Гражданское дело № 2-502/2024
УИД 67RS0008-01-2023-000695-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярцево 7 августа 2024 года
Ярцевский городской суд Смоленской области в составе:
Председательствующего (судьи) Помельникова О.В.,
при секретаре Клюевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению правопреемника Семеновой Валентины Ивановны – Андрейченковой Алены Викторовны к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Смоленской области, Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр» о возмещении убытков и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Правопреемник Семеновой В.И. – Андрейченкова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Смоленской области, Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр» о взыскании суммы затрат на приобретение лекарственного препарата для лечения Семеновой В.И. в размере 92000 рублей, компенсации морального вреда – 50000 рублей, расходов по оплате составления претензии и искового заявления в размере 4000 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что ее мать Семенова В.И. являлась инвалидом I группы бессрочно по общему заболеванию. В связи с имеющимся у Семеновой В.И. онкологическим заболеванием, 02.05.2023 ей был выдан рецепт на бесплатное получение медицинского препарата «Регорафениб», срок действия данного рецепта – 30 дней. Применение данного препарата производится курсами, прерывать которые по медицинским показаниям нельзя. Получить указанный препарат бесплатно Семенова В.И. не смогла, поскольку он вовремя не поступил в аптеку. Препарат поступил в аптеку только 06.06.2023, то есть по окончании срока действия рецепта. Поскольку данный препарат являлся для матери жизненно необходимым, она вынуждена была приобрести его за счет собственных средств в размере 92000 рублей. 25.05.2023 Семенова В.И. обратилась в Департамент (в настоящее время - Министерство), который принес свои извинения, для разрешения вопроса рекомендовал обратиться в суд. 29.06.2023 Семенова В.И. умерла. Смерть близкого человека причинила истцу нравственные страдания в виде глубоких переживаний, полученного стресса, чувства потери и горя. Ее переживания негативно сказались на состоянии здоровья. Полагала, что наиболее разумный и соразмерный причиненным моральным и нравственным страданиям размер компенсации морального вреда составляет 50000 рублей. Просила взыскать с ответчиков в солидарном порядке в счет возмещения причиненных убытков 92000 рублей, компенсацию морального вреда 50000 рублей; а также с каждого из ответчиков по 1333 рубля в счет возмещения судебных расходов.
В судебном заседании истец правопреемник Семеновой В.И. – Андрейченкова А.В. заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что лекарственный препарат Регорафениб» по рецепту от 02.05.2023 получен не был.
Представитель ответчика Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница» Селедцов А.Г. заявленные требования в отношении ОГБУЗ «ЯЦРБ» не признал, просил в их удовлетворении отказать. В ранее представленном отзыве на иск указано, что в рамках заключенных контрактов лекарственные препараты поступают на склад ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский центр» и в оперативном режиме распределяются в аптечную сеть льготного отпуска. Учреждение обеспечивает в каждый аптечной организации наличие неснижаемого товарного запаса лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для своевременного и бесперебойного лекарственного обеспечения льготополучателей путем распределения по каждой аптечной организации, осуществляющей отпуск льготополучателям по прикрепленности к учреждениям здравоохранения. Учреждение в течение двух рабочих дней информирует Департамент об отсутствии на складе аптечных организаций Учреждения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, рецепты на которые поставлены на отсроченное обслуживание, с целью их приобретения путем использования конкурсных способов (аукционных процедур) в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013.аптечным учреждениям запрещается отпускать лекарственные средства по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением лекарственных средств по рецептам, срок действия которых истек в период нахождения рецептов на отсроченном обслуживании. Семенова В.И. в последующем получала препарат по рецептам 6613053735 от 04.04.2023 выдан 06.04.2023, 6613057977 от 02.05.2023 выдан 08.06.2023. Семенова В.И. получала препараты по федеральной льготе. Указано на необоснованность истцом заявленного размера компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Смоленской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Областное государственное автономное учреждение здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр» также в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, Казас Н. просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал требования Андрейченковой А.В., просил их удовлетворить.
В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого из представленных доказательств, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Здоровье - состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (п.1 ст.2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (пп.3, 9 ст.2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу ст.10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно ст.11 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отдельные категории граждан имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
Статьей 6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Закона, набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе, предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно части 2 статьи 6.2. Закона, перечень лекарственных препаратов, в том числе, перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», которым определены группы населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Андрейченкова А.В. приходится дочерью Семеновой В.И. (л.д.87).
Согласно справке серии МСЭ-2022 №1558665 Семеновой В.И. была установлена повторно 1 группа инвалидности бессрочно (л.д.9).
Из представленных в материалы дела документов следует, что Семенова В.И. страдала онкологическим заболеванием, в связи с чем, ей было рекомендовано лечение, в том числе лекарственным препаратом «Регорафениб», которым она подлежала обеспечению за счет бюджетных средств.
Так, 02.05.2023 ОГБУЗ «ЯЦРБ» Семеновой В.И. оформлен рецепт серии 66 №13057977 на бесплатное получение медицинского препарата «Регорафениб, таблетки, покрытые пленочной оболочкой 40 мг, №84» 1 уп. в месяц (по 4 таблетки в день), срок действия рецепта – 30 дней (л.д.10).
В связи с отсутствием в аптечном пункте лекарственного средства, 24.05.2023 Семенова В.И. была вынуждена приобрести рекомендованный ей лекарственный препарат «Регорафениб» самостоятельно за свой счет, затратив денежные средства в общей сумме 92000 рублей (л.д.11).
Таким образом, на момент обращения лекарственное средство, наличие которого Министерство обязано контролировать, не было выдано по рецепту, указанный препарат Семенова В.И. не могла получить бесплатно, в связи с чем, нуждаясь в использовании препарата, приобрела его за счет своих собственных средств.
25.05.2023 Семенова В.И. обратилась в Департамент Смоленской области по здравоохранению (в настоящее время - Министерство) по вопросу возмещения денежных средств в размере 92000 рублей, потраченных на приобретение за свой счет лекарственного препарата «Регорафениб», которым она подлежал обеспечению за счет средств бюджета (л.д.12).
Департамент Смоленской области по здравоохранению (в настоящее время - Министерство) в письме от 02.06.2023 в ответ на обращение Семеновой В.И. от 25.05.2023 сообщил, что задержка в обеспечении ее препаратом «Регорафениб, таблетки, покрытые пленочной оболочкой» в мае текущего года связана с трудностями, возникшими при проведении дополнительной закупки препарата, в связи с чем, принесли свои извинения. По информации предоставленной уполномоченным организацией ОГАУЗ «Смоленский областной медицинский центр», осуществляющей закупку препарата «Регорафениб», поставка на склад запланирована до 06.06.2023. После проведенных мероприятий по приемке и оприходованию указанный лекарственный препарат будет распределен в пункты отпуска. О возможности получения незамедлительно будет сообщено сотрудником аптечного пункта ОГБУЗ «Ярцевская ЦРБ», где рецепт находится на отсроченном обслуживании. Кроме того, указано, что в случае, если гражданин, имеющий право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, не был им обеспечен и указанное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином стоимости этого лекарственного препарата за счет собственных средств, то потраченные средства подлежат возмещению за счет государственного органа по иску лица, чье право было нарушено (л.д.13).
29.06.2023 Семенова В.И. умерла (л.д.61,80).
Согласно материалам наследственного дела №36266870-360/2023, единственным наследником по завещанию после смерти Семеновой В.И. является Андрейченкова А.В. (л.д.79,81).
В силу пункта 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ, абзацем 11 Приложения №10 к Территориальной программе, обеспечение лекарственными препаратами льготной категории граждан осуществляется в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 гола №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Таким образом, законодательством предусмотрен минимальный объем лекарственных препаратов, который гарантирован гражданам при оказании медицинской помощи на бесплатной основе.
Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утвержденного постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 №13, Министерство здравоохранения Смоленской области (далее Министерство) является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере здравоохранения на территории Смоленской области.
Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства является разработка и реализация в пределах в пределах своей компетенции системы мер по охране здоровья населения, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи населению, в целях создания необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории Смоленской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Смоленской области, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Статья 45 Конституции Российской Федерации закрепляет государственные гарантии защиты прав и свобод гражданина и человека в Российской Федерации (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).
Среди таких способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет производить для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Андрейченкова А.В., заявляя требования о взыскании понесенных расходов на приобретение лекарственного препарата для Семеновой В.И., указывала на то, что неправомерное бездействие Министерства здравоохранения Смоленской области создало условия к несвоевременному обеспечению Семеновой В.И., страдавшей онкологическим заболеванием, необходимыми ей лекарственным препаратом бесплатно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения ею этого препарата и его оплаты за счет средств семьи.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если гражданин, имеющий право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами, не был ими обеспечен своевременно и в полном объеме и данное обстоятельство привело к необходимости оплаты гражданином либо членом его семьи стоимости этих лекарственных препаратов за счет собственных средств или средств его семьи, то потраченные средства, подтвержденные документально, должны быть возмещены за счет государственного органа, не исполнившего должным образом возложенные на него задачи по организации лекарственного обеспечения населения, на основании статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные лицу, право которого было нарушено.
С учетом того, что ответчик - Министерство здравоохранения Смоленской области не отрицал отсутствие необходимого препарата в спорный период времени в аптеке, а истцом доказан факт наличия права Семеновой В.И. на бесплатное получение лекарственного препарата и его приобретение за счет своих собственных средств, суд приходит к выводу о необходимости возложения ответственности в виде возмещения затрат истца на Министерство здравоохранения Смоленской области, не исполнившего свои обязательства надлежащим образом.
Разрешая иск в части требования о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
В силу п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 настоящего Кодекса.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из ст. ст. 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 названного Постановления).
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни).
Из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», следует, что причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (п. 15).
Андрейченкова А.В. в исковом заявлении указывала на то, что бездействие Министерства здравоохранения Смоленской области создало условия к несвоевременному оказанию медицинской помощи, выраженному в несвоевременном обеспечении ее матери Семеновой В.И. жизненно важным лекарственным препаратом, она испытывала переживания из-за того, что необходимые лекарственные препараты не поступали, ее мать при жизни испытывала переживания о возможном ухудшении состояния ее здоровья из-за несвоевременного предоставления жизненно важных лекарственных препаратов.
Суд учитывает тяжесть причиненных истцу нравственных страданий в связи с допущенным Министерством здравоохранения Смоленской области бездействием в обеспечении матери Андрейченковой А.В. – Семеновой В.И. жизненно необходимым ей лекарственным препаратом. Переживания истца относительно не поступления либо поступления несвоевременно необходимого лекарственного препарата, усугубляло состояние, как самой больной, так и отражалось на состоянии ее близких, что также причиняло им нравственные страдания.
С учетом изложенного, учитывая степень страданий дочери Семеновой В.И. – Андрейченковой А.В., конкретные обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с Министерства здравоохранения Смоленской области, в сумме 50000 рублей.
Взыскиваемый размер компенсации морального вреда будет отвечать принципам разумности и справедливости.
Суд отказывает в удовлетворении иска к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница», Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр», в связи с тем, что обеспечение жизненно необходимыми лекарственными препаратами в силу закона возложено на Министерство здравоохранения Смоленской области.
Кроме того, с ответчика Министерства здравоохранения Смоленской области в соответствии со ст.98 ГПК РФ, подлежат взысканию расходы по оплате составления претензии и искового заявления в размере 4000 рублей, которые подтверждены документально (л.д.4).
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Министерства здравоохранения Смоленской области (ИНН 673009960) в пользу Андрейченковой Алены Викторовны (паспорт 6612 №№002) понесенные убытки в размере 92000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, расходы по оплате составления претензии и искового заявления в размере 4000 рублей.
Исковые требования, заявленные к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ярцевская центральная районная больница», Областному государственному автономному учреждению здравоохранения «Смоленский областной медицинский центр», оставить без удовлетворения.
Сторона, не согласная с принятым судебным актом, вправе его обжаловать в апелляционном порядке в Смоленский областной суд, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (14 августа 2024 года). Апелляционная жалоба подается через Ярцевский городской суд Смоленской области.
Судья О.В. Помельников