28 декабря 2020 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 1 610 278 рублей 02 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 27 января 2012 года; кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 по состоянию на 01 июня 2011 года составляет 5 059 809 рублей 34 копейки, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в ЕГРН – 28 марта 2012 года (л.д. 13-15).
Вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 22 ноября 2011 года № 708-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края». Кадастровая стоимость нежилого здания утверждена Постановлением Правительства Красноярского края от 18 января 2012 года № 15-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства Красноярского края».
Оспаривая кадастровую стоимость земельного участка и нежилых зданий, административный истец представил в суд отчеты об оценки их рыночной стоимости № 021005 от 21 января 2021 года, выполненный ООО «Независимая оценка» (оценщик Шестопалова Н.Е.), согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 759 000 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 по состоянию на 01 июня 2011 года составляет 3 416 000 рублей (л.д. 36-146).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценке (ФСО № 1)», утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20 мая 2015 года № 297, подход к оценке - это совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Метод проведения оценки объекта оценки - это последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.
Основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком (пункт 11 ФСО № 1).
Оценщик вправе самостоятельно определять необходимость применения тех или иных подходов к оценке и конкретных методов оценки в рамках применения каждого из подходов (пункт 24 ФСО № 1).
Итоговая величина стоимости объекта оценки должна быть выражена в рублях Российской Федерации (пункт 27 ФСО № 1).
Судом установлено, что при оценке земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4 и нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 оценщиком применен сравнительный подход, в рамках которого использован метод сравнения продаж по объектам-аналогам, предусматривающий сравнение объекта оценки с объектами - аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов.
Оформление и содержание отчета об оценке № 021005 от 21 января 2021 года соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчетов об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки. Отчет основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов. Оценщиком проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, участвующими в деле лицами не опровергнута и не оспаривалась, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено и ходатайств о назначении экспертизы не заявлено. На какие-либо конкретные недостатки отчета Правительством Красноярского края не указано.
У суда нет оснований ставить под сомнение выводы оценщика о том, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4 по состоянию на 01 января 2011 года составляет 759 000 рублей; рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 по состоянию на 01 июня 2011 года составляет 3 416 000 рублей.
Поскольку в соответствии пунктом 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении зданий определяется исходя из их кадастровой стоимости, а также, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, не соответствующие действительной рыночной стоимости этих объектов, нарушают права административного истца, подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Поскольку в установленный законом максимальный пятилетний срок не была проведена очередная государственная кадастровая оценка, предусмотренный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пятилетний срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подлежит восстановлению.
С учетом изложенного, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4, нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 должна быть определена в размере их рыночной стоимости, которая подтверждена соответствующими доказательствами.
Датой обращения Михальченко Е.В. с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4, нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 следует считать дату подачи административного искового заявления в Красноярский краевой суд – 24 февраля 2021 года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Михальченко Евгения Васильевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого здания – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 759 000 рублей, определенной по состоянию на 01 января 2011 года.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Назарово, <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 3 416 000 рублей, определенной по состоянию на 01 июня 2011 года.
Датой обращения Михальченко Евгения Васильевича с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:54:№:4, нежилого здания с кадастровым номером 24:54:№:825 считать 24 февраля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин
Решение в окончательной форме принято 09 апреля 2021 года.