Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,
при секретаре Арсеньевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-275/2019 по административному исковому заявлению Шарипова Б.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Шарипов Б.С. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что ему на праве собственности принадлежат:
- нежилое здание – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 615,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 629,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – телятник на 400 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 531,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – котельная, с кадастровым номером №, площадью 366,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных выше объектов недвижимости определена по состоянию на 24 июля 2013 года и составляет:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 89 529 558 рублей 27 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 89 861 350 рублей 98 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 87 444 711 рублей 54 копейки;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 9 082 206 рублей 42 копейки.
Административный истец не согласен с указанной выше кадастровой стоимостью нежилых зданий, считает ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются его интересы, как плательщика налога на имущество.
Согласно отчету об оценке от 31 августа 2018 года № №, подготовленному оценщиком ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», рыночная стоимость спорных объектов недвижимости по состоянию на 24 июля 2013 года составляет:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 10 832 022 рубля;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 10 832 022 рубля;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 10 188 431 рубль;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 1 167 116 рублей.
При таких обстоятельствах Шарипов Б.С. полагает, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости в судебном порядке.
На основании изложенного, административный истец просит суд:
- установить кадастровую стоимость нежилого здания – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 615,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 832 022 рубля;
- установить кадастровую стоимость нежилого здания – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 629,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 832 022 рубля;
- установить кадастровую стоимость нежилого здания – телятник на 400 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 531,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 188 431 рубль;
- установить кадастровую стоимость нежилого здания – котельная, с кадастровым номером №, площадью 366,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 167 116 рублей.
В процессе рассмотрения судом настоящего административного дела Шарипов Б.С. уточнил свои требования, наряду с указанными выше требованиями просит также восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Капустник К.В. административный иск поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше.
Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации муниципального района Сызранский Самарской области и Администрации сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.
Представитель Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения на административный иск, в которых оставил разрешение административных исковых требований по существу на усмотрение суда.
Представитель Администрации сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области представил письменное заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, решение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда.
Рные участвующие РІ деле лица письменных возражений РІ адрес СЃСѓРґР° РЅРµ направили.
Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Шарипова Б.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
РР· материалов дела следует, что Шарипову Р‘.РЎ. РЅР° праве собственности принадлежат:
- нежилое здание – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 615,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 629,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – телятник на 400 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 531,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое здание – котельная, с кадастровым номером №, площадью 366,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от 16 января 2015 года и от 19 января 2015 года, а также выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22 января 2019 года №№ №, №, № и №.
Кадастровая стоимость спорных нежилых зданий определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и по состоянию на 24 июля 2013 года составляет:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 89 529 558 рублей 27 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 89 861 350 рублей 98 копеек;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 87 444 711 рублей 54 копейки;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 9 082 206 рублей 42 копейки,
что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 5 октября 2018 года №№ №, №, № и №.
Административный истец, будучи собственником спорных объектов недвижимости, является плательщиком налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет сельского поселения Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником указанных выше нежилых зданий, имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых зданий, Шарипов Б.С. 17 декабря 2018 года обратился в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения Шарипова Б.С. в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых зданий, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.
Ввиду этого обращение Шарипова Б.С. в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий равной их рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года, то есть на дату, по состоянию на которую определена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 31 августа 2018 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», из которого усматривается, что объектами оценки являлись нежилые здания с кадастровыми номерами №, №, № и №, итоговая величина рыночной стоимости которых по состоянию на 24 июля 2013 года составляет:
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 10 832 022 рубля;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 10 832 022 рубля;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 10 188 431 рубль;
- в отношении нежилого здания с кадастровым номером № – 1 167 116 рублей.
Рсследовав отчет РѕР± оценке, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что РѕРЅ соответствует требованиям федерального законодательства РѕР± оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.
Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с требованиями статьи 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, а именно на 24 июля 2013 года.
Давая оценку исследованным доказательствам, СЃСѓРґ полагает, что приведенные РІ отчете РѕР± оценке выводы оценщика РЅРµ допускают РёС… неоднозначного толкования, исходные данные Рё расчеты РЅРµ РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией Рё приведенными расчетами. Ртоговое суждение Рѕ величине рыночной стоимости нежилых зданий основано РЅР° полном Рё объективном анализе ценностных характеристик Рё расчетных показателей стоимости, что РІ полной мере согласуется СЃ требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция Рё квалификация оценщика подтверждены приложенными Рє Отчету РѕР± оценке документами.
С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, № и №, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчет об оценке от 31 августа 2018 года № №, подготовленный оценщиком ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы», в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами №, №, № и № по состоянию на 24 июля 2013 года, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
РР· материалов административного дела следует, что датой обращения Шарипова Р‘.РЎ. РІ СЃСѓРґ является 17 декабря 2018 РіРѕРґР°, что подлежит указанию РІ резолютивной части настоящего решения СЃСѓРґР°.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административный иск Шарипова Б.С. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых зданий в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 615,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 832 022 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – коровник на 500 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 629,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 832 022 рубля.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – телятник на 400 голов, с кадастровым номером №, площадью 3 531,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 10 188 431 рубль.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания – котельная, с кадастровым номером №, площадью 366,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 167 116 рублей.
Датой подачи Шариповым Б.С. заявления в суд считать 17 декабря 2018 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 февраля 2019 года.
Председательствующий: Непопалов Г.Г.