РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Савченко Л.В., при секретаре Синициной А.А., с участием процессуального истца – заместителя прокурора Нижнеингашского района Алексеевич С.В., ответчиков - Макарова М.А., Станового М.В., Доронина Ю.В., Евдокимова М.З., Шотт А.В., Болотова П.П., Селиванова В.Н., Лымаренко М.И., Становой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края к ответчикам Комплексному сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Содружество», Макарову М.А., Доронину Ю.В., Фертих В.И., Евдокимову М.З., Шотт Т.В., Макарову С.А., Маслодудо Н.Н., Лымаренко Г.М., Лымаренко М.И., Макарову И.А., Становому М.В., Становой А.С., Шотт А.В., Болотову П.П., Бровкину В.П., Селиванову В.Н. о взыскании в доход бюджета Российской Федерации – Красноярский край полученных денежных средств – субсидии в размере 2 327 530 рублей,
установил:
прокурор Нижнеингашского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах субъекта Российской Федерации – Красноярского края в лице Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края (с учетом определения суда том 3 л.д. 107) с требованием о солидарном взыскании с Комплексного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Содружество» и Макарова М.А. полученных денежных средств – субсидии в размере 2 327 530 рублей. В последующем исковые требования были уточнены (том 2 л.д. 255), просит взыскать с Комплексного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Содружество» (далее КСПК «Содружество») в доход бюджета субъекта Российской Федерации – Красноярский край полученные денежные средства в размере 2 327 530 рублей, при недостаточности средств и имущества взыскать указанную сумму ущерба в субсидиарном порядке с членов КСПК «Содружество: Макарова М.А., Доронина Ю.В., Фертих В.И., Евдокимова М.З., Шотт Т.В., Макарова С.А., Маслодудо Н.Н., Лымаренко Г.М., Лыморенко М.И., Макарова И.А., Станового М.В., Становой А.С., Шотт А.В., Болотова П.П., Бровкина В.П., Селиванова В.Н.. Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой района при проведении общенадзорной проверки исполнения законодательства при реализации государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» было установлено, что КСПК «Содружество» в лице председателя Макарова М.А. за период 4 квартал 2014 года, 1,2,3,4 кварталы 2015 года, 1,2 кварталы 2016 года незаконно получил субсидии на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) в размере 2 327 530 рублей. Между КСПК «Содружество» в лице Макарова М.А. и Министерством сельского хозяйства Красноярского края заключено соглашение о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственному производственному кооперативу. В соответствии со ст. 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 года № 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» Макаров М.А. для получения субсидий на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории края ежеквартально в период: 4 квартал 2014 года, 1,2,3,4 кварталы 2015 года, 1,2 кварталы 2016 года в Министерство предоставлял документы: заявление на предоставлении субсидии, расчет субсидии и документы, подтверждающие закуп животноводческой продукции. Указанные документы подписаны Макаровым М.А. от имени председателя кооператива и главного бухгалтера. На лицевой счет КСПК «Содружество» из Министерства сельского хозяйства Красноярского края поступили субсидии: за 4 квартал 2014 года в размере 454910 рублей, за 1,2 квартал 2015 года в размере 422555,82 рублей, за 3 квартал 2015 года в размере 613524,18 рублей, за 4 квартал 2015 года в размере 348900 рублей, за 1 квартал 2016 года в размере 187380 рублей, за 2 квартал 2016 года в размере 300260 рублей, а всего поступило субсидии на общую сумму 2 327 530 рублей. Деньги получены Макаровым М.А. Однако в ходе опроса граждан, указанных в реестре граждан у которых произведен закуп животноводческой продукции, установлены лица, не сдававшие мясо в КСПК «Содружество» в указанные периоды времени. Следовательно Макаровым М.А. для получения государственной поддержки в виде субсидий на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции, в Министерство сельского хозяйства края в указанные периоды предоставлялись недостоверные сведения, и как следствие, недостоверный расчет субсидии. Согласно заключенного между КСПК «Содружество» и Министерством соглашения на предоставление государственной поддержки, на КСПК «Содружество» возложена ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых для получения субсидии. По условиям Соглашения, субъект агропромышленного комплекса обязан возвратить в краевой бюджет субсидию в случае нарушения условий ее предоставления, или в случае установления факта предоставления им недостоверных сведений, содержащихся в документах, предоставленных для получения субсидий.
Материальным истцом в лице представителя Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края представлены отзывы на иск, заявленный прокурором в порядке ст.45 ГПК РФ (том 2 л.д.37-38, л.д.79-80). Из содержания отзывов усматривается, что Министерство иск не поддерживает, не оспаривая при этом заключение между КСПК «Содружество» и Министерством Соглашения о предоставлении государственной поддержки от 14.01.2015 года №27/6, а также фактическое предоставление из краевого бюджета в рамках Соглашения КСПК «Содружество» 2 327 350 рублей субсидии на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории края. Позиция материального истца мотивирована тем, что между Министерством и Макаровым М.А. каких-либо соглашений не заключалось, так как субсидия предоставлена кооперативу в качестве компенсации понесенных затрат, то указанные средства в соответствии со ст.34 ФЗ от 08.12.195 года №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» является источником формирования имущества кооператива. В производстве СО ОМВД России по Нижнеингашскому району находится уголовное дело, возбужденное в отношении Макарова М.А. по признакам преступления ч.3 ст.159.2 УК РФ, связанного с получением КСПК «Содружество» субсидии. После вступления в законную силу приговора суда по уголовному делу, в адрес КСПК «Содружество» будет направлено письменное уведомление о возврате в краевой бюджет сумм субсидий, а в случае если КСПК «Содружество» не произведет возврат сумм, Министерство самостоятельно обратиться с иском о принудительном взыскании.
Относительно позиции материального истца об отказе от иска, судом вынесено определение (том 2 л.д. 206-207).
В судебном заседании заместитель прокурора Нижнеингашского района Алексеевич С.В. исковые требования с учетом их уточнения поддержала, просит взыскать с КСПК «Содружество» в доход бюджета субъекта Российской Федерации – Красноярский край полученные денежные средства в размере 2 327 530 рублей, в случае отсутствия средств и имущества у КСПК «Содружество» просит взыскать указанную сумму ущерба в размере 2 327 530 рублей в субсидиарном порядке в размере паевых взносов с членов КСПК «Содружество: Макарова М.А., Доронина Ю.В., Фертих В.И., Евдокимова М.З., Шотт Т.В., Макарова С.А., Маслодудо Н.Н., Лымаренко Г.М., Лыморенко М.И., Макарова И.А., Станового М.В., Становой А.С., Шотт А.В., Болотова П.П., Бровкина В.П., Селиванова В.Н.
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края своего представителя в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Ответчик Макаров М.А. в судебном заседании заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, не признал в полном объеме; пояснил, что в период осуществления им полномочий председателя КСПК «Содружество» закупом животноводческой продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимался не только он сам, но и по его просьбе, не состоящие в каких – либо отношениях с КСПК «Содружество» экспедиторы - Ч.Д.Ю., К.К.Г., Н.В.В. Данные лица, сами за свои средства закупали мясо у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, отбирали у тех закупочные акты, привозили акты ему и он покупал у экспедиторов данное мясо и забирал акты. Реестры купленной животноводческой продукции он, Макаров М.А., оформлял сам, акты ложились в основу реестра. Документы на субсидию направлялись в Министерство согласно Соглашению. Не оспаривает предоставление за указанный в иске период КСПК «Содружество» из краевого бюджета субсидии в общей сумме 2 327 530 рублей. Указанные деньги были потрачены на нужды КСПК «Содружество». В настоящее время он не является председателем КСПК «Содружество», но остается членом кооператива. С августа 2017 года председателем избрана прежний член кооператива Маслодудо Н.Н. Пояснил, что кооператив имеет паевых фонд около 560000 рублей, решениями общих собраний членов кооператива утверждены размеры основного и дополнительного паевых взносов, создание резервного фонда закреплено Уставом кооператива.
Ответчики Становой М.В., Доронин Ю.В., Евдокимов М.З., Шотт А.В., Болотов П.П., Селиванов В.Н. в судебном заседании с иском не согласны, просили в удовлетворении требований отказать.
Председатель КСПК «Содружество» Маслодудо Н.Н. в судебном заседании (том 2 л.д. 162-172) заявленные исковые требования не признала, полагая иск не обоснованным. Показала, что закупом животноводческой продукции в указанные в иске периоды занимался прежний председатель КСПК «Содружество» Макаров М.А. В настоящее время кооператив также занимается закупом животноводческой продукции – мяса у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, но субсидии от Министерства уже не получает. КСПК «Содружество» держит КРС, выращивают телят, назвать точное поголовье не смогла, ввиду производимой выбраковки.
Ответчики Лымаренко Г.М., Бровкин В.П., Фертих В.И. в судебном заседании (том 3 л.д. 100-106) с иском не согласны, просили в удовлетворении требований отказать.
Остальные соответчики, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Соответчик Макаров И.А., отбывающий наказание в <адрес>, в судебное заседание не доставлялся, поскольку ГПК РФ и другие законы не предусматривают обязанности суда этапировать осужденного для участия в судебном заседании по гражданскому делу. При этом о времени и месте рассмотрения дела он извещен, о чем имеется расписка; в ходе подготовки дела ответчику разъяснялись его процессуальные права, обязанности, в том числе право на ведение дела через представителя. Возражений на иск ответчиком не представлено.
Третьи лица – Министерство финансов Красноярского края, администрация МО Нижнеингашский район Красноярского края в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Суд, руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам:
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 179 БК РФ предусмотрено, что государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии со ст.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" государственная поддержка субъектов агропромышленного комплекса края - совокупность мер финансового, экономического, управленческого, информационного, организационного, правового и иного характера, осуществляемых органами государственной власти края в целях создания условий для стабильного и эффективного функционирования и развития агропромышленного комплекса края.
В силу ст.7 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487, субъект агропромышленного комплекса края для включения в перечень получателей субсидий и получения субсидий представляет в орган исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса заявление, справку-расчет на предоставление субсидий по формам, утвержденным органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса, и документы, предусмотренные настоящим Законом и (или) в случаях, установленных настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства края. Субъекты агропромышленного комплекса края в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для включения в перечень получателей субсидий и получения субсидий.
Согласно п. б ч.1 ст. 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487, государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности осуществляется в том числе, в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (молока, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) у населения края.
Законом Красноярского края от 19.03.2015 года N 8-3246 в п. б ч.1 ст. 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края» внесены изменения, согласно которым государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельской местности осуществляется в форме, в том числе, в форме предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (молока, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории края. Порядок и условия предоставления государственной поддержки, предусмотренной настоящей статьей, в том числе перечень, формы и сроки представления и рассмотрения документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством края (часть 2).
Постановлением Правительства Красноярского края от 31.01.2014 года N 25-п утвержден " Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (молока, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Красноярского края, в том числе перечня, форм и сроков представления и рассмотрения документов, необходимых для их получения, а также порядка возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении" (далее Порядок).
Субсидии, предусмотренные Порядком, предоставляются в целях компенсации (возмещения) части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (молока, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Красноярского края. Главным распорядителем средств краевого бюджета, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий, является министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее - Главный распорядитель).
Субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство (далее - кооператив), соответствующим требованиям, установленным статьей 2 Закона края N 17-4487, заключившим с Главным распорядителем соглашение о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, утвержденной приказом министерства финансов Красноярского края.
Для получения субсидии кооператив ежеквартально к установленному сроку представляет в исполнительный орган местного самоуправления муниципального района Красноярского края заявку, состоящую из следующих документов и информации: а) заявление о предоставлении субсидии; б) информацию для расчета субсидии; в) реестр документов, подтверждающих закуп животноводческой продукции (молока, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории Красноярского края; и иные документы.
Размер субсидии (Vсубсидии), предоставляемой из краевого бюджета, определяется исходя из фактических объемов закупленной кооперативом за отчетный период животноводческой продукции (молока в пересчете на молоко базисной жирности, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота в пересчете на живой вес) и ставок субсидирования за одну тонну животноводческой продукции по следующей формуле: Vсубсидии = Vзакупа x Стсуб, где: Vзакупа - объем фактически закупленной кооперативом за отчетный период животноводческой продукции (молока в пересчете на молоко базисной жирности, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота в пересчете на живой вес). При этом отчетным периодом является квартал в периоде с четвертого квартала предыдущего года по третий квартал текущего года включительно; Стсуб - ставка субсидирования за одну тонну животноводческой продукции (молока в пересчете на молоко базисной жирности, мяса свиней и мяса крупного рогатого скота в пересчете на живой вес), утвержденная законом Красноярского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
Предоставление субсидий осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет кооператива.
Согласно п. 13 Постановления Правительства Красноярского края от 31.01.2014 года N 25-п (в ред. на время предоставления субсидии), в случае установления факта несоблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также в случае установления факта представления кооперативом недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для получения субсидий, министерство не позднее 30 рабочих дней со дня получения кооперативом акта проверки подготавливает и направляет кооперативу письменное уведомление (далее - уведомление) о возврате перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения или представлены недостоверные сведения. Кооператив в течение 10 дней с момента получения уведомления обязан произвести возврат в доход краевого бюджета ранее полученных сумм субсидий, указанных в уведомлении, в полном объеме.
Согласно п. 4.2 Постановления Правительства Красноярского края от 31.01.2014 года N 25-п (ред. от 31.03.2017) мерой ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий является возврат субсидий в краевой бюджет в следующих случаях и размерах: а) установления факта нарушения кооперативом условий их предоставления, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка, - в полном объеме; б) установления факта предоставления кооперативами недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных ими для получения субсидий, - в полном объеме; г) установление факта нецелевого использования субсидии - в полном объеме.
При этом, главный распорядитель не позднее 30 рабочих дней со дня установления фактов, предусмотренных пунктом 4.2 Порядка, подготавливает и направляет кооперативу письменное уведомление о возврате перечисленных сумм субсидий в доход краевого бюджета. Кооператив в течение 10 дней с момента получения уведомления обязан произвести возврат в доход краевого бюджета ранее полученных сумм субсидий, указанных в уведомлении, в полном объеме. В случае если кооператив не возвратил субсидии в установленный срок или возвратил их не в полном объеме, Главный распорядитель обращается в суд с заявлением о взыскании перечисленных сумм субсидий в краевой бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что:
КСПК «Содружество» (далее Кооператив) создан решением общего собрания учредителей, зарегистрирован в ЕГРЮЛ 01.03.2007 года (том 1 л.д. 89-104, том 2 л.д. 10-19).
Председателем кооператива в период с 01.03.2007 года по 09.06.2017 года являлся Макаров М.А.
С 09.06.2017 года обязанности председателя кооператива возложены на Маслодудо Н.Н. (том 2 л.д. 158,159).
Согласно Уставу КСПК «Содружество» (том 1 л.д. 89-98, том 2 л.д. 250-252), Кооператив является юридическим лицом – некоммерческой организацией, может иметь в собственности имущество, от своего имени приобретать или осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах, иметь самостоятельный баланс, открывать расчетные, валютные и иные счета в банковских и кредитных учреждениях Российской Федерации (п.2.1).
По своим обязательствам кооператив несет имущественную ответственность в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (п.2.3). Основными задачами (предметом) его деятельности является, в том числе, и оказание услуг по переработке и сбыту продукции животноводства (п.3.2).
Имущество Кооператива состоит из основных и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость и перечень которых отражается на самостоятельном балансе (п.4.2). Имущество кооператива принадлежит ему на праве собственности (п.4.3).
Паевый фонд кооператива составляет 560 000 рублей (том 2 л.д. 10-19).
Согласно Уставу (п. 4.4.2) размер обязательного пая равен 500 рублям (5,88%). Дополнительный пай установлен Общим собранием членов кооператива 04.04.2007 года в размере не менее 30000 рублей (том 2 л.д. 243-245).
В случае невнесения дополнительного паевого взноса члены Кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам Кооператива в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов Кооператива (п. 4.7 Устава).
Кооператив в обязательном порядке формирует резервный фонд путем отчисления части прибыли Кооператива (п. 4.10 Устава).
Номинальная стоимость доли участников Кооператива определена следующим образом: Макарова М.А. – 500 рублей, Лымаренко М.И. – 500 рублей, Станового М.В. – 500 рублей, Становой А.С. – 500 рублей, Бровкина В.П. – 500 рублей, Селиванова В.Н. – 500 рублей, Фертих В.И. – 90500 рублей, Шотт Т.В. – 60500 рублей, Макарова С.А. – 60500 рублей, Маслодулдо Н.Н. – 60500 рублей, Лымаренко Г.М. – 30500 рублей, Макарова И.А. – 50500 рублей, Шотт А.В. – 60500 рублей, Болотова П. П. – 55500 рублей, Доронина Ю.В. – 500 рублей, Евдокимова М.З. – 500 рублей (том 2 л.д. 10-19).
Члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения годового баланса покрывать образовавшиеся убытки за счет резервного фонда Кооператива либо путем внесения дополнительных взносов. Убытки Кооператива распределяются в соответствии с долей участия члена Кооператива в хозяйственной деятельности. При невыполнении членом своих обязательств перед Кооперативом он несет ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством (п. 4.14, п. 9.2, п.9.2.1).
Как следует из выписки из протокола №12 от 20.11.2017 года решением наблюдательного совета КСПК «Содружество» исключены из кооператива в связи со смертью А.В.П. и С.Н.Л.; Ш.Т.В. и Ш.А.В. исключены из членства (с 20.11.2017 года) в связи с добровольным выходом из кооператива (том 2 л.д.241); ООО «Фортуна» ликвидировано (том 3 л.д. 75-79).
14 января 2015 года между Министерством сельского хозяйства Красноярского края (далее Министерство) и КСПК «Содружество» (субъект агропромышленного комплекса) в лице председателя Макарова М.А., действующего на основании Устава, в рамках оказания государственной поддержки в соответствии с Законом Красноярского края от 21.02.2006 года №17-4487 «О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края», заключено Соглашение №27/6 о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам (том 1 л.д. 13-16).
В силу пункта 2.2.1 Соглашения КСПК «Содружество» обязался представлять в Министерство заявление и документы для предоставления государственной поддержки, предусмотренные Законом края и (или) нормативными правовыми актами Правительства края и (или) Министерства по формам и в сроки, утвержденные Правительством края и (или) Министерством.
Согласно пунктам 2.4 и 2.5 Соглашения, КСПК «Содружество» гарантирует, что документы и информация, предоставляемые им для получения государственной поддержки, являются достоверными. КСПК «Содружество» несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения средств государственной поддержки.
При этом, пунктом 2.7 Соглашения установлено, что КСПК «Содружество» обязан возвратить в краевой бюджет предоставленные средства государственной поддержки в случае нарушения условий их предоставления, а также в случае установления факта предоставления им недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения субсидий.
В рамках исполнения Соглашения Макаровым М.А. от имени председателя и главного бухгалтера КСПК «Содружество» ежеквартально: 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года и 1,2 кв. 2016 года предоставлялись в Министерство документы на получение субсидий на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории края, а именно: заявления на предоставление субсидий (том1 л.д.18,24,31,40,49,57,66,67); расчет субсидии (том1 л.д.19,25,32,41,50,58); реестр документов, подтверждающих закуп животноводческой продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории края (том 1 л.д.20-23, 26-30,33-39,42-48,51-56,59-65,68-74).
Расчет количества закупленной животноводческой продукции производился на основании данных, содержащихся в закупочных актах о весе (в тоннах) мяса.
Таким образом, закупочные акты являлись документами, подтверждающими факт закупа мяса и объем приобретенной продукции. Акты должны были составляться с гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство на территории края, требовалось предоставление реквизитов выписки из похозяйственной книги об учете личного подсобного хозяйства гражданина, данных паспорта.
Потребность в субсидии (рублей) рассчитывалась исходя из количества закупленной у населения животноводческой продукции (тонн) с применением ставки субсидии (рублей).
Предоставленные Макаровым М.А. заявления от имени КСПК «Содружество» на получение субсидий были удовлетворены Министерством, в связи с чем на лицевой счет кооператива из средств краевого бюджета поступили денежные средства:
19.03.2015 года – за 4 квартал 2014 года в размере 454910 рублей (том 1 л.д.85);
22.07.2015 года – за 1,2 квартал 2015 года в размере 422555,82 рублей (том 1 л.д. 86);
30.11.2015 года – за 3 квартал 2015 года в размере 613524,18 рублей (том 1 л.д.86);
06.04.2016 года – за 4 квартал 2015 года в размере 348900 рублей (том 1 л.д.86);
27.04.2016 года – за 1 квартал 2016 года в размере 187380 рублей (том 1 л.д.87);
22.07.2016 года – за 2 квартал 2016 года в размере 300260 рублей (том 1 л.д.87),
а всего на общую сумму 2 327 530 рублей, что так же подтверждается выпиской по лицевому счету № (том 2 л.д. 110-113).
Факт получения субсидий на общую сумму 2 327 530 рублей за период: 4 квартал 2014 года, 1,2,3,4 квартал 2015 года, 1 и 2 квартал 2016 года, стороной ответчика не оспаривается, а из объяснений Макарова М.А. в суде следует, что полученные денежные средства субсидий были потрачены на нужды КСПК «Содружество» в полном объеме.
На основании задания первого заместителя прокурора Красноярского края Блошкина А.Г. от 17.03.2017 года (том 2 л.д. 222-240) прокуратурой Нижнеингашского района проведена общенадзорная проверка исполнения законодательства при реализации государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».
Проверкой установлено предоставление КСПК «Содружество» в Министерство недостоверных сведений в документах для получения субсидии на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) за период: 4 квартал 2014 года, 1,2,3,4 кварталы 2015 года, 1,2 кварталы 2016 года.
Факт предоставления КСПК «Содружество» в Министерство недостоверной информации и документов подтверждается:
- письменными объяснениями граждан (внесенных в реестр лиц у которых произведен закуп), опрошенных в ходе проверки ЭБиПК ОМВД России по Нижнеингашскому району и УЭБи ПК ГУ МВД России по Красноярскому краю (том 1 л.д. 107-148), из которых следует, что часть граждан личное подсобное хозяйство в период с 4кв. 2014 года по 2кв. 2016 года вообще не вели, в связи с чем выписок из похозяйственных книг предоставить не могли и мясо не продавали; либо держали хозяйство, но в КСПК «Содружество» и Макарову М.А. мясо не сдавали; закупочные акты и иные документы по реализации животноводческой продукции не подписывали; паспортных данных не предоставляли;
Указанные письменные объяснения в судебном заседании стороной ответчиков не оспорены и допустимыми доказательствами не опровергнуты.
- показаниями в суде ответчика Станового М.В., указанного в реестре граждан, сдававших в 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4, кв. 2015 года и в 1 кв. 2016 года мясо в КСПК «Содружество», о том он с 2011 года по настоящее время живет в <адрес>, личное подсобное хозяйство не ведет, никаких документов по закупу мяса не подписывал;
- аналогичными по содержанию показаниями свидетелей Ч.Д.Ю. и Н.В.В. том, что с КСПК «Содружество» они в трудовых, договорных отношениях не состоят. Личного подсобного хозяйства не имеют. По просьбе Макарова М.А. покупали мясо по деревням, рассчитываясь за мясо своими денежными средствами. После чего перепродавали мясо Макарову М.А., на это и жили. Акты которые заполняли граждане, продавшие им мясо, отдавали Макарову М.А. Однако назвать фамилии граждан, подписавших акты, затруднились;
- справкой начальника полиции ОМВД по Нижнеингашскому району и справкой о/у 8 отдела УЭБиПК ГУ МВД России по Красноярскому краю от 14.04.2017 года (том 1 л.д. 141), о том, что осужденный по ч. 4 ст. 228.1 УК РФ М.Р.Ш. (также указанный в реестре за 4 кв. 2014 года как гражданин, сдававший мясо в КСПК «Содружество») с 26.10.2014 года по 2016 год отбывал наказание в местах лишения свободы;
- реестрами документов, подтверждающих закуп животноводческой продукции у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство на территории края (том 1 л.д.20-23, 26-30,33-39,42-48,51-56,59-65,68-74);
- показаниями в судебном заседании свидетелей, указанных в реестрах как лица, у которых КСПК «Содружество» производил закуп мяса в период с 4кв. 2014 года по 2кв. 2016 года:
А.А.Н., указанного в реестрах (1,2,3,4 <адрес> года, 1,2 <адрес> года) с отчеством В., о том, что продажа им мяса Макарову М.А. никакими документами не оформлялась, - следовательно, вес приобретенного у него мяса документально не фиксировался, подписей он не ставил;
Ж.Н.В. (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года) о том, что мясо в КСПК «Содружество» он не сдавал, закупочные акты с ним не составлялись;
К.К.Г. (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года, 1,2 кв. 2016 года) о том, что с КСПК «Содружество» он в трудовых, договорных отношениях не состоял. По просьбе Макарова М.А. покупал мясо по деревням, рассчитывался за мясо своими деньгами, брал «подешевле, а продавал Макарову М.А. подороже», на что и жил. У граждан, у которых покупал мясо, отбирал подписанные закупочные акты (бланки). Эти акты отдавал Макарову М.А. Сам личное подсобное хозяйство не вел. Указание в реестрах его как лица, сдававшего мясо в КСПК «Содружество», объясняет тем, что покупал мясо у граждан и продавал его Макарову М.А.;
Г.Э.Т. (реестры 4 кв. 2014 года, 1 кв. 2015 года) о том, что в КСПК «Содружество» он мясо не продавал (не сдавал); продавал мясо один раз К.К.Г., при этом никаких документов о сдаче мяса не оформлялось;
Е.М.З. (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года, 1кв. 2016 года) о том, что с 2012 года по сентябрь 2016 года он жил в <адрес>, личного подсобного хозяйства не имел, мясо продавать в КСПК «Содружество» не мог, свой паспорт никому не оставлял, доверенностей не оформлял;
М.Ю.А, указанного в реестрах с отчеством А. (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года) о том, что продавал мясо на рынке только в розницу гражданам, никаких документов при продаже не подписывал;
Т.Е.В. (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года, 1,2 кв. 2016 года) о том, что он сдавал мясо только члену КСПК «Содружество» Маслодудо Н.Н., при этом акты приемки – сдачи мяса не составлялись и не подписывались;
Б.П.П. (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года) о том, что личное подсобное хозяйство он не держал. Закупал мясо в г. Канске, а затем продавал его на рынке в п. Нижний Ингаш;
З.Р.Г. (реестры 1,2 кв. 2016 года) о том, что продавал мясо трижды Ч.Д.Ю., полагает, что тот выступал от КСПК «Содружество». Свои паспортные данные при продаже мяса, не давал;
Э.Н.В. (реестр 4 кв. 2014 года) о том, что в КСПК «Содружество» она мясо никогда не сдавала;
М.А.Г., указанного в реестре с отчеством Г. (реестр 4 кв. 2015 года) о том, что мясо продавал только гражданам, при этом никаких документов не составлялось и им не подписывалось;
К.С.М. и Г.П.А. (реестр 4 кв. 2014 года), также пояснили, что мясо продавали только гражданам, документов при продаже не составляли и не подписывали;
П.М.В., указанного в реестре с отчеством В., (реестры 4 кв. 2014 года, 1,2,3,4 кв. 2015 года, 1,2 кв. 2016 года) о том, что сдавал мясо в КСПК «Содружество» но документов, актов о закупе с ним не составлялось, и им не подписывалось.
Не доверять показаниям допрошенных в судебном заседании свидетелей, оснований не имеется. При этом суд учитывает, что свидетели давали показания при отсутствии неприязненных отношений и причин для оговора бывшего председателя КСПК «Содружество» Макарова М.А. Свидетели были предупреждены судом об ответственности по ст. 307 и ст. 308 УК РФ.
Доводы ответчика Макарова М.А. об оказании давления со стороны процессуального истца - заместителя прокурора Алексеевич С.В. на свидетелей при их допросе в судебном заседании, запугивании свидетелей, - суд находит несостоятельными, поскольку: стороны с процессе пользовались равными правами и обязанностями; процесс являлся состязательным; вопросы прокурора к свидетелям были направлены на выяснение обстоятельств дела; жалоб со стороны свидетелей на процессуального истца не поступало.
В судебном заседании установлено, что КСПК «Содружество» имело право на получение из бюджета Красноярского края субсидий на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (мяса свиней и мяса крупного рогатого скота).
Однако сведения в документах на получение данной меры государственной поддержки, предоставляемых от имени КСПК «Содружество» его председателем Макаровым М.А. за 4 квартал 2014 года, 1,2,3,4 кварталы 2015 года, 1,2 кварталы 2016 года в Министерство сельского хозяйства края для получения субсидий на компенсацию части затрат, связанных с закупом животноводческой продукции (мяса свиней и мяса крупного рогатого скота) были недостоверными поскольку в реестры, подтверждающие закуп, были внесены сведения о покупке продукции у лиц, фактически мясо в КСПК «Содружество» не сдававших, закупочные акты не подписывающих, личное подсобное хозяйство не ведущих.
Доводы ответчика Макарова М.А. о том, что закупом от имени КСПК «Содружество» занимались «его экспедиторы» Ч.Д.Ю., Н.В.В., К.Г.К. суд находит несостоятельными, поскольку данные лица в каких-либо трудовых, гражданско–правовых отношениях с кооперативом не состояли, оснований действовать от имени кооператива и отбирать закупочные акты, права не имели, - доказательств обратного суду не представлено.
Перепродавая Макарову М.А. закупленное у граждан мясо, Ч.Д.Ю., Н.В.В. и К.Г.К. фактически осуществляли предпринимательскую деятельность, сами личного подсобного хозяйства не вели.
Суд не признает доказательством по делу приобщенные Макаровым М.А. в судебном заседании закупочные акты от 13.08.2016 года (том 2 л.д. 196-198), поскольку данные документы не охватываются периодом, заявленным в иске.
Таким образом, судом установлено, что в документах для получения субсидии (в реестрах, в информации для расчета размера субсидии и т.д.) искажался объем животноводческой продукции, закупленной у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и, как следствие, искажался расчет потребности в субсидии.
Вместе с тем Министерство перечислило в КСПК «Содружество» за период с 4 квартала 2014 года по 2 квартал 2016 года из бюджета Красноярского края 2 327 530 рублей субсидии.
Учитывая, что мерой ответственности за нарушение условий, целей и порядка предоставления субсидий является возврат субсидий, - то сумма субсидии 2 327 530 рублей подлежит возврату в полном объеме в краевой бюджет, как причиненные Красноярскому краю убытки.
При определении лица, обязанного возместить вред Министерству, судом учитывается следующее:
07 июля 2017 года СО отдела МВД России по Нижнеингашскому району в отношении Макарова М.А. возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ (том 1 л.д. 106, том 2 л.д. 195 и справка от 26.02.2018 года) по факту хищения денежных средств при получении субсидий, в крупном размере в 4 квартале 2014 года и 1 квартале 2015 года. В качестве потерпевшего по делу признано М. в лице представителя Ш.; гражданский иск в порядке ст.44 УПК РФ не заявлен. В настоящее время по уголовному делу производится предварительное следствие, срок окончания уголовного дела не определен, в связи с большим объемом работы. Обвинение Макарову М.А. не предъявлялось.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (ч.1 ст.1064 ГК РФ).
Ст. 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Согласно ч.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Имущественная ответственность кооператива и его членов определена положениями статьи 123.3 ГК РФ и статьи 37 Федерального закона от 08 декабря 1995 года 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации), в соответствии с п.2 которой члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 5 процентов своего пая.
Пунктом 2 ст. 107 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 01.09.2014 года) предусмотрено, что члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размере и в порядке, предусмотренных законом и уставом кооператива.
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о сельскохозяйственной кооперации, кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам членов кооператива, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 5 процентов своего пая.
Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения годового бухгалтерского баланса покрыть образовавшиеся убытки за счет резервного фонда кооператива либо путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов (ч. 3 ст. 37 данного Закона).
Исходя из положений ст. 399 ГК РФ и ст. 1 Закона о сельскохозяйственной кооперации субсидиарная ответственность членов кооператива является дополнительной к ответственности кооператива по его обязательствам и возникает в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива.
Согласно пункту 8 статьи 36 Закона о сельскохозяйственной кооперации, порядок распределения прибыли и убытков кооператива должен быть утвержден на общем собрании членов кооператива в течение трех месяцев после окончания финансового года.
В соответствии с пунктом 4.14 Устава КСПК «Содружество» члены кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения годового бухгалтерского баланса покрыть образовавшиеся убытки за счет резервного фонда кооператива либо путем внесения дополнительных взносов, размер которых определяется общим собранием кооператива. Убытки Кооператива распределяются в соответствии с долей участия члена в хозяйственной деятельности.
Члены кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ч. 3 ст. 37 Закона о сельскохозяйственной кооперации).
Вместе с тем, по мнению суда, в настоящий момент условия для наступления субсидиарной ответственности ответчиков – членов кооператива не наступили. Оснований полагать, что КСПК «Содружество» не способно возместить убытки, причиненные бюджету, у суда не имеется.
Напротив, как следует из материалов дела и показаний ответчиков, КСПК «Содружество» на стадии ликвидации или банкротства не находится, у Кооператива имеется резервный фонды и имущество за счет паевых взносов и доходов от предпринимательской деятельности. В силу п. 3 и п. 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, и никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Руководствуясь вышеизложенным и нормами ст. 399 ГК РФ, ст. 37 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», суд считает необходимым убытки в сумме 2 327 530 рублей взыскать с КСПК «Содружество», полагая преждевременным возложение судебным решением обязанности по погашению данных убытков членами кооператива.
При этом суд исходит и из того, что в случае отсутствия у Кооператива финансовой возможности возместить присужденные убытки, или в случае отказа членов кооператива погасить задолженность в добровольном порядке по правилам ч. 3 ст. 37 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», - истец вправе будет требовать возмещения с членов кооператива в порядке субсидиарной ответственности.
Исковых требований прокурора в части взыскания с КСПК «Содружество» полученных денежных средств субсидии подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В данном случае размер государственной пошлины, подлежащий взысканию с ответчика, следует определять исходя из размера государственной пошлины, которую должно было уплатить лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск.
В связи с чем, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета сумму государственной пошлины, от уплаты которой истец в силу действующего законодательства был освобожден, в сумме 19837,65 рублей (согласно ст. 333.19 НК РФ).
Руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Нижнеингашского района удовлетворить.
Взыскать с Комплексного сельскохозяйственного потребительского кооператива «Содружество» в доход бюджета Красноярского края денежные средства в размере 2 327 530 (два миллиона триста двадцать семь тысяч пятьсот тридцать) рублей.
Взыскать с КСПК «Содружество» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 19837 рублей 65 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2018 года.
Председательствующий