14RS0035-01-2023-004470-19
Дело № 2-4089/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Якутск 09 июня 2023 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Борисовой В.С., с участием помощника прокурора г. Якутска Матвеевой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Якутска в интересах несовершеннолетней ФИО10 к Окружной администрации Городского округа «Жатай» о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Якутска в интересах несовершеннолетней ФИО11 в порядке части 1 статьи 45 ГПК РФ обратился с иском в суд к Окружной администрации Городского округа «Жатай» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного здоровью, указывая на то, что прокуратурой города рассмотрено обращение ФИО12., являющейся законным представителем ФИО13, ____ года рождения. Установлено, что ____ г. в приемное отделение ГБУ РС (Я) «РБ№2-ЦЭМП» доставлен ребенок ФИО14 для оказания медицинской помощи по факту нападения неизвестной собаки на улице ____ Сообщение зарегистрировано в КУСП №№ от ____ г. в отделе полиции «Жатайское» МУ МВД РФ «Якутское». Согласно медицинской справке при обращении ребенка ____ г. имелись повреждения: укушенная рана левой голени. Проверкой установлено, что ____ г. на несовершеннолетнего ребёнка напало животное без владельцев по адресу: ____. В результате укуса безнадзорного животного, ребенок испытал моральные и физические страдания. Просит суд взыскать с Окружной администрации ГО «Жатай» за счет бюджета ГО «Жатай» в пользу матери ребенка ФИО15 компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Матвеева А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить. С доводами представителя ответчика не согласилась, указав, что считает ответчика виновным в причинении ребенку физического и морального вреда. Департамент ветеринарии РС(Я) не является виновным лицом.
В судебном заседании представитель Окружной администрации ГО «Жатай» Еникеев Р.А., участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с иском не согласился, поддержал доводы, указанные в возражении на иск, дополнительно пояснил, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что собака, укусившая ребенка, является безнадзорной, она была чипирована, значит была в приюте и выпущена в естественную среду обитания, Окружной администрации ГО «Жатай» (далее – ОА ГО «Жатай») не были переданы государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории п____, так как не предусмотрено соответствующее финансовое обеспечение, финансовое обеспечение должно обеспечиваться за счет субвенций из бюджета РС (Я). Создание приютов для безнадзорных животных отнесено к государственным полномочиям, которое Департаментом ветеринарии РС(Я) им не было передано. Между ГО «Жатай» и Департаментом ветеринарии РС (Я) ежегодно заключаются соглашения. Объявляются конкурсы на отлов животных, в ____ году заключены ___ контракта по отлову, в ____ году объявленные конкурсы не состоялись в связи с отсутствием заявок, в ____ году также объявлялось 3 конкурса, не состоялись в связи с отсутствием заявок, выделенные в ____ году субвенция возвращена в бюджет. Они делают все от них зависящее, однако мероприятия по отлову животных не проводятся, так как желающих участвовать в конкурсах нет, основной причиной которого является отсутствие приютов. Без приюта осуществление переданных полномочий в данной сфере становится невозможным. Отловленных собак негде держать, вакцинировать и проводить другие мероприятия. Считает надлежащим ответчиком по делу Департамент ветеринарии РС (Я). Просил в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании представитель ответчиков Департамент ветеринарии РС (Я) Колодезникова И.И. поддержала доводы, указанные в возражении на исковое заявление, при этом дополнительно пояснила, что Департамент ветеринарии РС (Я) не занимается строительством приютов, ОА ГО «Жатай» переданы государственные полномочия в области обращения с животными, выделяются субвенции из бюджета на все мероприятия, другие районы РС (Я) на полученные субвенции строят приюты, проводят аукционы по отлову животных, ОА ГО «Жатай» ничего не делает, соглашение они не подписывают, выделяемые субвенции не осваивают, в связи с чем денежные средства возвращаются в бюджет. В ____ году остались не освоенными 657 817,39 рублей, в ____ году выделены 189 514,72 рубля. Считает ОА ГО «Жатай» виновным в причинения укуса безнадзорной собакой ребенка.
Истец, законный представитель ФИО16 в суд не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) без участия не явившихся лиц.
Суд, заслушав доводы и пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Исходя из смысла пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе участвовать от лица несовершеннолетнего истца для защиты его прав и законных интересов в социальной сфере. С соответствующим заявлением в прокуратуру о защите прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО17 обратилась его мать ФИО18
Как следует из материалов отказного материала, зарегистрированного в КУСП №№ от ____ г. в отделе полиции «Жатайское» МУ МВД России «Якутское», ____ года в ___ час. ___ мин. в ДЧ ОП «Жатайское» через портал СОДЧ поступило сообщение о том, что в травмпункт г. Якутска с укушенной раной левой голени обратилась ФИО19 ___.
Согласно заключению экспертизы ГБУ «Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РС (Я)» №№ от ____ г. у Зуевой ФИО20., ____ г.р., обнаружены повреждения характера: рубец задней поверхности верхней трети левой голени, который является следствием зажившей раны. Данная рана по признаку кратковременного расстройства здоровья продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы (до 21 дня включительно), расценивается как повреждение, причинившее легкий вред здоровью человека, согласно п. 8.1 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом МЗ и СР №194н от 24.04.2008 г. Установить механизм образования ранв не представляется возможным, ввиду ее рубцевания, по давности могло быть причинено в период времени до 1 месяца к моменту осмотра, что подтверждается морфологическими особенностями рубца, причинено в результате 1 травмирующего воздействия.
Постановлением инспектора ПДН ОП «Жатайское» МУ МВД России «Якутское» ФИО21 в возбуждении уголовного дела по главе 16 УК РФ отказано в связи с отсутствием события преступления по п.1 ч. 1 ст. 24 УК РФ.
В указанном постановлении указано, что проведенной проверкой установлено, что ____ г. н/л ФИО22 около ___ час. ___ мин. находилась по адресу: ____, после учебных занятий играла с одноклассниками, в какой – то момент ФИО23 хотела обойти дом через двор по улице ____ когда проходила мимо, из подъезда №___ выскочила собака полукавказской породы, рыжего окраса, с лаем бросилась на ФИО24 укусила за левую ногу ___ раза. В это время подъехал автомобиль, из машины вышел мужчина, стал отгонять собаку, бросая булыжниками, Также женщина (ФИО25.), которая ждала такси у подъезда, незамедлительно подошла к девочке, осмотрев визуально, поняла, что собака не прокусила девочку, так как она была в зимнем комбинезоне, отправила ее домой.
Факт причинения несовершеннолетней ФИО26 вреда здоровью вследствие нападения на нее собаки в ходе рассмотрения дела не оспаривался, в связи с чем, необходимость в его доказывании не возникла.
Следовательно, причинение ребенку физических и нравственных страданий нашло свое подтверждение.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По общему правилу, установленному пунктами 1, 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Предусмотренная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Ссылки представителя ОА ГО «Жатай» о недоказанности факта нападения на ребенка собаки, не имеющей хозяина, судом не принимаются, так как опровергаются изученными в суде доказательствами.
Так, из отказного материала установлено, что согласно пояснениям матери ребенка - ФИО27 у собаки на ухе имелась бирка, что свидетельствует о том, что собака ранее была отловлена, помещена в приют, привита и выпущена в прежнюю среду обитания. Также в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указано, что на месте происшествия в подъезде №___ дома ___ по ____ инспектором ПДН ОП «Жатайское» лейтенантом полиции ФИО28 была обнаружена собака неустановленной породы рыжего окраса, у которой на правом ухе имелся чип, установленный в ветеринарной клинике в ГО «Жатай». Незамедлительно доложено в Окружную администрацию ГО «Жатай» для отлова.
Из пояснения ФИО29 следует, что собака, напавшая на девочку, проживает в подъезде дома по ____ давно, они всем домом ее подкармливают, к жильцам дома она добрая, а на других прохожих людей и на машины бросается.
Также в материалы дела представлена фотография собаки, у которой имеется чип на ухе.
Из информации Департамента ветеринарии РС(Я) от ____ г. установлено, что с адреса: ____ поступала заявка от граждан на отлов безнадзорной чипированной собаки, из заявки следует, что собака проявляет агрессию, бросается на людей. Указанная заявка была направлена в адрес Окружной администрации ГО «Жатай», однако со стороны Окружной администрации не были предприняты меры по отлову собаки.
Таким образом, суд приходит к выводу, что собака, напавшая на ФИО30 и укусившая ее, является безнадзорной собакой.
Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными урегулированы Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 498-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона №498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее -Федеральный закон № 52-ФЗ) настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно -эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пунктам 9.1, 9.2, 9.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 Главы IX. "Мероприятия по предупреждению случаев бешенства среди людей" органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляют контроль за соблюдением требований санитарного законодательства Российской Федерации, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев бешенства среди людей.
В целях профилактики заражения домашних животных, безнадзорных животных в населенных пунктах, случаев заболеваний среди людей также проводятся мероприятия по иммунизации против бешенства.
На основании указанных нормативно-правовых норм, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно пункту 9.5 вышеуказанных Правил регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.
Согласно части 4.1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ, органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится охрана жизни и здоровья людей.
Законом Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 года № 1288-З № 131-V «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон №1288) органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (далее - органы местного самоуправления) наделены отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территориях муниципальных образований (далее - отдельные государственные полномочия).
На органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий в соответствии с подпунктами 1- 3 части 2 статьи 4 Закона Республики Саха (Якутия) №131-V возложена обязанность осуществлять указанные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия); обеспечивать эффективное, целевое и рациональное использование финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий; соблюдать законодательство в части финансирования расходов, связанных с осуществлением указанных полномочий.
Статьей 11 вышеуказанного Закона установлено, что органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия).
Согласно части 3 статьи 1 Закона №1288 деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу пункта 2 ст. 3 Федерального закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 1 части 1 ст. 7 Федерального закона № 498-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в числе прочего, установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов, органами местного самоуправления муниципальных округов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 ст. 19 Федерального закона № 131-ФЗ).
По вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (части 1 и 3 ст. 20 Федерального закона №131-ФЗ).
Органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (часть 1 ст. 21 этого Федерального закона №131-ФЗ).
Из приведенных норм законов следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено осуществление полномочий в области обращения с животными, а также решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенные полномочиями в области обращения с животными, вправе передать эти государственные полномочия в области обращения с животными органам местного самоуправления, но лишь при условии передачи последним необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств.
Как следует из статьи 17 Федерального закона № 498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам. Осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев способами, предусматривающими жестокое обращение с животными, не допускается. Деятельность по обращению с животными без владельцев должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия) является Департамент по ветеринарии Республики Саха (Якутия), осуществляющий функции по реализации государственной политики в области ветеринарии, а также по контролю за организацией и эффективностью реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий обязан: обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий; осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления указанных полномочий, а также за целевым использованием органами местного самоуправления переданных им на эти цели финансовых средств; оказывать содействие органам местного самоуправления в разрешении вопросов, связанных с осуществлением указанных полномочий; давать разъяснения и оказывать методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления указанных полномочий; взыскивать в установленном порядке использованные не по целевому назначению финансовые средства, предоставленные органам местного самоуправления на осуществление указанных полномочий.
Как следует из ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на соответствующий финансовый год. Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, предоставляются бюджетам муниципальных районов (для распределения указанных средств между бюджетами поселений) и бюджетам городских округов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций.
Передача материальных средств, необходимых органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, осуществляется в соответствии с перечнем подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления (далее - перечень материальных средств), и в порядке, установленном законодательством. Предложения по формированию перечня материальных средств вносятся органами местного самоуправления в уполномоченный орган в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Закона. Уполномоченный орган на основании предложений по формированию перечня материальных средств определяет перечень материальных средств в течение трех месяцев со дня внесения органами местного самоуправления указанных предложений. Использование материальных средств на иные цели запрещается (статья 7 Закона).
В силу ст. 8 этого Закона органы местного самоуправления обязаны представлять в уполномоченный орган отчетность об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий. Отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных органам местного самоуправления на осуществление переданных им отдельных государственных полномочий, представляются в уполномоченный орган в соответствии с законодательством.
Статьей 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 02.04.2014 1288-З №131-V установлено, что контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий осуществляется уполномоченным органом в пределах его полномочий не менее двух раз в год.
Следовательно, на территории Республики Саха (Якутия) государственные полномочия по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев переданы органами государственной власти субъектов органам местного самоуправления на неопределенный срок, то есть по настоящее время. При этом уполномоченный орган при осуществлении органами местного самоуправления республики данных государственных полномочий обязан обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами, осуществляя контроль за целевым их использованием.
Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Саха (Якутия) утвержден Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2019 N 389 (далее – Порядок).
Указанный Порядок разработан в целях защиты животных, обеспечения регулирования и снижения численности животных без владельцев наиболее безопасными и гуманными методами для животных, а также укрепления нравственности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Согласно пункту 2.1 Порядка уполномоченным органом является Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия), осуществляющий организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Также в пункте 2.1 указано, что деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, содержание животных без владельцев в приютах для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев, возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка, размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, Правительством Республики Саха (Якутия) от 29.09.2021 N 397 утверждено Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными на территории Республики Саха (Якутия)"
Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и физическими лицами требований в области обращения с животными, установленными Федеральным законом от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю (надзору), осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных Федеральным законом N 498-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 19 Федерального закона N 498-ФЗ.
Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными на территории Республики Саха (Якутия) осуществляется Департаментом ветеринарии Республики Саха (Якутия).
В силу пункту 1.1 Положения о Департаменте ветеринарии Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23.12.2021 N 561, Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим функции по реализации государственной политики в области ветеринарии, регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
На основании пункта 1.6 данного Положения Департамент ветеринарии РС (Я) осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), предусмотренных на содержание Департамента ветеринарии и реализацию возложенных на него функций.
В соответствии с пунктом 1.7 положения финансирование Департамента ветеринарии РС (Я) осуществляется по смете доходов и расходов в пределах средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) по подразделу 0405 "Сельское хозяйство и рыболовство" и средств, поступающих от приносящей доход деятельности (средств от оказания платных услуг, средств, поступающих в связи с выполнением полномочий органов местного самоуправления по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев и других источников, не запрещенных законодательством).
В силу пункта 3.44 Положения Департамент наделен рядом полномочий в области ветеринарии, в частности: осуществляет контроль за организацией и эффективностью реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Согласно статье 8 Устава ГО «Жатай» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из бюджета Республики Саха (Якутия). Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства (кроме предоставленных из Федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия)) для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных Уставом: на мероприятия при осуществлении деятельности, включающей в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия в размере не более 600 000 (шестьсот тысяч) рублей ежегодно; на осуществление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан дополнительно к мерам, установленным в федеральных законах и законах Республики Саха (Якутия). Органы местного самоуправления муниципального образования несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случаях наделения федеральным законом или законом Республики Саха (Якутия) органов местного самоуправления муниципального образования ГО «Жатай» отдельными государственными полномочиями, субвенции на осуществление указанных государственных полномочий местному бюджету предоставляются из создаваемого в составе бюджета Республики Саха (Якутия) регионального фонда.
Как следует из пункта 6 части 1 ст. 35 Устава ГО «Жатай» Окружная администрация, в том числе осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления муниципального образования, в случае принятия соответствующего федерального закона или закона Республики Саха (Якутия).
Из представленных Департаментом ветеринарии РС (Я) доказательств установлено, что в ____ году из бюджета Республики Саха (Якутия) бюджету ГО «Жатай» была выделена субвенция в размере 657 817,39 рублей на осуществление полномочий по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев.
Между тем, Окружной администрацией ГО «Жатай» указанные денежные средства не были освоены, денежные средства возвращены в бюджет РС (Я).
Также в ____ году выделена субвенция из бюджета в размере 189 514,72 рубля.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что финансирование переданных государственных полномочий в сфере полномочий по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев из бюджета Республики Саха (Якутия) осуществляется вопреки доводам представителя ОА ГО «Жатай».
Между тем, несмотря на финансирование указанных полномочий со стороны ответчика Окружной администрацией ГО «Жатай» переданные полномочия по организации мероприятий по отлову и содержанию животных без владельцев надлежащим образом не исполняются.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 56 ГПК РФ суду не представлено.
Не представлены доказательства о внесении Окружной администрацией ГО «Жатай» предложений Департаменту ветеринарии РС Я) по формированию перечня материальных средств, которые должны вноситься органами местного самоуправления, как это предусмотрено статьей 7 Закона РС (Я) от 02.04.2014 года № 1288-З № 131-V, на основании которых Департамент ветеринарии РС (Я) должен формировать перечень материальных средств в течение трех месяцев со дня внесения органами местного самоуправления указанных предложений.
Кроме того, как было установлено в суде, с адреса ____ в ____ году ____ поступала заявка об агрессивной безнадзорной собаке, которую Департамент ветеринарии РС (Я) направлял в ОА ГО «Жатай» для отлова собаки.
Однако заявка об отлове агрессивной собаки с указанного адреса не была исполнена, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, исходя из установленных обстоятельств дела, а также выше приведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что причиной произошедшего явилось ненадлежащее исполнение Окружной администрацией ГО «Жатай» обязанностей по обращению с животными без владельцев.
Гарантированные ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
В силу статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье являются нематериальными благами.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Согласно статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Представленные доказательства свидетельствуют о том, что причиной произошедшего ____ года, а именно причинения физического и морального вреда несовершеннолетнему ребенку, является бездействие исполнительного органа местного самоуправления – Окружной администрации ГО «Жатай».
Обязанность возмещения вреда, причиненного ребенку, должна быть возложена на лица, ответственные за исполнение мероприятий по охране жизни и здоровью людей.
Определяя размер компенсации морального вреда, исходя из конкретных обстоятельств дела, морально - нравственных переживаний несовершеннолетнего ребенка, характер причиненных физических и нравственных страданий, ребенок испытывал сильную физическую боль, чувство страха, беспомощности и незащищенности, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его возраст, с учетом степени вины ответчика, а также с учетом требований разумности и справедливости, считает необходимым определить компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
Таким образом, иск подлежит частичному удовлетворению, с Окружной администрации ГО «Жатай» подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 20 000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░» ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░31, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░32, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ___ ░.░. ░░░░░░░░
___
___
___